Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Технологии «Про бизнес» 18 июня 2015

Что надо знать белорусским компаниям про облачные технологии

Многие бизнесы все чаще задумываются о том, чтобы перенести свою ИТ-инфраструктуру в «облака». Эксперты «Про бизнес.» рассказывают, в каких случаях это можно сделать и в чем особенности работы с облачными технологиями.

Фото с сайта pichost.me
Фото с сайта pichost.me

Мы уже писали, что в кризис все больше белорусских компаний могут переходить на «облачные» технологии хранения и работы с данными. Суть таких технологий в том, что бизнес не покупает собственное оборудование и не устанавливает его в каком-то конкретном месте, а арендует необходимые мощности у провайдера. Доступ к работе с данными (например, для работы в CRM-системе, ведения бухгалтерии) можно получить из любой точки

Начальник отдела облачных решений hoster.by Алексей Русаков (А.Р.) и исполнительный директор ActiveCloud Артем Коханевич (А.К.) ответили на несколько вопросов «Про бизнес.» об особенностях переноса ИТ-инфраструктуры в «облака».

Алексей Русаков

Начальник отдела облачных решений hoster.by

Артем Коханевич

Исполнительный директор ActiveCloud

Когда бизнесу могут понадобиться «облака»


А.К. «Облачные» решения подходят почти всем бизнесам, кроме тех, кто работает с очень большими объемами данных, но не может передать их на облачные серверы – потому что интернет-канал компании недостаточно большой. 

Кто обеспечивает сохранность данных

А.Р.  По статистике только 20% компаний с собственной ИТ-инфраструктурой, потерявшие все данные (пожар, сгоревшее оборудование, ссора с системным администратором, который унес жесткий диск), могут их восстановить – благодаря тому, что делают резервные копии.

В «облаке», даже если у провайдера «сгорает» один жесткий диск, это не страшно. Резервные копии делаются сразу на много винчестеров.

Фото с сайта aboutdc.ru
Фото с сайта aboutdc.ru

А.К. Клиенты, однако, не должны забывать, что 100% сохранность данных – это их зона ответственности.

Провайдер обеспечивает физическую сохранность данных, но при этом может произойти сбой в операционной системе или приложении, установленном на его сервере. Что может привести к временной потере доступа к данным. Необходимо настраивать дополнительное резервное копирование данных либо – в случае с бизнес-критичными сервисами – хранить (дублировать) информацию на разных площадках.

Что влияет на конечную цену услуг

По оценкам экспертов, стоимость «облачных» решений зависит от масштабов проекта. Самый простой вариант конфигурации для запуска, например, небольшой CRM будет стоить около $30 в месяц. Крупные проекты могут обходиться в 15 млн рублей и больше.

А.К. Бизнес при принятии решения часто сравнивает прямые расходы на покупку «железа» и аренду «облаков». При этом компании забывают, что есть еще и операционные расходы: аренда, электричество, обслуживающий персонал. В крупных проектах с локальной инфраструктурой также есть ежегодные платежи вендорам. Заказчикам приходится платить ежегодно 10-12% за техническую поддержку оборудования и до 25% на системное и прикладное ПО.

Немногие учитывают эти расходы в первоначальном бюджете проекта. Часть клиентов, столкнувшаяся с дополнительными ежегодными платежами, отказывается от них (нарушая лицензионные соглашения) и лишается технической поддержки, прав на обновление ПО.

Фото с сайта blog.asher.edu
Фото с сайта blog.asher.edu

При аренде облачной инфраструктуры заказчик может арендовать и лицензии на ПО. Поэтому облачный сервис зачастую дешевле, чем закупка «железа». Причин – несколько:

  • У провайдеров большие объемы закупок оборудования, поэтому у них хорошие скидки. Конечный клиент не получит таких условий.
  • Оптимизация работы простаивающих ресурсов. По нашим данным, в среднем около 25% локальной ИТ-инфраструктуры простаивает и не дает отдачи. В случае с облачными технологиями арендуется только необходимый в конкретный момент времени объем ресурсов (процессоры, память, дисковая емкость).
  • Экономия на зарплатах системных администраторов, которые необходимы для поддержания локальной инфраструктуры. Со всеми налогами и другими скрытыми расходами, стоимость услуг сисадмина может обходиться для серьезной компании от $2 тыс. в месяц.

А.Р. Платить в «облаках» можно только за фактически потребляемые ресурсы. Здесь нет капитальных затрат.

К примеру, сервис по продаже автозапчастей с филиалами по всей стране тратит на облачную инфраструктуру 3,5-5 млн рублей месяц. Очень крупные компании – 15 млн в месяц.

Важно знать сколько и за что вы платите. Облачный провайдер должен детализировать затраты, указывая статьи расходов:

  • Процессорное время
  • Память на жестком диске
  • Оперативная память.
  • Лицензия (Microsoft Windows, MS SQL и т.д.)
  • Выделенный IP
  • Услуги администрирования

Перед выбором провайдера нужно запросить подробное коммерческое предложение и проанализировать полную стоимость услуги.

Кто несет ответственность за воровство коммерческих данных

А.К. Опасность воровства данных из «облаков» преувеличена. Бизнес сам может (и должен!) выстроить систему доступа как к локальному оборудованию, так и к «облачному». По сути, это набор организационно-технических мер: начиная от построения бизнес-процессов, ограничивающих доступ к информации, и заканчивая средствами шифрации данных, если необходимо.

Фото с сайта gadgetblog.ru
Фото с сайта gadgetblog.ru

Очень часто бизнес думает, что если данные физически находятся у него, то это безопасно. В действительности, сотрудники компании вполне могут получить доступ как к локальной инфраструктуре, так и к «облачной», похитить информацию.

А.Р. Провайдеру нет смысла воровать данные. Если же госорганы изымут локальный сервер, ваш бизнес встанет. Нельзя будет провести ни одной операции. Та же налоговая не будет ждать пока вам вернут компьютеры, чтобы вы подали отчет и заплатили налоги. Опять же, даже если у вас сервер 10 лет работал без проблем, то это не значит, что в какой-то момент не будет скачка напряжения и он не сгорит, унеся с собой все данные.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.