Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Статистика «Про бизнес» 15 мая 2015

Что сейчас происходит в строительстве

Наш экономический обозреватель Дмитрий Иванович показал на графиках, как обстоят дела в строительной отрасли. Пояснил, за счет чего выросли объемы строительства в начале этого года и как при этом выглядит финансовая ситуация.

Фото с сайта stroyolimp.ruФото с сайта stroyolimp.ruФото с сайта stroyolimp.ru
Фото с сайта stroyolimp.ru

– В I квартале этого года на фоне падения ВВП на 2%, строительство демонстрировало прирост показателей.

Влияние строительства на динамику ВВП и ВРП в I квартале 2015 года, в процентных пунктах к ВВП (ВРП)

Причины прироста показателей:

1. Строительство инфраструктурных объектов. Активные работы на трассе Могилев – Гомель привели к заметному росту показателей строительно-монтажных работ в Могилевской области. Строительство второй кольцевой автодороги вокруг Минска оказывает положительное влияние на статистику строительства Минской области.

2. Строительство новых и расширение действующих производств (Светлогорский ЦКК, Островецкая АЭС, расширение мощностей завода Kronospan).

3. Значительный прирост индивидуального жилищного строительства. Причина: постановление Совмина № 571 от 12 июня 2014 года, согласно которому в случае, если в доме никто из жильцов не зарегистрирован, оплата услуг производится по повышенным тарифам. Повышенные тарифы были введены и для незарегистрированных домов. Новые жировки, которые стали приходить с конца 2014, привели к массовой регистрации объектов индивидуального жилищного строительства. Это позволило показать общий рост введенного жилья в I квартале 2015.

Объемы жилищного строительства в региональном разрезе в I квартале 2014 и 2015, в тыс. м2


Финансовые результаты

Однако прирост объемов строительства не оказал положительного влияния на финансовую картину в отрасли.

Чистая прибыль по сравнению с I кварталом 2014  сократилась с 605,8 млрд до 398,5 млрд (–34%).

Количество убыточных предприятий увеличилось с 208 до 318. Их убытки выросли на 62%.

А вот как выглядит ситуация с рентабельностью в отрасли.

Распределение строительных предприятий по рентабельности продаж за I квартал 2015 (в единицах и в % от общего количества)


 Для строительной отрасли сегодня характерно следующее:

  • Высокий удельный вес просроченной задолженности по кредитам и займам (свыше 5%).
  • Строительные организации стабильно присутствуют в списках предприятий с просроченной задолженностью по зарплатам.
  • Отрасль сильно зависит от государственного финансирования. Рост просроченной дебиторской задолженности связан с ужесточением финансирования из бюджета различных госпрограмм.

Отрасль еще незначительное время сохранит положительное влияние на ВВП. Однако драйвером экономики строительство перестанет быть во второй половине 2015 года.

Об этом говорят тенденции:

1. Разовый всплеск индивидуального жилищного строительства оказал влияние только на показатели I квартала. В последующие периоды влияние будет существенно ниже.

2. Снижение общего объема строительства жилья по сравнению с прошлым годом сократит показатели отрасли во второй половине 2015.

3. Объемы подрядных и ремонтных работ сокращаются. Необходимо дополнительное финансирование для выхода на уровень 2014. Получить его проблематично, учитывая жесткий подход к расходам госбюджета.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.