Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Статистика «Про бизнес» 23 марта 2015

Как нарастает просроченная «дебиторка» – 2 графика

Как изменилась ситуация с дебиторской и просроченной дебиторской задолженностью в разных отраслях экономики в начале 2015, рассказывает наш эксперт Дмитрий Иванович.

Фото с сайта so-ups.livejournal.comФото с сайта so-ups.livejournal.comФото с сайта so-ups.livejournal.com
Фото с сайта so-ups.livejournal.com

– В январе 2015 дебиторская задолженность, по данным Белстата, выросла на 10,1 трлн рублей и достигла 228,8 трлн.

Наибольший прирост отмечен в:

  • электроэнергетике;
  • нефтепереработке;
  • у предприятий транспорта. 

Рост дебиторской задолженности преимущественно связан с энергетическими ресурсами. Он может объясняться переоценкой стоимости (в рублях) приобретаемых по импорту природного газа и электроэнергии.

Фото с сайта ria.ru
Фото с сайта ria.ru

Одновременно значительно снизилась дебиторская задолженность внутри страны перед предприятиями:

  • по производству продуктов питания;
  • оптовой и розничной торговли;
  • сферы операций с недвижимым имуществом.

Такая динамика может быть связана с определенными проблемами с ассортиментом в розничных сетях (по некоторым группам товаров он сократился) и ужесточению расчетов со стороны оптовых предприятий и производителей. Все это происходит на фоне проблем с импортными поставками потребительских товаров.

Ситуация с просроченной дебиторской задолженностью значительно отличается от динамики текущих расчетов.

В январе просроченная «дебиторка» выросла на 4,9 трлн и составила 45,4 трлн.

В целом по экономике пятая часть задолженности является просроченной.

Большая часть прироста просроченной дебиторской задолженности приходится на расчеты внутри страны.

Можно выделить два ключевых проблемных направления:

  • Электроэнергетика (прирост просроченной дебиторской задолженности на 0,9 трлн).
  • Производство продуктов питания (прирост на 1 трлн).

С учетом высокого прироста просроченной дебиторской задолженности и в сельском хозяйстве (на 0,5 трлн) речь может идти об образовании цепочки неплатежей в продовольственном секторе.

В строительстве прирост просроченной задолженности может быть связан с началом года и сдерживанием расходов госбюджета.

Изменение внутриреспубликанской дебиторской и просроченной дебиторской задолженности в январе 2015 по отдельным видам экономической деятельности, в млрд руб.

Предприятия по производству строительных материалов возглавляют список отраслей с наибольшим удельным весом просроченной задолженности по расчетам внутри страны.

Лучше всего обстоят дела со своевременностью расчетов в нефтепереработке.

Удельный вес просроченной задолженности в общем объеме внутриреспубликанской дебиторской задолженности по видам экономической деятельности, в %

Своевременность расчетов внутри страны в целом продолжает ухудшаться.

Три проблемные сферы:

1. Строительство и цепочка отраслей промышленности по производству строительных материалов.

2. Энергетика, расчеты с которой в целом ухудшились.

3. Продовольственный сектор, который испытал на себе последствия девальвации. С одной стороны, текущие расчеты в этом секторе улучшились. С другой – наблюдается резкий рост неплатежей по ранее отгруженной продукции. Как следствие, ухудшение расчетов с сельхозпроизводителями.

Новости компаний
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.