Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Берись и делай «Про бизнес» 12 августа 2015

Кирилл Чикеюк: Если делать так, как говорят 90% людей, вряд ли что-нибудь получится

11 августа в Конгресс-холле бизнес-центра «Виктория» состоялась Встреча Про бизнес. с участием президента и председателя совета директоров EPAM Systems Аркадия Добкина и сооснователя стартапа Kino-mo Кирилла Чикеюка. Больше 300 зрителей пришли послушать спикеров и задать им свои вопросы.

Фото: Сергей Балай, probusiness.byФото: Сергей Балай, probusiness.byФото: Сергей Балай, probusiness.by
Фото: Сергей Балай, probusiness.by

Публикуем самые интересные мысли Кирилла Чикеюка.

Что изменилось после победы на Pitch to Rich

Изменилась ли операционная деятельность после победы на конкурсе (технология стартапа Kino-mo, которая создает «парящие» в воздухе 3D-проекции, этим летом получила первое место на Pitch to Rich-2015. Конкурс проводится при участии основателя группы компаний Virgin Ричарда Брэнсона – прим. «Про бизнес.»)? Совершенно нет. Мы как работали – так и работаем. Единственное что поменялось – мы получили более 200 предложений от реальных компаний. Это уже не конкурс – это бизнес.

Чему я посвящаю сейчас большую часть времени?  Разработке, product development, это однозначно. Сейчас разработка проходит здесь, в Беларуси. На днях позвали еще одного инженера в команду, совершенно талантливого человека. С ним будет все круто. Сейчас у нас уже два инженера.

В Китае – сборка. Сколько стран будет вовлечено – непонятно, очень много, скорее всего. Сейчас это Китай, Тайвань, Латвия, Беларусь, Англия. Нужно отработать полный цикл производство перед его началом.

Всего у нас на сегодня 7 сотрудников, включая меня и Артема [Артем Ставенко – сооснователь Kino-mo]. Недавно нас было 6.

Фото: Сергей Балай, probusiness.by
Фото: Сергей Балай, probusiness.by

Есть ли у нас первые контракты? Смотря что считать контрактом… Очень много есть документов, где стоят подписи. Но значат ли они реальные деньги – это пока вопрос.

На сегодня у нас есть партнер – английская компания D-Media, у них своя сеть небольших цифровых дисплеев/билбордов, которые стоят в барах и ночных клубах. Cейчас совместно с корпорацией Sky они строят огромную сеть на 20 000 баров. Мы пытаемся «влезть» в 500 или 1000 заведений».

Собирается ли Ричард Брэнсон инвестировать в Kino-mo?

«На самом деле с представителями Virgin мы встретились после конкурса только несколько дней назад. Обсудили детали: какая у нас будет кооперация в будущем. Как оказалось, там много призов, кроме £150 000 на маркетинговые цели. Один очень интересный – на поезде Virgin мы можем разместить наш логотип. Мы сами решаем, что именно там будет. Посмеялись, что можем поместить туда наши лица.

Все это делается для PR. Будет один день, когда к нам придет Ричард Брэнсон – для одной статьи в газете.

Поэтому пока говорить о конкретном, о возможных инвестициях, рано. Мы встретились поверхностно, будут еще встречи. Представители Virgin сказали: думайте о нас как о вашем личном агентстве, в которое можно позвонить».

О стратегии

Для нас сейчас важно убедиться, что наша модель полноценно работает, выйти на ключевые рынки и построить что-то большое.

Мы сейчас вообще не смотрим на выручку. Мы ее не генерируем и в ближайшее время, скорее всего, не будем. Потому что мы больше сфокусированы именно на росте. Наша модель подразумевает установку устройств в как можно большем количестве мест с большим потоком людей, чтобы продавать рекламу.

Фото: Сергей Балай, probusiness.by
Фото: Сергей Балай, probusiness.by

Со своей стороны, как техническая компания, мы не предоставляем никакие сервисы. Абсолютно всю операционную деятельность мы перекладываем на партнеров. На ключевых 35 рынках хотим заключить как можно больше партнерских соглашений, условная цифра –100-200.

Все партнеры будут локально заниматься операционной деятельностью: разговаривать с брендами, проводить продажи. Мы со своей стороны будем предоставлять ноу-хау и оказывать техподдержку.

