Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,24 USD 3,2421 -0,0122
  • 3,46 EUR 3,464 -0,0054
  • 3,5 100 RUB 3,4968 +0,0123
  • 10 CNY 4,451 -0,0265
Стратегия «Про бизнес» 21 октября 2014

Как обезопасить бизнес от сотрудников – анализируем кодекс «Корпорации М8»

Скандал, произошедший с сотрудником «Белтелекома», который подозревается в хищении интернет-трафика в пользу «Атлант Телекома» на сумму более 2 млрд рублей, побуждает задуматься, как белорусские компании регулируют вопросы внутренней безопасности, действия сотрудников, и что обо всем этом говорят их корпоративные кодексы.

Фото с сайта syl.by

«Про бизнес.» заинтересовался, есть ли в корпоративных кодексах белорусских компаний «неудобные» для некоторых сотрудников, но важные для безопасности бизнеса нормы и нашел интересный пример – кодекс «Корпорации М8».

Компания занимается поставками материалов, технологий, оборудования для строительства, промышленности, производства рекламы и интерьерного дизайна.

Кодекс «Корпорации М8» размещен в открытом доступе. Вот 4 нормы из него, которые так или иначе связаны с безопасностью бизнеса.

Изображение скопировано из корпоративного кодекса М8

1. О близких отношениях с сотрудниками компаний-конкурентов

«Иногда сотрудники компании бывают связаны узами родства, дружбы, обязательств или собственности с какой-то сторонней организацией.

Мы считаем возможным сотрудничество с работником только при таких условиях: эта организация не конкурент М8; мы заблаговременно узнаем о такой связи от самого сотрудника; сотрудник не тратит рабочее время в М8 на работу в этой организации».

2. О близких отношениях на рабочем месте

«Близкие отношения на рабочем месте приводят либо к покрывательству чужой некомпетентности, либо к нервозной обстановке с непредсказуемым финалом.

И первое, и второе в работе не помогает. Мы «не за» близкие отношения на рабочем месте».

3. О запрете на недоговоренности внутри компании

«Намеки и слухи – удел слабых, трусливых и подлых. Подобные качества в сотрудниках мы категорически не поощряем и быстро делаем все тайное явным».

4. О том, что коллектив не должен разбиваться на группы

«У нас не собираются отдельно от коллектива сотрудники количеством больше четырех человек. Ни в кино, ни на дискотеку, ни на шашлыки в лес.

Почему? Потому что М8 включает в себя гораздо больше людей, чем четыре, и мы не хотим разрывать коллектив на «четверки», «пятерки», «семерки». Поэтому, когда у вас есть желание пообщаться с коллегами поближе, постарайтесь, чтобы за 2 дня о вашей встрече знала вся компания. И тогда уже вся компания будет решать, присоединяться к вам или нет».

Комментарий эксперта

Мы попросили нашего эксперта по управлению персоналом Дмитрия Новицкого прокомментировать эти правила, и поделиться опытом, как сделать так, чтобы нормы корпоративного кодекса защищали безопасность компании и при этом не встречали сопротивление или непонимание персонала.

Дмитрий Новицкий

Консультант по работе с людьми (dan.by),

бизнес-тренер «Центра комфортного общения Натальи Шеиной».

– Требования пункта 1 и 2 из кодекса «Корпорации М8» напрямую влияют на безопасность бизнеса. Однако их соблюдение  должны контролировать сотрудники службы безопасности. Именно она предохраняет компании от возможных финансовых потерь. Также сотрудники СБ выполняют карательные функции при нарушениях.

Пример из практики. В компании «Евросеть» проверку на полиграфе ежегодно проходили все руководителями, которые имели право распоряжаться финансовыми средствами.

Таким же образом проверялись все кандидаты на руководящие должности. Они предупреждались об этом до момента найма, и вопросов о правомерности не возникало. Все это было направлено на  прямое снижение потерь бизнеса от возможного воровства.

Правила из пункта 3. Можно ли заставить человека прекратить обсуждение текущих дел в компании? Как понять, занимаемся мы распространением слухов или делимся новостями? Кто будет оценивать это поведение, и какие штрафные санкции последуют?

В этой ситуации, скорее всего, сработает своевременное, честное и полное информирование сотрудников о том, что происходит в компании. А также отлаженная система обратной связи между руководителями и сотрудниками. Это не оставляет места для слухов.

Примером может служить интранет-портал компании «Евросеть». Ее бывший руководитель Евгений Чичваркин отвечал каждую пятницу на все вопросы, отправленные ему лично от 33 тысяч сотрудников. По факту вопросов поступало не более 20 в неделю. Ответы находились в общем доступе. 

Единственным обязательным условием вопроса была грамотность и отсутствие клеветы.

Пункт 4. Что будет, если мы собрались втроем или вдвоем? Мы не сможем обсудить вопросы, которые могли бы решить более широким составом? Что делать если у нас небольшое совещание и необходимо наличие четверых сотрудников? Не мешает ли это рабочему процессу? Скорее всего, этот пункт кодекса будет выполняться формально, и вызывать в данной формулировке непонимание со стороны работников.

Часто «неудобные» правила устанавливаются руководством как мера по предотвращению инцидентов, которые были в истории бизнеса. Схоже с попыткой тушить пожар, а не заниматься противопожарной безопасностью.

В корпоративный кодекс лучше включать правила, которые не противоречат здравому смыслу и не заставляют сотрудников компании менять свое поведение, переступая порог офиса. Иначе мы получим ситуацию, когда работники будут продолжать вести себя так, как считают нужным, но уже за дверями компании. Организовать или как-то повлиять на подобное поведение невозможно.

Новости компаний
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.