Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,27 USD 3,2663 +0,0023
  • 3,48 EUR 3,4803 +0,0006
  • 3,49 100 RUB 3,4903 -0,0004
  • 10 CNY 4,4983 +0,0083
Стратегия «Про бизнес» 1 июля 2015

Как кризис меняет бизнес. Личный опыт Ольги Иваненко

Учредитель бухгалтерской компании «БизнесСтарт» Ольга Иваненко рассказывает, как ее компания не стала идти привычным для многих путем тотального сокращения затрат в кризис. Что из этого получилось. И как благодаря нынешней ситуации в экономике изменилось ее собственное понимание бизнеса.

Ольга Иваненко. Фото из личного архиваОльга Иваненко. Фото из личного архиваОльга Иваненко. Фото из личного архива
Ольга Иваненко. Фото из личного архива

– Мне очень нравится одно известное высказывание президента Кеннеди. Он заметил, что на китайском слово «кризис» состоит из двух иероглифов: один обозначает «опасность», а второй – «благоприятная возможность».

Это высказывание повторяют сегодня многие. Для себя я понимаю его так: сегодня можно сделать выбор одного из двух вариантов. Рассматривать нынешний кризис как опасность либо как время новых возможностей.

Как собственник бухгалтерской компании, я постоянно наблюдаю за многими разными бизнесами. Начиная со второго полугодия 2014 ситуация ухудшилась у большинства известных мне компаний. Я помню кризисы 2008 и 2011 – они при всей сложности затрагивали лишь определенные сегменты рынка.

В одни годы ухудшение наблюдалось у транспортных организаций, в другие – у оптовых. Такого, чтобы было плохо сразу всем, раньше не было. Поэтому я считаю, что сейчас ситуация более серьезная. Кризисные явления затронули большинство сфер белорусского бизнеса.

Экономисты говорят, что нынешний кризис продлится долго. Можно прогнозировать, что нам всем придется длительное время работать в ситуации высокой неопределенности. А это значит, нужно разработать подходы, которые позволят быть успешным в неблагоприятной макроэкономической ситуации.

Обычно для кризиса предлагаются рецепты выживания, ориентированные на крайнюю осторожность и максимально возможное снижение затрат. Классические рекомендации сводятся к следующим четырем направлениям:

  • Оптимизация бизнес-процессов
  • Оптимизация численности персонала
  • Отказ от высокорискованных сделок
  • Постоянный контроль над затратами
Фото с сайта strgid.ru
Фото с сайта strgid.ru

Когда в 2014 в белорусской экономике начались кризисные явления, я какое-то время присматривалась к ситуации и анализировала тенденции на рынке.

В это же время наша компания находилась в стадии проработки нового сценария развития бизнеса. И в конечном итоге был выбран собственный вариант поведения. Его мы называем «игра по правилам и без».

Мы не стали полностью придерживаться стандартных антикризисных рекомендаций, направленных исключительно на минимизацию расходов.

Я всегда считала, что когда ты на 100% погружен в сокращение затрат, мозг не способен одновременно думать о получении дополнительной прибыли. В конечном итоге постоянная забота только о снижении издержек приводит к значительным потерям.

Что сделали мы

1. Отказались от сокращения штата, хотя загрузка специалистов находилась на уровне 70%. Дело в том, что персонал нашей компании постоянно проходит обучение, и нам невыгодно его сокращать. Ведь как только объемы работы начнут расти, придется снова набирать людей и готовить их с нуля.

Период высоких затрат на фоне падения прибыли в нашей компании продолжался примерно 6 месяцев.

Таким образом, мы полностью нарушили два общепринятых правила поведения компаний в кризис:

  • Не сокращали издержки
  • Не оптимизировали численность персонала

2. Так совпало, что ребрендинг и разработка нового сайта нашей компании пришлись на пик (I квартал 2015) кризисных явлений в экономике. Мы увеличивали затраты на продвижение на фоне падения выручки, в период роста задолженностей клиентов.

Фото с сайта bfmbusiness.bfmtv.com
Фото с сайта bfmbusiness.bfmtv.com

3. Мы выработали одно новое правило – отказ от клиентов, которые задерживают оплату. Мы начали их выбирать – и этот подход себя оправдал.

Что касается оптимизации бизнес-процессов, то этим мы занимаемся постоянно, даже и не в кризисные времена.

Что получилось в результате

Сегодня наша компания снова вышла на этап стабильного роста. Мы готовы к новым условиям игры. По моим оценкам, стали сильнее, научились справляться с изменениями быстрее и лучше.

  • У нас увеличился поток новых клиентов, которые заключают долгосрочные договоры.
  • Загрузка специалистов сегодня на уровне 80%-90%. У нас есть возможность повышать заработную плату.
  • Падение выручки в нашей компании началось во II квартале 2014. К IV кварталу 2014 оно составило -30% к IV кварталу предыдущего года.

    Сегодня мы восполнили минус и вышли на +10% роста. Все это в белорусских рублях, с учетом изменения курса доллара.

Для себя я поняла:

1. Постоянства и стабильности на рынке уже не будет, жизнь ускоряется, ускоряются изменения. 

Фото с сайта newsknowhow.org
Фото с сайта newsknowhow.org

2. Жизненный цикл одних бизнесов заканчивается, но в то же время рождаются другие. Это значит, что мой собственный бизнес будет всегда требовать вложения сил. Сегодня уже не получится раз и навсегда собрать команду, наладить процессы и расслабиться. Раньше было можно – сейчас нельзя.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.