Войти
  • 1,97 USD 1,9739 -0,0007
  • 2,1 EUR 2,0967 -0,0295
  • 3,12 100 RUB 3,1207 +0,0052
Стратегия
9 сентября 2014 5

6 современных трендов бизнес-образования – от Ирины Беловой

Классические модели, которые учили, что организация это своеобразный точный механизм, и поэтому менеджерам лучше действовать по разработанным стандартам, утрачивают эффективность. О том, какие подходы используются в современных бизнес-программах, рассказала Ирина Белова, аккредитованный тьютор программ МВА The Open University Business School (Великобритания).

Фото с сайта lentaregion.ru

1. Доказательный менеджмент

Идеи этого подхода пришли из медицины. Перед внедрением нового метода лечения всегда проводятся испытания, чтобы доказать положительное действие на практике. Точно так же и в менеджменте: мало приводить аргументы и факты, надо еще показывать, что в результате применения бизнес-теории была получена ожидаемая польза. Эти результаты должны основываться на практике работы компании, где работают слушатели.

2. Blended Learning

Методология и подходы к обучению интегрируются по принципу образовательной «смеси», когда в рамках одной программы слушатель получает знания как при помощи традиционных методик, так и через ИT-каналы. К примеру, очные встречи с преподавателями дополняются последующими обсуждениями на форумах. По итогам вебинаров проходят практические занятия в выездных школах. Происходит обмен опытом через совместные проекты, в сети создаются документы общего доступа, с которыми работают слушатели и т. д.

Отмечу, что дистанционное обучение и ИT-технологии в принципе используются сегодня как само собой разумеющееся.

Иллюстрация с сайта careerfaqs.com

 3. Маркетинг взаимоотношений

Еще недавно одной из основных в бизнес-образовании считалась классическая теория администрирования. Фокус в обучении делался на правилах и процедурах (контроль, планирование, менеджмент по целям и т. д.). Эта концепция и сейчас занимает достойное место в программах, но при всех достоинствах она не учитывает непредсказуемые изменения во внешнем окружении: в конкурентной среде, например.

Иллюстрация с сайта 4hdwallpapers.com

А ведь сегодня бизнес – сложный. Внешние вызовы возникают все чаще: к бизнесу имеет отношение широкий круг заинтересованных сторон. Компания должна уметь управлять взаимоотношениями с ними. Поэтому не случайно бизнес-школы стали уделять большое внимание таким дисциплинам, как психологический контракт с сотрудниками, управление заинтересованными сторонами, вопросы организационной политики на предприятии. Кстати говоря, частично методики маркетинга взаимоотношений были разработаны на основе наблюдений ученых за поведением биологических систем. 

4. Развитие критического мышления

Подобные подходы активно применяются в принципе в современном образовании – начиная со школы. Педагоги учат детей думать, видеть мир по-разному и оценивать его с разных точек зрения. Тем самым формируется некий кругозор и глубина рассуждения при решении той или иной сложной, пусть и детской задачи. Тому же самому надо учить  менеджера – думать критически.

Фото с сайта uznaikak.su

Проблемноориентированный подход стал стандартом. Сейчас абсолютно все программы должны быть нацелены на решение практических проблем.

5. Рефлексивное обучение

Представим типичную ситуацию. Менеджер направляется на образовательную программу, где не внедрены технологии адаптации получаемых знаний в практику работы той или иной организации. В процессе обучения он узнает, как проводить исследование деятельности предприятия, какие выводы делать и какие теории применять для решения выявленных проблем. Соответственно, рассматриваются кейсы из опыта известных бизнесов. Затем успешно прошедший обучение сотрудник приходит на свое рабочее место и объявляет: «Как все здорово, мы внедряем то, чему меня учили!». Проходит некоторое время, и – внедрение не дает результатов. Собственник задает резонный вопрос: «Чему там тебя учили? Нам это не подходит!». Сотрудник парирует: «Вы ничего не понимаете...».

Фото с сайта naukauspeha.com

Чтобы такого не произошло, необходима рефлексия. Она помогает менеджеру адаптировать теорию к контексту его компании, и тем самым приобрести конкретное знание, как работает та или иная бизнес-модель в его организации, т.е. к каким практическим результатам она приводит.

Все проблемы, все вопросы, который слушатель изучает и узнает, должны согласовываться, обсуждаться с руководством, с сотрудниками, для того чтобы вырабатывать совместные решения. Задача же бизнес-школы – только помогать и поддерживать, учить, еще раз подчеркну, рефлексии над полученными знаниями.  Деловое образование нового поколения призвано не создавать проблемы для компании, а помогать их решать. Поэтому актуальней сейчас  работать не с «чужими», а со своими, живыми кейсами из практики собственного предприятия.

6. Исследовательский подход

Теория, которой учат на семинарах, в течение года должна исследоваться в рамках компании и уже затем внедряться. Причем проявляется это на 2-х уровнях:

  • Слушатель постоянно должен задавать себе вопросы: Достиг ли я нужного результата? Что нового я узнал? Как это повлияло на мою практику?
  • В процессе оценки результатов приходит другое понимание теории. В этот момент менеджер и приобретает конкретные практические знания. То, ради чего учился в бизнес-школе.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Александр Чекан12.09.2014

Спасибо, Ирина! Надеюсь на развитие темы в дальнейших материалах - хочется живых примеров с занятий. А еще интересно - как это развивать вне бизнес-школы, ведь за полтора года все ее заканчивают, а что потом?

Irina11.09.2014

Спасибо, Маргарита. В статье речь идет именно о том, КАК формировать мышление (со-ЗНАНИЕ) руководителя, как сделать его мышление гибким, системным, чтобы он мог быстро реагировать на вызовы внешнего окружения, принимать обоснованные решения применительно к своей ситуации, тем самым проявляя лидерство.

Irina11.09.2014

Александр, спасибо за Ваши комментарии. Безусловно лидерство, эмоциональный интеллект очень важные качества (компетенции) для современных руководителей. Если посмотреть сайты известных бизнес-школ, то они содержат очень много информации о том, на развитие каких компетенций нацелена программа, почему эти компетенции важны для руководителей современных компаний. И лидерству там уделено должное внимание. Международные аккредитации привели к тому, что содержание программ МВА мало чем отличается друг от друга.

Однако не менее важно понять, КАК, за счет каких образовательных ТЕХНОЛОГИЙ. Именно в технологии кроется ключ к успеху. И именно этому посвящен данный материал.

Margarita Kantarovich11.09.2014

Мне показалось, что Ирина пишет не об отдельных компетенциях, которые должны или не должны развиваться в бизнес-школе. Речь идет о подходах более высокого порядка - о принципах, которые формируют мышление и поведение обучающегося. Шесть трендов схвачены точно и прекрасно описаны.

Александр Чекан10.09.2014

Мне кажется, в материале упущены еще две важные вещи: лидерство и эмоциональный интеллект. В высшей школе об этом вообще не говорят, а в бизнес-школах, особенно западных, это уже наверное стандарт. Не знаю, как в Беларуси. Это важнее чем многие hard skills.

Платный контент