Войти
Технологии
«Про бизнес.» 28 апреля 2015

Какими ИТ-решениями и технологиями белорусские компании будут пользоваться в кризис – мнение гендиректора «Бевалекс»

Какие ИТ-системы, сервисы и оборудование востребованы сейчас. Что надо учесть компаниям при формировании ИТ-инфраструктуры. Какие риски и возможности несет кризис для системных интеграторов. Свои прогнозы и оценки дает Михаил Красницкий, генеральный директор компании «Бевалекс».

Михаил Красницкий. Фото предоставлено компанией «Бевалекс»

– Сегодня все участники рынка перестраивают свой бизнес. Не исключение ИТ-компании, которые специализируются на системной интеграции. Задачу мы формулируем так: найти новые возможности на рынке и обратить их в пользу бизнеса. Одно из условий успешности – внимательно отслеживать тренды и своевременно на них реагировать.

Хорошая новость в том, что ИТ-инфраструктура сегодня – одна из систем жизнеобеспечения. Отказаться от нее нельзя.

Поделюсь наблюдениями, какие технологии и ИТ-услуги будут востребованы белорусским бизнесом в этом году, и на что важно обратить внимание ИТ-интеграторам.

Перевод ИТ в облака

Наша компания прогнозирует массовый переход компаний к использованию облачных сервисов. Причем хранение, передача и работа с данными будет осуществляться не в публичных, а в частных, внутрикорпоративных облаках.

Фото с сайта ru.smartsheet.com
Фото с сайта ru.smartsheet.com

Пример. Один из заказчиков (крупная организация с филиалами во всех регионах страны) обратился к нам недавно с просьбой – провести централизацию системы электронного документооборота. Сегодня в каждом филиале функционирует отдельный контур этой системы. Компания считает, что интеграция этих фрагментов возможна в рамках корпоративного облака. Это позволит:

  • существенно сэкономить на оборудовании
  • повысить эффективность работы
  • оптимизировать численность персонала, который сопровождает работу этой системы 

Рост интереса к таким виртуализированным платформам приведет к тому, что белорусские компании станут закупать меньше оборудования. Это создаст угрозы бизнесам, которые занимаются перепродажей аппаратной части – «железа». Некоторые из них могут покинуть рынок. В то же время, станут востребованными технологии мониторинга и анализа работы корпоративных облачных сред.

Внедрение систем оперативного управления

Все больше компаний понимают, что в кризис надо не просто экономить, но делать это разумно. То есть принимать решения, выстраивать действия на основании достоверной, своевременной информации. Отсюда стремительно растет спрос на относительно недорогие системы оперативного управления и аналитические системы, которые позволяют организациям ответить на вопрос: сколько и на что мы тратим. При этом большое внимание будет уделяться доступу и работе с этими системами с мобильных устройств.

Еще один тренд – активное внедрение систем, которые позволяют сотрудникам (каждый из которых находится на своем рабочем месте) выстраивать коллективное взаимодействие. Например, совместно обсуждать актуальный проект, работать над документами, участвовать в обучающем семинаре и т.д.

Фото с сайта uraltk.com
Фото с сайта uraltk.com

Думаю, будущее за компаниями, которые могут создавать информационные системы «под ключ» по приемлемой цене.

Например, систему оперативного управления с аналитическими возможностями (включая серверное и сетевое оборудование, программное обеспечение и услуги по настройке и обучению персонала) для компании из 50 человек вполне можно создать примерно за $20 тысяч.

Повышение интереса к системам безопасности информации

Несколько лет назад в одном из банков произошла утечка информации о клиентах, претендовавших на кредитные ресурсы. Разговаривая тогда с высокопоставленным сотрудником этого банка, я высказал мнение, что защита информации – это, в том числе, предупреждение репутационных рисков. Собеседник ответил, что случай, конечно, неприятный. Но пока в стране информация ничего не стоит, он особых проблем не видит.

Фото с сайта experto24.ru
Фото с сайта experto24.ru

Сейчас отношение к защите данных существенно изменилось. И не в последнюю очередь из-за повышения конкуренции на товарных рынках. Цены, поставщики, условия ведения бизнеса, программы лояльности, инновации – далеко не полный перечень информации, которую компании будут защищать от конкурентов. Для тех заказчиков, которые уже имеют фрагменты систем безопасности информации, станет актуальной задача перехода от лоскутного ландшафта – к комплексным системам управления. Они призваны, как зонтиком, «накрыть» все элементы информационной безопасности. Это включает:

  • антивирусное программное обеспечение
  • системы предотвращения утечек информации
  • системы защиты периметра и др.

Спрос на системы управления ИТ-услугами

Для большинства организаций ИТ-инфраструктура –  непрофильный актив. Поэтому бюджет на ее создание всегда находится под пристальным вниманием руководства.

