Войти
Стратегия
«Про бизнес.» 16 октября 2015

Какой курс доллара будет до конца года и что произойдет с экономикой – опрос «Про бизнес.»

Мы начинаем серию публикаций о том, к чему и как готовятся белорусские компании в преддверии следующего года.

Фото с сайта autocentre.ua
Фото с сайта autocentre.ua

Наступило время планирования бюджетов на следующий год. Собственники и топ-менеджеры задумываются о дальнейшей стратегии.

В этом выпуске мы обратились к представителям трех компаний с вопросами:

  • Какой курс белорусского рубля по отношению к доллару ожидаете до конца 2015?
  • Что бизнесу ждать от экономики?
  • Как в компаниях происходит планирование бюджетов и какая стратегия намечается на следующий год?

Вот что ответили наши собеседники:

Юрий Зиссер

Основатель портала TUT.BY, УП «Надежные программы»

– Кажется, все возможные негативные для белорусской экономики события уже произошли в последние 10 месяцев: парад девальваций, падение экспорта и уровня жизни, президентские выборы. До конца года и в начале следующего продолжат действовать тренды последних месяцев, когда курс доллара целиком и полностью зависит от мировых цен на нефть.

Российский рубль в последние полгода колеблется синхронно с ценами на нефть: как только она дорожает – дорожает российский рубль, и наоборот. В свою очередь белорусский рубль повторяет движения российского (сразу или с задержкой) – в силу огромной зависимости белорусской экономики от российской. После серии наблюдений можно даже научиться предсказывать курс белорусского рубля, наблюдая за ценой на нефть.

Например, с 12 до 14 октября нефть марки Brent подешевела с $53 до $49 за баррель, из-за чего российский рубль «завалился» с 61 до 63 рублей за доллар, т.е. примерно на 3%. Соответственно биржевой курс прежде укреплявшегося белорусского рубля за те же двое суток упал с 17 162 до 17 343 (грубо на 1%) и, вероятнее всего, в ближайшие дни продолжит падение, пока не отыграет удешевление нефти и российского рубля.

Фото с сайта reestockphotos.name
Фото с сайта reestockphotos.name

Что будет дальше? По всем прогнозам, цена на нефть до начала следующего года останется примерно такой же, как и сейчас. Это значит, что и резких колебаний белорусской валюты не ожидается. Следовательно, экспорт белорусских товаров в Россию не вырастет, быстрого улучшения положения белорусских государственных предприятий и, соответственно, всей экономики не предвидится. С другой стороны, ситуация будет стабильной, а значит, благоприятной для развития частного бизнеса, ориентированного на рынки сбыта, отличные от российских. Это позволяет проявлять очень сдержанный оптимизм в том плане, что отсутствие плохих новостей – уже само по себе хорошая новость.

Для TUT.BY, как и для всей нашей экономики, финансовая ситуация будет не блестящей, однако продолжит очень медленно улучшаться ввиду постепенного (на несколько процентов в год) вытеснения интернет-рекламой других видов рекламных инструментов.

Фото с сайта abashin.livejournal.com
Фото с сайта abashin.livejournal.com

Но улучшение будет только в случае, если не вырастут наши затраты.

Годовые финансовые планы мы, конечно, составляем. Однако 23-летний опыт работы показал, что составлять классические детальные планы и бюджеты с разбивкой по месяцам (тем более с фиксацией курса) в условиях внезапных резких изменений ситуации – самообман и пустая трата времени. Под резкими изменениями мы понимаем обвальные девальвации, паралич внешнеэкономических операций, накачки экономики деньгами «на посевную», «на уборочную», «на модернизацию» и т.д. Тем более неизвестно, какой будет цена на нефть летом 2016 года. Все эти события предсказать с точностью до месяца и даже до года невозможно.

Поэтому мы всегда делали две вещи:

  • Первая – почти каждый месяц на протяжении многих лет имеем положительный cash flow, для чего постоянно следим за отсутствием лишнего «жира» и наличием финансовой «подушки», позволяющей переживать обвалы. Экономию сейчас модно называть lean manufacturing, но мы так работаем 24-й год.
  • Вторая – диверсификация в новые направления интернет-бизнеса, позволяющая нашему бизнесу расти и заодно хеджировать риски.

Юлия Мирошниченко

Директор рекламной студии Zeppelin

– Считаю, что глобально ситуация не изменится – лучше не будет точно. Те, кто работал и искал решения, продолжат работать. Те, кто чего-то ждал – продолжат ждать.

Личный прогноз: еще больше девальвируется рубль – до отметки порядка 20 тысяч за доллар к Новому году. В свои планы мы никаких курсов валют не закладываем. Сейчас осваиваем новый для нашей студии вид оплаты работ по принципу success fee (модель, при которой клиенты оплачивают услуги только в случае, если достигнут поставленный результат – прим. «Про бизнес.»). Основную ставку делаем на свои ключевые услуги – разработка стратегии продвижения брендов/торговых марок на рынке, платформы бренда, каналов коммуникации бренда. 

Фото с сайта youngfolkslv.wordpress.com
Фото с сайта youngfolkslv.wordpress.com

На наш взгляд, среди компаний, которые понимают, что необходимо ориентироваться на потребителя, быть адекватными его (а не руководителя компании) интересам, строить коммуникации с белорусским рынком, наши услуги будут востребованы.

В целом, я бы сказала, что бизнесу ничего не нужно ждать. Мне кажется, что уже достаточно долго большинство белорусских компаний чего-то ждет – с конца прошлого года. Пора уже действовать. А вот для действий нужно готовиться: выбирать и понимать своего клиента, менять свои продукты/услуги и привычные модели (коммуникаций, поведения, продаж). 

Дарья Жук

Директор белорусского офиса международного юридического альянса «COBALT»

– Никаких серьезных потрясений или изменений до конца года мы не ждем. Полагаю, что бизнес, скорее всего, начнет медленно, но «просыпаться», рынок начнет «оживать».

С одной стороны, это связано с положительным разрешением главной политической интриги – признает ли мировое сообщество выборы-2015 (компромисс в виде временной приостановки санкций уже есть). А это даст импульс, прежде всего, европейским инвесторам присмотреться к Беларуси и решиться на инвестиции.

С другой стороны – наш главный стратегический партнер, Россия, уже «оживает», а это дает все основания для восстановления и развития двухсторонних бизнес-отношений.

По моим наблюдениям, вот основные тренды, которые были характерны для всего 2015 года:

1. Недостаток финансирования со стороны местных банков. Как следствие, с одной стороны, приостановка или отказ бизнеса от многих проектов, а с другой – поиск новых схем и источников финансирования (например, выпуск корпоративных облигаций, привлечение частных иностранных фондов, кредитование в иностранных, а не в местных банках, новые залоговые инструменты).

2. Фактор неопределенности. Ни у власти, ни у бизнеса не было четкого видения и понимания, как будет развиваться кризис и какие решения принимать. Как следствие, все были «в паузе».

Фото с сайта smolgazeta.ru
Фото с сайта smolgazeta.ru

Органы власти не принимали важных решений в сфере инвестиций (например, одобрение инвестиционных проектов, заключение/продление инвестдоговоров, выделение земли под проекты и т.д.). Кроме того, ближе к осени многие чиновники и вовсе не были уверены, останутся ли они при должностях после 11 октября, поэтому очень осторожничали и с законодательной, и с исполнительной инициативой.

Бизнес был в режиме ожидания. Даже имея финансовые возможности, он не спешил их реализовать, боясь ошибиться.

3. Усиливающийся тренд – это дополнительный контроль государства за доходами и расходами физических лиц. Расширение перечня доходов, попадающих под обложение подоходным налогом, отмена некоторых налоговых льгот для физлиц и индивидуальных предпринимателей. 

Как наша компания планирует бюджет

Никаких новых подходов к бюджетированию мы не вводим. Наш бюджет на следующий год принципиально не будет отличаться от бюджета этого года. Мы сохраним все статьи расходов, связанные с персоналом (его обучением и поощрением), с продвижением бренда, работой с клиентами.

Фото с сайта in4o.ru
Фото с сайта in4o.ru

Стоимость наших услуг исчисляется, как правило, исходя из почасовой ставки (выраженной в евро) и количества отработанных часов. При этом оплата производится либо в евро (если клиенты нерезиденты, а таких не менее 60%) либо в белорусских рублях по курсу Нацбанка на дату оплаты (если клиенты – резиденты). Поэтому свой бюджет также планируем в евро, поскольку доля экспортной выручки достаточно велика.

Да и валютные риски тоже учтены путем фиксации валютного эквивалента при расчетах в рублях. 

У нас действительно есть свой «внутренний» курс евро, который складывается ежемесячно как средневзвешенный курс, по которому мы получили оплаты от клиентов и продали валюту.

Этот курс мы используем для выплаты зарплаты сотрудникам, которая также привязана к евро. В этом смысле уверена, что мы – привлекательный работодатель.

Среди юристов бытует мнение, что нашей сфере хорошо, когда в экономике либо спад, либо подъем (но не стабильность). Именно в такие времена у нас больше всего работы. Внутри нашей компании мы делаем ставку на:

1. Более тесную интеграцию на уровне всех четырех юрисдикций (Эстония, Латвия, Литва и Беларусь) на организационном и операционном уровне.

2. Укрепление репутации бренда и расширение клиентской базы за счет предложения услуг по всем европейским стандартам.

3. Хотим сконцентрироваться на улучшении внутренних процессов, обучении персонала (для этого запустим COBALT Академию – систему внутреннего обучения и развития юристов на уровне всего нашего альянса). В неспокойные времена, на мой взгляд, правильно не делать резких движений (не увольнять персонал или закрывать офис и т.д.), а сконцентрироваться на своих внутренних процессах и команде. Отточить их и довести до совершенства, чтобы выйти из кризиса более сильными профессионалами.

Фото с сайта ripp.pro
Фото с сайта ripp.pro

Думаю, ближайшее время для бизнеса будет турбулентным. Несмотря на прогнозируемое оживление, будет очень много неопределенности, а значит и рисков. Нужно готовиться к компромиссам на всех уровнях. Все участники рынка должны относиться друг к другу по-партнерски, а не с позиции силы.

Думаю, все должны быть открыты к горизонтальному партнерству и кооперации. Когда нужно – искать единомышленников и интегрироваться, объединять ресурсы (как финансовые, так и нематериальные) и искать синергию. Не брать кредитов (по возможности), а искать финансовых партнеров, больше креативить и принимать нестандартные решения. Для последнего необходимо создавать вокруг себя dream-team, то есть команду креативных сотрудников, которые готовы взять на себя ответственность за общий результат компании.

Фото с сайта kakprosto.ru
Фото с сайта kakprosto.ru

Сотрудникам также важно активно участвовать в продажах и получении прибыли, а не сидеть и ждать, что кто-то принесет им на блюдечке работу и зарплату.

В кризисные времена очень сильно возрастает конкуренция и борьба за клиентов. Причем идет она не всегда цивилизованными способами. Поэтому хочется пожелать всем коллегам успехов и призвать к «правильной» конкуренции: кризис пройдет, рынок восстановится, а вот восстановить репутацию будет гораздо сложнее.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент