Войти
  • 1,97 USD 1,9746 -0,0043
  • 2,13 EUR 2,1262 +0,0042
  • 3,12 100 RUB 3,1155 +0,0201
Технологии
«Про бизнес.» 11 мая 2016

В мире – бум на чат-боты для общения с клиентами. Студент БГУИР словил тренд и создал компанию, которая их разрабатывает

Месяц назад Facebook представил платформу, при помощи которой компании могут запускать ботов в Facebook Messenger. Похожие решения уже используются во многих популярных мессенджерах. Во всем мире бизнес все активнее задействует сервисы мгновенного обмена сообщениями и одновременно встраивает в них ботов для общения с клиентами. Как и чем эти возможности могут быть полезны белорусским компаниям. Об этом мы спросили у Павла Литвинко. 20-летний студент-программист из БГУИР вместе с товарищами недавно основал компанию ALTA-AI. Она занимается разработкой платформы, при помощи которой компании могут создавать ботов.

Павел Литвинко. Фото с личной страницы на FacebookПавел Литвинко. Фото с личной страницы на FacebookПавел Литвинко. Фото с личной страницы на Facebook
Павел Литвинко. Фото с личной страницы на Facebook

Возможность создавать в Facebook Messenger чат-боты еще раз показала – бум на подобные решения разрастается.

Боты (чаты с искусственным интеллектом), которые встроены в мессенджеры и приложения, используют сегодня бизнесы из разных сфер. Например, в США и Канаде популярен мессенджер Kik. Один из ботов, который в нем работает, создан канадским рестораном The Bauer Kitchen. Придя в это заведение и открыв его чат, можно сделать заказ, не дожидаясь официанта – достаточно «пообщаться» с ботом.  

Фото с сайта allaboutnoms.blogspot.com

Фото с сайта allaboutnoms.blogspot.com

В самом популярном в Китае мессенджере WeChat зарегистрированы 10+ млн официальных аккаунтов компаний. Во многих из них с клиентами общаются машины-ассистенты. Например, с их помощью осуществляются электронные платежи, делаются заказы в интернет-магазинах.

В мессенджере Telegram несколько десятков тысяч ботов. Вот несколько примеров:

  • Бот российского Альфа-Банк подсказывает, где находятся банкоматы, отделения банка, помогает с поиском по сайту банка
  • Бот мобильного оператора «Билайн» помогает контролировать баланс на счете, делает детализацию использованных услуг
  • Бот, который показывает курсы валют в Украине

До конца 2016 планируется, что боты в Telegram научатся обрабатывать электронные платежи.

В Беларуси тренд подхватили молодые стартаперы. Так, в ноябре 2015 в Telegram был запущен бот «Альта».

Скриншот со страницы Альта-финансовый помощник ВКонтакте

Скриншот со страницы Альта-финансовый помощник ВКонтакте

Он был задуман как помощник, который отвечает на вопросы белорусских пользователей о финансах – например, какой кредит/депозит выбрать, где находятся ближайшие отделения банка, в каком обменном пункте лучшие курсы валют и т.д.

СEO проекта зовут Павел Литвинко. В свои 20 лет он с тремя друзьями зарегистрировал компанию ALTA-AI, которая занимается разработкой технологий искусственного интеллекта для ботов. 

Мы попросили Павла рассказать, как разрабатываются боты и как бизнес может использовать их для продвижения, выстраивания взаимоотношений с клиентами.

Также мы поинтересовались подробностями создания компании ALTA-AI. К слову, Павел – самый молодой из участников рейтинга Топ-30 белорусских предпринимателей не старше 30.

Вот его история.

Павел Литвинко. Фото с личной страницы на Facebook

Павел Литвинко. Фото с личной страницы на Facebook

– Я из города Жлобин. Учусь на 4 курсе БГУИР по специальности «инженер-программист». Выбрал именно ее, т.к. с детства увлекаюсь программированием, участвую во многих конкурсах и конференциях. С поступлением в университет увлечение плавно перетекло в интерес к стартап-движению в целом. Я стал посещать тематические мероприятия, курсы, стартап-турниры. В прошлом году удалось попасть в Tolstoy Startup Camp – мастерскую для стартапов, которая проходила в московском офисе Яндекса.

Идея

В сентябре прошлого года я работал над системой обработки естественного языка, которая позволяла программе-боту распознавать текстовые запросы на русском языке. Главная особенность идеи –  способность вести диалог с пользователем, выяснять необходимые данные для того, чтобы выдавать решение/готовый ответ.Были мысли о том, чтобы сделать на основе этой технологии приложение для покупки ж/д билетов через чат. Ведь на сайте это отнимает слишком много времени. Да и для многих людей вызывает серьезные сложности.

Фото с сайта chipolletto.com

Фото с сайта chipolletto.com

Проанализировав, как люди приобретают билеты в обычной кассе на вокзале, я захотел сделать программу, в которой можно было бы просто написать или сказать «Билеты на завтра утром в Минск, желательно нижнее плацкартное место». А остальное чтобы она сделала сама.

Однако с этой идеей возникли сложности с юридической и финансовой стороны.

Как раз тогда я узнал о межбанковском хакатоне FinTech Minsk. Практически сразу же появилась идея перенести модель покупки билетов на выбор банковских продуктов. С этим я и пришел на хакатон, где собрал команду. Пообщавшись с представителями Национального Банка и другими экспертами в финансовой сфере, я понял – это перспективная ниша для такой технологии. Существует огромная проблема в качественной поддержке клиентов и недостаточном уровне финансовой грамотности. Наша команда стала победителем в нескольких номинациях, получила сертификат на обучение в международной школе стартапов TechMinsk. Так появилась «Альта».

Скриншот видеокадра с YouTube

Скриншот видеокадра, проморолик «Альта» на YouTube

Принцип работы ботов

Нашей целью было создать программу, которая будет понимать человека и помогать ему, советовать лучшее решение в выборе кредита, депозита, банковской карты, поиске ближайшего отделения, лучших курсов валют. Чтобы найти нужный продукт было так же просто, как написать своему другу в мессенджере.

Одна из особенностей – технология искусственного интеллекта, которая «умеет» понимать вопросы в тех формулировках, которые пишут живые люди.

На этапе тестирования идеи мы сами обрабатывали все сообщения, вручную эмулируя (эмулировать – имитировать программными средствами работу физического устройства, процесса) идеальное поведение программы. Проводили опросы, чтобы выяснить поведение людей сейчас, проверить основные продуктовые гипотезы.

Фото с сайта macdigger.ru

Фото с сайта macdigger.ru

Востребованность ботов

Во время работы над продуктом мы проанализировали рынок и увидели огромный интерес к технологии со стороны различных компаний, не только в финансовой сфере. Идея – помогать человеку совершать выбор и получать советы во время неформального общения с ботом в чате (наподобие общения с реальным человеком) оказалась очень востребована в самых разных областях: услуги, e-commerce, healthcare, real estate и др.

Особенно сильный интерес к нашей технологии проявился на фоне нарастающих трендов ботов и мессенджеров. Нам поступило огромное число запросов от бизнесов на подобные решения из разных отраслей.

Фото с сайта finance.yahoo.com

Фото с сайта finance.yahoo.com

Как создаются боты

Увидев спрос со стороны бизнеса, мы решили превратить нашу технологию в платформу. Она позволит быстро создавать умных ботов-помощников, которые смогут автоматически обрабатывать запросы клиентов и помогать им подбирать товары/услуги, быстро получать требуемую информацию. Платформа может использоваться компаниями практически из любых сфер. 

Так продукт «Альта» вырос в компанию ALTA-AI.

Технология создания. Для создания помощника-бота необходим доступ к базе данных продуктов/услуг или API (открытый доступ для сторонних разработчиков).

Фото с сайта onlinehoster.net

Фото с сайта onlinehoster.net

Во время создания бота каждый объект (товар, услуга и т.д, по которым может поступить запрос от пользователя) описывается отдельными полями. Это помогает системе определить, по каким признакам дифференцируются объекты, какие вопросы необходимо задавать пользователю для подбора нужного для него варианта ответа или решения.

Далее, на базе общей платформы, создается отдельный бот (его можно назвать еще и «ассистент»). Мы «обучаем» ассистента, затем передаем компании-заказчику параметры подключения к серверу, на котором находится платформа и работает такой бот.

Получаемый бот встраивается на сайт, в мобильное приложение, мессенджеры или социальные сети (Telegram, Facebook Messenger, ВКонтакте, Twitter, Skype, Whats App и др.).

Фото с сайта macdigger.ru

Фото с сайта macdigger.ru

Что умеют боты:

  • Отвечать как на общие вопросы («Привет», «Как дела?», «Что ты умеешь?» и т.п.)
  • Так и на конкретные вопросы, получая информацию из базы данных заказчика

Ключевая особенность – персонализация под конкретного пользователя, его стиль и манеру общения. Бот должен понимать, что является важным для человека при выборе товара. Например, если человек не разбирается в моделях ноутбуков, ему достаточно написать «Недорогой игровой ноутбук для ребенка» – вместо того, чтобы отмечать на сайте галочками тип видеокарты и тактовую частоту процессора.

Вдобавок ассистент может предложить заказать помощь в настройке ОС и установке программ. Такой формат общения позволяет индивидуально общаться с каждым клиентом и при этом обслуживать их 24/7. Получать огромное количество данных для того, чтобы «подстраивать» под клиента предлагаемые компанией товары и услуги.

Фото с сайта itcom.in.ua

Фото с сайта itcom.in.ua

Что происходит сейчас

Сейчас мы кардинально перестаиваем алгоритмы – для того, чтобы научить бота отвечать практически на любой вопрос.

Также мы сосредоточили усилия на том, чтобы максимально упростить процесс создания ботов и полностью перенести его в рамки платформы.

Технология, над которой мы работаем, позволяет обрабатывать запросы на более чем 20 языках, включая русский и английский. В скором времени планируем начать продвижение на американском и европейском рынках.

Над проектом работают 4 человека, с которых он и начинался на хакатоне. Это я, Алексей Лапотко, Никита Курлович и Василий Шинкоренко. Все студенты.

Никита Курлович, Павел Литвинко и Алексей Лапотко. Фото со страницы Павла Литвинко на Facebook

Никита Курлович, Павел Литвинко и Алексей Лапотко. Фото со страницы Павла Литвинко на Facebook

Я отвечаю за управление компанией, управление разработкой и технологическое развитие.

Алексей – специалист в области машинного обучения и алгоритмов обработки естественного языка.

Никита – full-stack разработчик и дизайнер. Он «обучает» систему быть человекоподобной и добавляет в нее новые возможности.

Василий – менеджер по развитию бизнеса.

Василий Шинкоренко. Фото со страницы Павла Литвинко на Facebook

Василий Шинкоренко. Фото со страницы Павла Литвинко на Facebook

Монетизация

Мы планируем продавать свою технологию по модели SaaS (ПО, которое предоставляется на условиях периодических арендных платежей/абонентского обслуживания, – прим. «Про бизнес.»)

Исходя из числа запросов в месяц и объема данных и будет  складываться стоимость подписки.

На сегодняшний день у нас есть клиенты со стороны бизнеса, которые платят. Они узнают о нас, как правило, из различных публикаций, находят на конференциях или через знакомых в Facebook. Почти всегда это личные продажи. Целенаправленно мы сейчас никак не продвигаем себя, так как сфокусированы на завершении платформизации решения. К концу года планируем выйти на самоокупаемость.

Сейчас мы ведем переговоры с инвесторами – инвестиции нужны для найма разработчиков и расширения команды. Более подробно про это я сейчас не могу рассказывать – чуть позже. 

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Платный контент