Партнеры объединятся на одной платформе, будут видеть свои устройства в общей сети, смогут удаленно управлять ими: загружать контент и, нажав кнопку, отправлять его для показа.

Когда мы выйдем в плюс? Трудно ответить на этот вопрос. Учитывая, что нужны затраты на разработку, мы, наверное, будем брать еще и следующий раунд инвестиций. И если будет рост – может, и еще». 

Продукт и рынок

Иметь продукт, сделанный  в гараже, а потом построить настоящую производственную линию – между этим огромная пропасть. Из производственной линии сделать работающий бизнес – еще две пропасти. Сам по себе продукт ничего не значит. Сейчас идет быстрое обезличивание товаров. Клиенту все равно, какие товары он покупает, если у каждого одинаковые характеристики. Поэтому в последние годы ценность hardware-стартапов из-за развития сенсорных и телекоммуникационных технологий находится не совсем в «железяке».

Фото: Сергей Балай, probusiness.by
Фото: Сергей Балай, probusiness.by

Ценность – именно в данных, которые это устройство может принять. Либо в комьюнити, с которым устройство работает.

Например, часы от Fitbit (отслеживают показатели пульса и другие параметры организма – прим. «Про бизнес). У компании есть огромное комьюнити, потому что она первая. У нее сегодня – огромнейшая база на миллионы человек. Ее можно скоррелировать с количеством обращений по медицинской страховке, и построить модель, которая впоследствии сможет давать каждому пользователю коэффициент вероятности наступления страхового случая. Этот коэффициент может использоваться страховыми компаниями при оценке стоимости медицинской страховки. Так появляется уже и дополнительный B2B-бизнес. Можно прийти в Amazon, например, и сказать: хотите, мы вам сэкономим 12% от социального пакета, потому что ваша страховка будет стоить дешевле? При условии, что вы дадите наши часы всем работникам.В нашей разработке как только мы ставим технологию в тысячи мест, само «железо» не имеет значения. Если у нас есть сеть, мы контролируем рынок. Компании будут к нам приходить сами.

Поэтому мы и пытаемся заключить как можно больше партнерств».

Фото: Сергей Балай, probusiness.by
Фото: Сергей Балай, probusiness.by

О конкуренции и копировании технологии

«На самом деле очень странно, когда стартап что-то делает, и при этом в мире нет компании, которая занималась бы чем-то похожим. Значит, стартап делает что-то не то. Мы пока не знаем, кто занимается продуктами, которые подобны нашим. Но, вероятно, такие разработки есть.

В нашем бизнесе, как и везде, очень сильную роль играет бренд и его продвижение».

О деньгах

«Мы пока вообще не думаем о том, какой у нас с Артемом будет процент в компании, когда Kino-mo выйдет на какие-то серьезные цифры. Мы просто строим что-то вместе своей командой. Мы этим дышим. Просыпаюсь в воскресенье ночью – звоню или инженеру, или Артему, обсуждаем... У нас сердце бьется.

Поэтому все, что касается денег – это, конечно, хорошо. Но вот в Америке уже давным-давно сделаны исследования: если получаешь больше чем $60 тысяч в год, то какая-то добавка к этому практически не отразится на твоем счастье. Естественно, если не хватает для базовых вещей, то это важно. Но в целом – не в этом счастье».

Что сделают основатели Kino-mo, когда стартап станет серьезным бизнесом

Мы с Артемом давно определились: если нам удастся построить что-то большое и развить компанию, и если она станет сама по себе работать – наверное, с каких-то executive-позиций мы просто уйдем. И начнем что-то другое делать.

Вот так просто и примитивно».

Фото: Сергей Балай, probusiness.by
Фото: Сергей Балай, probusiness.by

Что делать белорусским стартаперам

«В Минске я встречался с несколькими десятками стартапов. Честно говоря, был приятно поражен. Было много людей. Круто. Да, каждый стартап можно и покритиковать и что-то посоветовать. И в свою сторону услышать то же самое. В целом я сделал следующие выводы.

Hardware-стартапы. За последние 5 лет они стали быстро развиваться. Инвестиции растут экспоненциально. Поменялся выход на рынок. Стартапу, если он может стать глобальным бизнесом, нужно «ввязываться» в акселератор, который находится в Шэньчжэне или связан с ним. Это cтолица электроники, своего рода «Силиконовая долина» для hardware.

Дальше: есть краудфандинговая Kickstarter для проверки рынка. Следующий этап – приходишь в инвестиционный фонд. 

Software-стартапы. Мне показалось, в Беларуси очень много идей. Если эти стартапы выстрелят – это будут просто миллиардные бизнесы. Но у них всех, наверное, из-за того, что они находятся здесь, у них срабатывают такие флуктуации – пошли в газету, напечатались, тут какие-то юзеры добавились, какие-то уменьшились… Это на самом деле шум.

Надо смотреть статистику. Она говорит, что стартапы с моделью, которая может стать огромной, делаются только через «Силиконовую долину». К сожалению, или нет. Поэтому нужно думать, как привлечь инвестиции из фонда, который находится там. Чтобы написали соответствующие газеты, чтобы вскоре вы стали миллиардным стартапом.

Взять инвестиции из какого-то фонда занимает от 6 месяцев. Нужно полноценно готовиться, «поставить галочки» в списке конкретных вещей, которые надо сделать для фонда, чтобы показать убедительный рост. Пунктов может быть штук 20. В Америке имеет значение только количество юзеров. Значит, надо выстраивать стратегию: не рандомно, а именно так, чтобы пользователи росли экспоненциально».

Вещи, которые ведут к успеху

Фото: Сергей Балай, probusiness.by
Фото: Сергей Балай, probusiness.by

«Однозначно, где-то удача.

Наверное для любой компании нужно, чтобы у ее модели был потенциал.

Следующая вещь – модель должна быть воплощена в жизнь в «правильное» время.

Затем, конечно, люди, которые работают в стартапе, каждый день проводят мозговые штурмы.

И самое главное – нужно делать работу до конца. Очень многие приходят и говорят: то случилось, это... На самом деле не важно, что случилось. Просто нужен результат.Очень мало кто умеет доводить работу до конца».

Чем помогает образование в Оксфорде

«С академической точки зрения, я не считаю, что оно лучше, чем в других ведущих университетах. Естественно, там есть развитая инфраструктура. Но чтобы взять и сказать, что в Оксфорде сидят одни гении, а в других университетах нет – это будет совершенно неверно. Зачастую бывает и наоборот.

Да, у Оксфорда и Кембриджа есть щупальца, которые позволяют собрать самых лучших академических людей во всем мире. Каждый день ты общаешься с кем-то, кто тебе может рассказать что-то интересное. Химия или литература, что угодно.

Но что касается другой части – жизни в университете, что я считаю важнее – Оксфорд это место, где все работает на тебя. Ты живешь в отдельном городе, где тебя ничто не отвлекает. Это место, где проводится огромнейшее количество мероприятий, выпивается огромное количество алкоголя. Ты выбираешь: пойти послушать президента Турции или сходить узнать, что скажет Бейонсе. Очень все насыщенно, ты общаешься с людьми, у которых есть огромная вера в себя. Это все правда. И ты выходишь с ощущением жизни.

Это гораздо важнее, чем какая-то академическая составляющая».

Фото: Сергей Балай, probusiness.by
Фото: Сергей Балай, probusiness.by

О книгах про бизнес

Какие книги о бизнесе меня мотивируют и вдохновляют? Я только одну, наверное, и прочитал.

Не уверен, что бизнес-книги обязательно помогут построить успешный бизнес. Потому что если делать так, как говорят 90% людей, вряд ли что-нибудь получится.

Но вот сейчас я начал читать книгу о бизнесе. Надеюсь, что закончу ее. Называется «Дилемма инноватора» [Книга Клейтона Кристенсена «Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании»]. Хорошая или нет, пока не знаю».

Фото: Сергей Балай, probusiness.by
Фото: Сергей Балай, probusiness.by

Видео Встречи Про бизнес. Аркадий Добкин – Кирилл Чикеюк

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Читайте также: «Аркадий Добкин: У меня никогда не было ощущения, что EPAM перестал быть стартапом»

Генеральный партнер Встреч Про бизнес. – МТБанк.


Читайте также отчеты с предыдущих Встреч Про бизнес.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.