Войти
Новости компаний
На правах рекламы,  21 августа 2016

Станет ли магистратура ответом системы образования на постоянно меняющиеся условия ведения бизнеса?

Для успешной конкуренции в стремительно изменяющихся условиях ведения бизнеса компаниям необходимо осуществлять инвестиции в непрерывное профессиональное развитие сотрудников.

Практико-ориентированное магистерское бизнес-образование является ответом белорусской системы образования на вызовы времени и направлено на решение проблемы подготовки высокопрофессиональных кадров для белорусской экономики. Так считает Наталья Владимировна Апанасович, декан факультета «Высшая школа бизнеса» Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ, где на сегодняшний день реализуется магистерская подготовка по 6 специальностям в сфере бизнес-управления.

— В Республике Беларусь растёт интерес к получению магистерского образования, а академическая степень магистра становится все более престижной и соответствует высшему уровню профессиональной подготовки специалиста с университетским образованием.

По данным Национального статистического комитета, численность магистрантов на начало 2015/2016 академического года (10 227 человек) более чем в два раза превысила численность магистрантов на начало 2010/2011 года. К 2020 прогнозируется рост численности магистрантов на 60%.

Обучение в магистратуре — второй ступени высшего образования — стало актуально в связи с интеграцией белорусской системы образования в международную систему и сокращением сроков обучения на программах высшего образования на первой ступени с 5 до 4 лет.

По опыту Европы видится очевидным, что 4 года обучения на первой ступени высшего образовании становится недостаточно для того, чтобы получить практико-ориентированные знания, хорошо оплачиваемую работу в будущем. В Беларуси же, где более 90% выпускников средних школ поступают в вузы, высшее образование на первой ступени все в меньшей степени является гарантией хорошего трудоустройства. Фактически высшее образование лишь показывает базовый уровень.

1. Экономика обучения и обучающиеся организации

Современный этап социально-экономического развития многих стран, которые находятся в стадии роста за счёт эффективности и за счёт инноваций определяется как «экономика обучения» (learning economy). Данный этап характеризуется быстрыми изменениями, вызванными новыми технологиями и глобализацией рыночных отношений. В этой связи, знания устаревают значительно быстрее, чем раньше, в эпоху массового производства. Люди и организации, как системы, должны приобретать новые компетенции для того, чтобы выдерживать жёсткую конкуренцию. Поэтому знания становятся ключевым ресурсом, а обучение — наиболее важным процессом на индивидуальном и организационном уровнях. Таким образом, продолжение обучения является объективной необходимостью.

2. Личностный рост: обучение через всю жизнь

Сегодня обучение на протяжении всей жизни — это не просто модная концепция или высокопарные слова, это уже новая реальность, осознаваемая многими специалистами и руководителями. У людей, которые придерживаются данной парадигмы, есть огромное желание пополнить свой резервуар знаний, бросить вызов самим себе в учебе. Они находят возможность посвятить свое время самому полезному занятию — развитию интеллекта. Обучение в магистратуре позволяет это делать системно и иметь весомое подтверждение достигнутого уровня — диплом магистра.

3. Более глубокие профессиональные компетенции

Обучение в магистратуре подразумевает не повторение дисциплин первой ступени по определенной специальности, а их углубленное изучение, аккумулирование знаний и развитие компетенций. Кроме того одна из основных задач практико-ориентированной магистратуры в сфере бизнес-управления — формирование организационно-управленческих компетенций и аналитического мышления. Например, целью магистратуры «Инновационный менеджмент» Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ является подготовка менеджеров для малых и средних инновационных предприятий, которые могут стать драйверами белорусской экономики уже в ближайшем будущем. В рамках новой магистратуры «Управление банковским бизнесом» магистранты изучают современные инструменты организации и ведения банковского бизнеса в широком наборе экономических, финансовых и управленческих дисциплин. Акцент обучения на программе MBA, цель которой — подготовка профессиональных управленцев, ставится на систематизации различных аспектов управления компанией.

4. Расширение возможностей занятости

Сегодня образовательная сфера Республики Беларусь находится в процессе трансформации вслед за изменениями квалификационных требований к специалистам, которые работают в разных областях экономики. То, что является обычной практикой в западных странах, начинает проявляться и у нас. В настоящее время становится привычным требование работодателей к наличию магистерской степени у соискателя, претендующего на руководящую должность. Компании, как правило, отдают предпочтение кандидатам с более высоким уровнем образования. Хотя наличие диплома магистра не является гарантией окончательного успеха, это, безусловно, открывает намного больше возможностей трудоустройства и карьеры.

5. Карьерный рост и финансовое вознаграждение

Степень магистра подразумевает глубокие современные знания и системное мышление, что свидетельствует о настойчивости, решительности, способности оценивать и анализировать данные, что является востребованными качествами для лиц, занимающих управленческие позиции. Сотрудник, продемонстрировавший успех в долгосрочном проекте под названием «Получение степени магистра», требующего целеустремленности, дисциплинированности, интеллекта, может претендовать на руководство и более масштабными проектами. Как следствие, по оценкам специалистов по рынку труда Европы, сотрудник со степенью магистра зарабатывает на 30% больше. По данным Financial Times, 89,9% выпускников магистратуры имеют преимущество на рынке труда в США.

6. Новое направление подготовки

Практико-ориентированная магистратура, в отличие от научной, позволяет сменить сферу деятельности специалиста. Наши данные показывают, что при поступлении в магистратуру люди все чаще стали менять и вуз, и специальность. Происходит это по разным причинам: разочарование в специальности высшего образования или желание повысить собственные котировки на рынке труда, получив дополнительно смежную специальность. Магистратуру по бизнес-специальностям выбирают те, чье образование не предполагало подготовку по управленческим и экономическим дисциплинам. Это, например, люди с техническим образованием, занимающие управленческие должности, которым не хватает бизнес-компетенций, чтобы быть успешными руководителями.

7. Практико-ориентированность

На программах работают, как правило, преподаватели с практическим опытом в бизнесе. Учитывая, что более 90% магистрантов учатся без отрыва от производства, что обеспечивается также при помощи современных технологий дистанционного обучения, все практические задания и проекты, как правило, выполняются на реальных данных, а их результаты часто используются в деятельности предприятий. Для этого магистрант имеет возможность выбрать такую тему диссертации, которая будет наиболее полезна для его профессиональной деятельности и предприятия, на котором он работает.

8. Нетворкинг

У магистрантов бизнес-школ есть отличные возможности для нетворкинга. Двухлетнее обучение на программах магистратуры предоставляет немало возможностей для общения с другими людьми из бизнеса, консультантами и экспертами. Часто из этого взаимодействия вырастают совместные проекты и даже новые предприятия.

9. Академическая карьера

Успешное окончание магистратуры дает возможность поступать в аспирантуру или на программу PhD в Европе и США.

Эти доводы свидетельствуют о том, что даже в неблагоприятной ситуации на рынке труда получение степени магистра имеет смысл и может рассматриваться как долгосрочная инвестиция.

В заключение хотела бы отметить, что магистратура по бизнес-специальностям является хорошей возможностью и для вчерашнего выпускника вуза, и опытного специалиста, стремящихся к карьерному росту, и даже руководителя, которому не хватает системных знаний для эффективного управления бизнесом.

У тех, кто еще не решил, во что инвестировать в ближайшие два года, есть возможность поступить на одну из программ практико-ориентированной магистратуры Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ.

Наталья Владимировна Апанасович, PhD университета Деусто, Испания

Декан факультета «Высшая школа бизнеса», Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ, к.э.н.

Справка:

Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ входит в состав комплекса Белорусского государственного университета и имеет статус высшего учебного заведения. Институт является одним из лидеров бизнес-образования Беларуси. Основан в 1996 году. Реализует программы бизнес-обучения по различным направлениям управления и экономики в формате высшего образования, магистратуры и дополнительного образования взрослых, в том числе программу МВА на английской языке.

За 20 лет успешного развития институт подготовил для белорусской экономики свыше 12 000 специалистов в области бизнес-управления. Выпускниками магистратуры стали более 1000 человек, в том числе 800 магистров программы МВА.

Специальности магистратуры ИБМТ БГУ:

Формы обучения — очная (вечерняя) и заочная.

Продолжительность обучения — от 1,5 до 2 лет в зависимости от специальности.

Приём документов до 24 августа 2016 года.

Контакты:

Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ
220007 Минск, ул. Московская, 5, каб. 310.
+375 (25) 906 63 38
+375 (17) 200 57 33
+ 375(29) 111 41 06
magistratura@sbmt.by

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент