Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Стратегия 9 сентября 2014

6 современных трендов бизнес-образования – от Ирины Беловой

Классические модели, которые учили, что организация это своеобразный точный механизм, и поэтому менеджерам лучше действовать по разработанным стандартам, утрачивают эффективность. О том, какие подходы используются в современных бизнес-программах, рассказала Ирина Белова, аккредитованный тьютор программ МВА The Open University Business School (Великобритания).

Фото с сайта lentaregion.ru

1. Доказательный менеджмент

Идеи этого подхода пришли из медицины. Перед внедрением нового метода лечения всегда проводятся испытания, чтобы доказать положительное действие на практике. Точно так же и в менеджменте: мало приводить аргументы и факты, надо еще показывать, что в результате применения бизнес-теории была получена ожидаемая польза. Эти результаты должны основываться на практике работы компании, где работают слушатели.

2. Blended Learning

Методология и подходы к обучению интегрируются по принципу образовательной «смеси», когда в рамках одной программы слушатель получает знания как при помощи традиционных методик, так и через ИT-каналы. К примеру, очные встречи с преподавателями дополняются последующими обсуждениями на форумах. По итогам вебинаров проходят практические занятия в выездных школах. Происходит обмен опытом через совместные проекты, в сети создаются документы общего доступа, с которыми работают слушатели и т. д.

Отмечу, что дистанционное обучение и ИT-технологии в принципе используются сегодня как само собой разумеющееся.

Иллюстрация с сайта careerfaqs.com

 3. Маркетинг взаимоотношений

Еще недавно одной из основных в бизнес-образовании считалась классическая теория администрирования. Фокус в обучении делался на правилах и процедурах (контроль, планирование, менеджмент по целям и т. д.). Эта концепция и сейчас занимает достойное место в программах, но при всех достоинствах она не учитывает непредсказуемые изменения во внешнем окружении: в конкурентной среде, например.

Иллюстрация с сайта 4hdwallpapers.com

А ведь сегодня бизнес – сложный. Внешние вызовы возникают все чаще: к бизнесу имеет отношение широкий круг заинтересованных сторон. Компания должна уметь управлять взаимоотношениями с ними. Поэтому не случайно бизнес-школы стали уделять большое внимание таким дисциплинам, как психологический контракт с сотрудниками, управление заинтересованными сторонами, вопросы организационной политики на предприятии. Кстати говоря, частично методики маркетинга взаимоотношений были разработаны на основе наблюдений ученых за поведением биологических систем. 

4. Развитие критического мышления

Подобные подходы активно применяются в принципе в современном образовании – начиная со школы. Педагоги учат детей думать, видеть мир по-разному и оценивать его с разных точек зрения. Тем самым формируется некий кругозор и глубина рассуждения при решении той или иной сложной, пусть и детской задачи. Тому же самому надо учить  менеджера – думать критически.

Фото с сайта uznaikak.su

Проблемноориентированный подход стал стандартом. Сейчас абсолютно все программы должны быть нацелены на решение практических проблем.

5. Рефлексивное обучение

Представим типичную ситуацию. Менеджер направляется на образовательную программу, где не внедрены технологии адаптации получаемых знаний в практику работы той или иной организации. В процессе обучения он узнает, как проводить исследование деятельности предприятия, какие выводы делать и какие теории применять для решения выявленных проблем. Соответственно, рассматриваются кейсы из опыта известных бизнесов. Затем успешно прошедший обучение сотрудник приходит на свое рабочее место и объявляет: «Как все здорово, мы внедряем то, чему меня учили!». Проходит некоторое время, и – внедрение не дает результатов. Собственник задает резонный вопрос: «Чему там тебя учили? Нам это не подходит!». Сотрудник парирует: «Вы ничего не понимаете...».

Фото с сайта naukauspeha.com

Чтобы такого не произошло, необходима рефлексия. Она помогает менеджеру адаптировать теорию к контексту его компании, и тем самым приобрести конкретное знание, как работает та или иная бизнес-модель в его организации, т.е. к каким практическим результатам она приводит.

Все проблемы, все вопросы, который слушатель изучает и узнает, должны согласовываться, обсуждаться с руководством, с сотрудниками, для того чтобы вырабатывать совместные решения. Задача же бизнес-школы – только помогать и поддерживать, учить, еще раз подчеркну, рефлексии над полученными знаниями.  Деловое образование нового поколения призвано не создавать проблемы для компании, а помогать их решать. Поэтому актуальней сейчас  работать не с «чужими», а со своими, живыми кейсами из практики собственного предприятия.

6. Исследовательский подход

Теория, которой учат на семинарах, в течение года должна исследоваться в рамках компании и уже затем внедряться. Причем проявляется это на 2-х уровнях:

  • Слушатель постоянно должен задавать себе вопросы: Достиг ли я нужного результата? Что нового я узнал? Как это повлияло на мою практику?
  • В процессе оценки результатов приходит другое понимание теории. В этот момент менеджер и приобретает конкретные практические знания. То, ради чего учился в бизнес-школе.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.