Войти
Стратегия
«Про бизнес.» 12 ноября 2014

Сооснователь Apalon Петр Скоромный: секрет успеха в упорной работе 24/7

Недавняя сделка по покупке белорусского разработчика мобильных приложений Apalon американской корпорацией IAC стала громким событием не только для нашего ИТ-сектора, но и для всего белорусского бизнеса. Не так уж часто к нам приходят крупные публичные американские компании. Каким образом одна из многих ИТ-компаний стала настолько успешной, что заинтересовала глобальных игроков рынка, и что будет с Аpalon дальше, в интервью «Про бизнес.» рассказал сооснователь, директор по стратегическому развитию компании Петр Скоромный.

Петр Скоромный. Фото предоставлено ApalonПетр Скоромный. Фото предоставлено ApalonПетр Скоромный. Фото предоставлено Apalon
Петр Скоромный. Фото Aндрей Давыдчик, dev.by

– Apalon была основана в 2007 году и изначально специализировалась на разработке веб-приложений. А уже в 2008 году компания сосредоточилась на разработке приложений для iOS. Насколько легко было переориентировать свою деятельность? Как пришло понимание, что это нужно?

– Исторически Apalon, как и абсолютное большинство ИТ-компаний в Беларуси, предоставляла услуги по разработке ПО для заказчиков. Аутсорсинг можно воспринимать как университет, однако в этом университете не только дают знания, но еще и оплачивают учебу. При желании сервисная компания имеет возможность перейти на новый уровень – выпуск собственных продуктов. В этом случае добавочная стоимость и интеллектуальная собственность остаются у предприятия, а не переходят к заказчику. В случае успешности продуктов эффективность такой компании может возрасти экспоненциально. Понимание этого, упорство и везение позволили нам совершить переход от предоставления услуг к созданию собственных мобильных продуктов.

В 2008-2009 начался очевидный и явный рост мобильного рынка. Матвей (Матвей Тимошенко, сооснователь и главный операционный директор Аpalon – прим. «Про бизнес.») указывал на открывающуюся возможность и необходимость перейти от оказания услуг к построению продуктовой компании. К моменту запуска App Store у нас уже были ресурсы, позволяющие выйти на этот рынок.

Матвей Тимошенко и Петр Скоромный. Фото предоставлено Apalon
Матвей Тимошенко и Петр Скоромный. Фото Aндрей Давыдчик, dev.by

– Как вы решали вопросы финансирования на старте проекта?

Изначально Apalon финансировал разработку собственных продуктов из прибыли от сервисной деятельности. Продукт за продуктом – до тех пор, пока не смог позволить себе окончательно сменить бизнес-модель. Процесс длился несколько лет в условиях усердной и кропотливой работы коллектива талантливых сотрудников. Считаю, мы не раз увидим аналогичную конвертацию в других, скорее всего, небольших компаниях, которая будет сопровождаться временным совмещением сервисной и продуктовой модели. 

– Как вам удалось в супер-конкурентном сегменте – погодных приложений, калькуляторов, ежедневников огромное количество – стать лидерами? Как бы вы сами объяснили этот успех?

– Мы создаем приложения, которыми сами пользуемся каждый день, которыми могут пользоваться наши друзья и знакомые в разных странах. Мы не пытаемся формировать или навязывать людям новые потребности – мы просто делаем каждый их день немножко лучше. Высокие стандарты применяются к каждой составляющей наших продуктов. Ориентированный на пользователя подход разделяется каждым сотрудником компании и позволяет получать наилучший результат в долгосрочной перспективе.

Скриншот с сайта appannie.com

Расположение компании в Беларуси имело определенные преимущества. Например, конкурентоспособное ценообразование, которое базируется на адекватной стоимости высокопрофессионального труда. Удачное территориальное расположение на карте мира, близость стран западной культуры. Хорошая подготовка специалистов, обусловленная фундаментальным высшим образованием, опытом работы, да и просто тем фактом, что в стране, где на улице холод или дождь большую часть года, ИТ – это хобби для многих. Люди проводят много времени за компьютером, и часть из них выбирает или уже давно выбрала ИТ своей профессиональной сферой.

Фото предоставлено Apalon
Фото Андрей Давыдчик, dev.by

– Известна пропорция: около 10% сотрудников компании составляют менеджеры. Сколько менеджеров в Apalon и как распределены между ними управленческие функции?

– Примерно такая же пропорция и у нас. Стратегическими вопросами развития компании занимается несколько человек, также в топ-менеджмент входят руководители подразделений – продуктового, разработки, маркетинга, дизайна, HR... Тактические вопросы по продуктам находятся в руках менеджеров по продукту и по проекту, маркетинговых специалистов. Мы считаем, что каждый сотрудник может повлиять на успех продукта, поэтому идеи или предложения зачастую исходят от любого участника команды и воплощаются, если это помогает продукту. Подчеркну: продуктовые бонусы распределяются между всеми участниками команды. Каждый отвечает за конечный результат и заинтересован в нем.

– Какой основной мотив вашей сделки с IAC? Предложение оказалось очень заманчивым? Вы изначально создавали бизнес на продажу? Наступил такой этап, когда нужен стратегический инвестор для дальнейшего развития?

– Для нас привлекательна возможность объединения коллективов с одной из лидирующих ИТ-компаний мира. Каждый наш сотрудник без переезда в другую страну, без открытия новых офисов получил возможность работать в команде с профессиональными коллегами, которые десятилетиями создают успешные продукты. Это огромный опыт, которого у нас не найти.

Головной офис IAC. Фото с сайта edu.ru
Головной офис IAC в Нью-Йорке. Фото с сайта edu.ru

Мы не раз получали предложения о слиянии и поглощении, но не видели в этом перспективного будущего, которое рассматривается в сотрудничестве с Mindspark, подразделением IAC. Стратегическое видение Apalon совпадает с Mindspark – это главное для взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества. Условия сделки устраивают все стороны.

Мы не создавали бизнес на продажу, компания прошла ряд судьбоносных моментов, связанных с ее дальнейшим ростом, и сейчас наступил следующий такой этап. Сейчас для компании удачное время, чтобы совершить значительный качественный рост, и с приходом Mindspark мы видим больше возможностей, чтобы сделать его наиболее продуктивным.

– Что даст сделка с IAC компании Apalon: каковы новые возможности и выгоды? Как изменятся или не изменятся направления работы? Что будет нового в продуктовом портфеле? Расширится ли штат сотрудников в минском офисе?

– В Беларуси много талантливых программистов, меньше разработчиков и критический недостаток специалистов, сопровождающих развитие продуктовой компании: маркетологов, продукт-менеджеров, аналитиков, даже юристов и администраторов с опытом создания и распространения ИТ-продуктов. Вместе с этой сделкой мы получаем доступ к опыту ведущих специалистов, заинтересованных в развитии компании.

Mindspark обладает огромным опытом продвижения цифровых продуктов. Годовой маркетинговый бюджет Mindspark в сотни раз превосходит маркетинговый бюджет Apalon. Чтобы эффективно распоряжаться такими бюджетами, нужно иметь превосходные системы бизнес-анализа, которые создавались годами. Безусловно, это очень важно для дальнейшего роста нашей компании.

В офисе Mindspark в Нью-Йорке. Кадр из видеоролика на сайте mindspark.com
В офисе Mindspark в Нью-Йорке. Кадр из видеоролика на сайте mindspark.com

В то же время переломных изменений не планируется. Ключевое слово «развивать», а не «менять». Никаких кадровых изменений с составе компании не происходит. Расширение штата в той или иной степени идет на всем протяжении нашего развития. Сотрудники с воодушевлением восприняли новости о произошедшей сделке. Продуктовый портфель продолжит расширяться, прямо сейчас мы работаем над несколькими новыми продуктами.

– Опираясь на собственный опыт, что бы вы посоветовали молодым белорусским стартаперам, которые сегодня решили заняться разработкой и продвижением собственных ИТ-продуктов?

– Развитие стартап-движения и культуры в Беларуси происходит в рамках имеющихся ресурсов и возможностей. Я считаю, должно пройти время, чтобы этот механизм по-настоящему заработал. К примеру, пока в стране не вырастет ряд успешных продуктовых предприятий и не произойдет с десяток успешных «экзитов» – серьезных локальных «умных денег» для ИТ-стартапов не будет, а иностранные инвесторы к нам не очень-то и стремятся. Это значит шансы стартапа на быстрый рост уменьшаются. А без роста на 5% в месяц – это и не стартап вовсе.

Самое главное – нужны люди: умные, образованные и упорные. Которые могут придумать, воплотить в жизнь и развивать проект каждый день, в режиме 24/7. Не рассуждать, а делать. Как бы тяжело ни было, если есть упорство, есть и шансы на успех. Такие люди есть и прямо сейчас работают над крутыми штуками!

Фото предоставлено Apalon

Во-вторых, сохраняйте фокус. От многих идей приходится отказываться, чтобы сконцентрироваться на главном.

Третье: валидация каждой идеи должна пройти reality check – нужен ли ваш продукт, некоторые его функции, нужен ли он будет через 5 лет. Видение должно быть подкреплено глубоким знанием рынка, развитыми аналитическими способностями, чтобы точно знать, что это не галлюцинация.

Мало смысла в том, чтобы потратить несколько лет на поход в неправильном направлении. Время – очень важный ресурс, и использовать его стоит по делу.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент