Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Стратегия «Про бизнес» 27 марта 2015

Олег Хусаенов: Костяк команды и клиентская база – эти ценности вы обязаны сохранить

Гостями очередной Встречи Про бизнес., которая состоялась 26 марта, стали основатель международного автомобильного холдинга «Атлант-М», генеральный директор управляющей компании фонда прямых инвестиций «Зубр Капитал» Олег Хусаенов и председатель общего собрания участников «ТУТ БАЙ МЕДИА» Юрий Зиссер.

Фото Ольга Шукайло,  Фото Ольга Шукайло,  Фото Ольга Шукайло,
Фото Ольга Шукайло,

Основной темой встречи стала работа в условиях нынешнего кризиса. Также многие вопросы были посвящены теме инвестиций. Публикуем несколько ярких цитат Олега Хусаенова. 

О ценностях, которые нужно сохранить в кризис

Главная ценность для любой компании – команда. Вы ее сохранить обязаны. Если придется сокращать персонал, надо провести операцию, которую в «Атлант-М» называли «шагреневая кожа». Сохранить костяк. Остальных – попробовать трудоустроить на другие предприятия. И начинать делать это надо как можно быстрее.

Следующая ценность – клиентская база. Всех клиентов уже разобрали. Средний класс уже в каком-то виде сформировался, и сейчас темпы его роста уменьшились. Теперь за клиентов идет большая борьба.

Первый выход – вы начинаете танцевать вокруг клиента, начинаете его уважать. Так, чтобы он у вас появлялся и оставлял какую-то копеечку.  Желательно, чтобы он делал это как можно чаще.

Второй выход – придумывайте какой-то новый продукт.

Конечно, я задумываюсь, почему одни команды могут позволить себе делать новый продукт, а другие не могут. Ответ нахожу простой: в хорошие времена они не тратили все деньги. Накапливали «жирок», резерв, который помогает инвестировать. Раньше я тоже считал: зачем компаниям лишний капитал? Сейчас пришел к глубокому убеждению, что «жирок» нужно оставлять.Не зря китайцы говорят, что кризис – пора возможностей. И если у вас есть кэш – вы имеете возможность развиваться.

О том, что бывших сотрудников не бывает

Фото Ольга Шукайло,
Фото Ольга Шукайло,

Что лично мне помогает удерживать талантливых людей? Во-первых, они знают, что со мной они могут заработать больше, чем без меня. Второе – дайте людям почувствовать, что вы их ни при каких обстоятельствах «не сдадите». Все риски возьмете на себя. Прикроете. Это многого стоит, тогда они будут с вами до конца.

В своей работе мы понимали, что человек рано или поздно уйдет. И старались, чтобы сотрудник создавал собственную стоимость на рынке. Говорили, что если он будет делать то, что требуется, и потом уйдет из компании – на другую работу его возьмут с зарплатой в два раза больше.

Я долго над этим размышлял и логически пришел к выводу: если человек работал в нашей компании, прошел обучение, соответствует духу компании, и по каким-то причинам ушел, его можно вернуть и взять назад. Если, конечно, он не был уволен за то, что потерял доверие, проворовался или спился (бывают и такие случаи).

 Потому что вы в сотрудника инвестировали. Отсюда и родилась поговорка, которую мы культивируем: «Бывших сотрудников «Атлант-М» не бывает». Надо давать понять людям, что они всегда могут вернуться.

О предпринимательской жилке

Малому и среднему бизнесу сегодня надо крутиться, крутиться и крутиться. Я помню время, когда «Атлант-М» был еще маленькой компанией и арендовал офис в общежитии. У одного из наших менеджеров была картинка: цапля захватила лягушку в клюв, а лягушка, в свою очередь, держит цаплю за горло. И подпись: «Никогда не сдаваться».

Фото Ольга Шукайло,
Фото Ольга Шукайло,

Я не согласен, что в Беларуси малый и средний  бизнес не развивается. Это основа экономики любой страны. Именно он менее подвержен кризису, по сравнению с градообразующими предприятиями, у которых то густо, то пусто.

Смотрите на статистику. У нас в Беларуси не было приватизации. В России и в Украине она была.Тем не менее, у нас уже 30%, а после кризиса, наверное, и все 40%-50% ВВП будут давать частные компании. И все они создавались с нуля. Это значит, что в нас есть предпринимательская жилка. И наше общество более буржуазное, чем в России и Украине. У нас оно более равномерное и ценности более близки к европейским.
 

О том, где взять деньги на развитие бизнеса

По классике, когда у вас стартап или вы уже вышли на какую-то выручку, но дохода еще нет – нужно достать деньги из кубышки, проинвестировать. Либо сделать своих коллег – партнерами. Сказать им, что не можете платить зарплату и предложить акции компании. Типичный пример – «СофтКлуб». Они начинали таким же образом. Группа программистов, у которых не было денег, и все время они посвящали работе.

Следующая стадия – когда у вас есть продукт, и вы понимаете, что можете «пойти» с ним по бизнес-ангелам. Либо венчурным инвесторам. Надо ходить. К сожалению, Беларусь находится на стадии развития, при которой нет венчурных инвесторов. Скорее, это бизнес-ангелы. Как правило, состоявшиеся богатые люди.

Мы, как фонд прямых инвестиций, включаемся на стадии, когда компания уже получает устойчивую выручку и прибыль. Компания должна хорошо расти. И мы становимся как ракетоноситель, который помогает спутнику выйти на орбиту.

Следующая стадия, при которой возможен, например, выход на IPO – развивается по другим законам.

Фото Ольга Шукайло,
Фото Ольга Шукайло,

Мы сейчас видим большие возможности в Беларуси. Тем более, собственники стали более сговорчивыми. До кризиса такого не было. Сейчас для некоторых привлечение инвестиций – вопрос выживаемости. На наших «радарах» порядка 400 компаний. У меня команда небольшая – 12 человек. И сегодня ребята просто не успевают. Недавно мы даже наняли еще одного человека. 

Сделки у «Зубр Капитал» будут. Просто по условиям неразглашения мы не можем их озвучивать. К тому же, сделать сделку – это как родить ребенка. Можно осуществить это за 6 месяцев, но по факту – лучше за 9 месяцев. По многим сделкам мы уже в пути. Надеемся, что скоро их закроем. 

О важности стратегии

Я дал себе клятву, что не стану делать ни одну инвестицию, если не будет хотя бы двух вещей: управленческого учета, не говоря уже про МСФО, и стратегии. Потому что много раз в жизни она выручала.

Фото Ольга Шукайло,
Фото Ольга Шукайло,

Когда в наш портфель попал МТБанк, мы стали разрабатывать его стратегию. Достаточно дорогой американский консультант сказал, что у нас есть возможность стать розничным банком: продавать карточки и другие розничные продукты. В конце концов, мы ее приняли. 

Еще  пример – «Атлант Телеком».  Нам посоветовали: ни в коем случае не вкладывайтесь в ADSL-технологию. Тогда это казалось невероятным. Все занимались ею. Это было очень легко – вы арендуете канал у «Белтелекома», ставите конечное оборудование. И все – вы провайдеры. Но мы поверили советам и начали создавать оптоволокно. Пришлось даже организовывать свои бригады, которые умеют протягивать эти сети. Это было уникально. Оглядываясь назад –  ADSL-бизнес практически умер.

Если сегодня, в кризис, вы не хотите делать глубокую стратегию – должно быть хотя бы видение, в каком направлении идти.

И, уже поняв это, идите. Стиснув зубы.

Об уроках, которые дала работа с МТБанком

Банкиры – совершенно другие люди. Они не предприниматели. Как предприниматели смотрят на риски? Есть риск? Ну, рискну!  Для меня было удивительно, что банкиры мне сказали: планировать деятельность надо с баланса. Забудьте об отчете о прибылях и убытках. Смотрите, чтобы баланс сходился.

Фото Ольга Шукайло,
Фото Ольга Шукайло,

Продавать МТБанк было жалко. Действительно великолепная команда и сам банк. Но сама конструкция бизнеса прямых инвестиций подразумевает, что рано или поздно вы выходите из него.

Мы говорим так: деревья не растут до небес.

И, соответственно, ваша задача сделать так, чтобы компания росла быстрее или хотя бы падала медленнее рынка. И в какой-то момент выйти. Я собрал ребят и сказал: смотрите, невеста выросла, надо ее выпускать из родительского дома. Тем более, нашелся жених. Нельзя, чтобы невеста засиделась. И теперь невесте придется налаживать собственную жизнь.

Когда вы думаете о возможностях роста, это сильно помогает. Сильно морально поддерживает.

Фото Ольга Шукайло,
Фото Ольга Шукайло,

О личной формуле успеха

Как бывший авиационный инженер, я привык все раскладывать по полочкам. Чтобы достать в нужный момент. По этому поводу могу говорить долго. Поэтому озвучу три своих личных правила, которыми я руководствуюсь по жизни.

1. Делай сложное простым. То есть делай так, чтобы сложная идея была доступна твоим клиентам. Я это делаю как с продуктами, так и с бизнес-процессами.  Сильно помогает мне лично.

2. Извлекай выгоду из невыгоды. Даже если тебя проглотила акула, все равно есть 2 выхода. Сейчас я, как инвестор, извлекаю выгоду из того, что цены на компании «припали».

3. Учиться, учиться и учиться. Не перестаю. Жизнь очень изменчива. Как только вы думаете, что всего достигли – это начало конца.

Читайте также «Юрий Зиссер: В январе мы приняли стратегию из одного слова – выживание. Но можем начать ее пересматривать».


Партнер Встречи Про бизнес. – официальный дилер BMW в Беларуси Байернкрафт.


 

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.