Отсюда – большой интерес к инструментам и методам повышения эффективности ИТ. Компании, бизнес которых сильно зависит от ИТ (например, банки), уже давно следуют парадигме: чтобы экономить на ИТ, необходимо эффективно управлять этими технологиями. Как следствие – наблюдается массовое внедрение автоматизированных систем управления ИТ-услугами.

Фото с сайта allmoldova.com
Фото с сайта allmoldova.com

Контроль качества предоставления ИТ-услуг – это, в том числе, вопрос эффективности инвестиций.
 

Спад продаж офисных ПК

Мобильные устройства стали реальной альтернативой персональным компьютерам. Сегодня руководитель, находясь, например, в самолете, получает доступ к системе электронного документооборота компании, подписывает документы, читает отчеты, отдает поручения.

Мобильность – серьезный тренд. И это уже сегодняшний день.

Фото с сайта firestock.ru
Фото с сайта firestock.ru

Передача техобслуживания на аутсорсинг

Все больше организаций будут передавать обслуживание своей ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг. Сегодня услуги профессиональной компании-аутсорсера могут обойтись дешевле, чем содержание собственных специалистов (системных администраторов). С учетом, что в повышение квалификации штатных специалистов необходимо постоянно инвестировать.

Ошибки при создании ИТ-инфраструктуры

Остановлюсь на двух распространенных ошибках.

1. Во многих белорусских компаниях не разработана стратегия развития ИТ. Она должна вытекать из общей стратегии развития бизнеса.

ИТ-стратегия – это формализованная система подходов, принципов и методов, на основе которых будут развиваться все компоненты информационной системы. Ее отсутствие несет потенциальные потери: 

  • приобретение «не того» оборудования и/или программного обеспечения
  • увеличения сроков внедрения ИТ
  • снижения отдачи от инвестиций, повышение совокупной стоимости владения ИТ

Парадокс в том, что рано или поздно организации приходят к осознанию этого факта.  И начинают задумываются о создании ИТ-стратегии. Возникает вопрос: почему ее разработке должны были предшествовать финансовые потери? В нынешних условиях белорусскому бизнесу необходимо придерживаться простого правила: ИТ-стратегия обязательно должна быть, но ее периодически нужно пересматривать и уточнять.Пример. Недавно к нам обратилась частная компания, которая оказывает медицинские услуги. Длительное время ее ИТ-инфраструктура развивалась спорадически – по мере того, как открывались новые центры и филиалы. На каком-то этапе пришло осмысление, что фрагментарный рост приводит в неоправданным затратам. Альтернатива такому развитию событий – переход к прогнозируемому и осмысленному развитию ИТ-инфраструктуры.

Фото с сайта dontfear.ru
Фото с сайта dontfear.ru

Кстати, переход к развитию ИТ в контексте стратегии развития бизнеса –  тоже один из трендов.

2. Невыполнение принципа «первого руководителя».

Внедрение любой информационной системы – серьезное изменение, которое будет встречено в организации сопротивлением. «Получится или не получится» это сделать – зависит от позиции первого руководителя. От его уверенности в необходимости и необратимости изменений. Желании достичь результата.

Пример. Несколько лет назад мы разработали концепцию автоматизации одной крупной строительной организации. В ее состав входили проектное подразделение, завод по производству строительных конструкций, строительно-монтажное подразделение. Задумка была в том, чтобы объединить весь цикл работ в одну информационную систему. От создания проекта – до возведения и обслуживания готового здания. Например, чертежи и другая документация, которые создавались в системе, должны были храниться в единой базе данных, поступать строителям, использоваться работниками ЖКХ и т.д.

К сожалению, эта концепция до сих пор не реализована. Революции, как известно, не происходят без сильных лидеров.

Риски для ИТ-компаний

Из-за негативных явлений в экономике, в портфель ИТ-проектов сегодня включаются только те, что обеспечивают текущие потребности компаний и/или имеют короткий срок окупаемости. Как правило, речь идет о решении точечных задач или об автоматизации наиболее актуальных областей бизнеса.

На фоне сокращения спроса на ИТ-услуги резко усилилась конкурентная борьба за каждый проект на тендерах и конкурсах. Для заказчиков это благо, а для ИТ-компаний – серьезная проблема. В новых условиях без сохранения приемлемой маржинальности проектов уменьшатся возможности для:

  • инвестирования в обучение специалистов
  • поиска и отработки инновационных решений

В свою очередь, это существенно понизит потенциал отрасли. 

По моему мнению, сегодня должна вырасти культура формирования конкурсных документов: невозможно достичь качественного результата, оптимизируя выбор подрядчика только по одному параметру – цена. Если речь идет о создании долгосрочного преимущества для бизнеса. Нужно формулировать и принимать во внимание требования к качеству создаваемой системы, компетенциям специалистов-внедренцев, к документации, которая сопровождает проект, к технологии внедрения, обучению специалистов компании.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент