Войти
Берись и делай
«Про бизнес.» 26 августа 2015 5

7 ситуаций, в которых руководителям и собственникам бизнеса требуются навыки финансового моделирования

Почему важно выстроить финансовую модель бизнеса и какие вопросы она помогает решать. Примеры из практики приводит Александр Кондрашонок, директор департамента консалтинга Агентства стратегического и экономического развития.

Фото с сайта dianliwenmi.comФото с сайта dianliwenmi.comФото с сайта dianliwenmi.com
Фото с сайта dianliwenmi.com

– Из-за высокой волатильности рынков и постоянно меняющейся конъюнктуры собственникам и топ-менеджерам сложно следовать определенной, утвержденной долгосрочной стратегии. Поэтому во многих компаниях активно применяется механизм финансового моделирования. Он позволяет построить разные сценарии развития в зависимости от изменения внешних параметров. В такой системе управления финансовая модель – производная от утвержденной стратегии.

Считается, что финансовое моделирование – прерогатива финансовых служб. Если в крупных компаниях с налаженным управленческим учетом зачастую это так, то в малом и среднем бизнесе топ-менеджмент активно использует рабочую финансовую модель. Чтобы получить оперативную аналитическую информацию и быть гибким в управлении. Навыки финансового моделирования позволяют собственникам и руководителям видеть реальную картину бизнеса.

Расскажу, в каких случаях помогает финансовая модель и какие направления она может включать.

1. Оптимизация затрат 

В периоды кризиса и снижения выручки компании менеджмент, безусловно, стремится сокращать расходы. Оптимизация затрат может решаться несколькими способами:

  • Сокращение переменных затрат: снижение расходов на сырье и материалы, снижение затрат на энергоресурсы – в результате применения ресурсосберегающих технологий и др.
  • Сокращение постоянных затрат: снижение заработной платы менеджмента компании, сокращение административного персонала, снижение затрат на маркетинг и рекламу, переезд в более дешевые офисные/производственные помещения и т.д.

Без понимания, какие последствия повлекут те или иные решения о снижении затрат, компания может получить серьезные проблемы.

Пример. Компания в сфере телекоммуникаций приняла решение в период кризиса снизить сотрудникам зарплату. У нее был небольшой штат специалистов с высоким уровнем квалификации и заработной платы. При этом общий фонд оплаты труда занимал 3-5% в структуре затрат компании (основной удельный вес в затратах занимала амортизация дорогостоящего оборудования, проценты по кредиту).

Через некоторое время начался отток кадров. Ушедших сотрудников было тяжело заместить новыми, т.к. предложение на рынке труда по требуемой специализации небольшое.

Фото с сайта culturcraft.com
Фото с сайта culturcraft.com

В результате снижения затрат на ФОТ, себестоимость продукции незначительно снизилась (менее чем на 1%). Это практически не сказалось на финансовом результате компании. Но при этом возникли проблемы с функционированием бизнеса в целом.

2. Открытие нового направления/закрытие одного из бизнесов

Бизнес компаний может состоять из нескольких направлений. Одни являются более успешными, другие – менее. Менеджер, который курирует определенное направление, зачастую просит у руководителя или собственника дополнительных финансовых вливаний в развитие своего продукта, найм новых людей, расширение офисных помещений, инвестиций в прирост оборотного капитала и т.д.

Финансовая модель компании позволяет собственнику и руководителю принять решение, как правильно перераспределять финансы компании между продуктами, какие направления стоит развивать, а от каких – отказаться.

Пример. Компания, производящая продукты питания для животных, решила снизить на 40% объем производства продукции для кошек. Это приносило 60% выручки, однако по итогам календарного года оказалось менее рентабельным, чем остальные продукты.

Фото с сайта otzovik.com
Фото с сайта otzovik.com

В результате компания через 1,5 года не смогла профинансировать обязательства по банковскому кредиту. Поскольку при снижении совокупного объема производства возросли постоянные затраты на единицу продукции. Это вызвало нехватку средств.

3. Оптимизация кредитного и инвестиционного портфеля

Финансовая модель компании помогает принимать верное решение, как правильно с максимальной доходностью распорядиться свободными средствами, а также  как избежать возможных неплатежей по кредитам в будущем.

Пример. Сельскохозяйственная организация привлекла долгосрочный кредит на строительство молочно-товарной фермы. Сроки затянулись – и комплекс был запущен с опозданием на 8 месяцев. Через 2 года компания должна была погашать основной долг по кредиту. Однако не смогла к этому времени выйти на прогнозируемый объем производства – достаточный, чтобы обеспечить финансирование основного долга. То есть не нашла всей суммы для погашения. Из-за отсутствия реальных прогнозов выручки и без заблаговременной работы с банком по реструктуризации долга организация получила серьезные финансовые трудности.

Фото с сайта kushva-online.ru
Фото с сайта kushva-online.ru

4. Прогноз финансового результата

Финансовая модель позволяет собственнику бизнеса, прежде всего, получить реальное представление – насколько успешна его компания и будет ли она расти в будущем.

Прогнозирование финансовых результатов может осуществляется для:

  • Оценки финансовых перспектив и состояния компании на планируемый период – в зависимости от основных возможных вариантов производственно-сбытовой деятельности.
  • Формирование для собственников и топ-менеджмента выводов и рекомендаций по выбору рациональной стратегии и тактики действий.

Планирование финансового результата компании также позволит собственнику прогнозировать на определенный промежуток времени его личные доходы, например, получаемые в виде дивидендов.

5. Оптимизация оборотного капитала

Понятно, что для выполнения плана производства и продаж компания должна иметь достаточный объем оборотных средств. Сегодня проблема дебиторской задолженности для белорусских компаний является очень острой. И это, в том числе, связано с неэффективной работой с дебиторами.

Финансовая модель позволяет увидеть длительности циклов производства и реализации продукции, сроки выплаты заработной платы и т.д.

Пример. Мебельная компания предоставила покупателю отсрочку части платежа (50%) за поставляемую продукцию на 30 дней. При этом срок расчета компании (100% суммы) перед поставщиком – 15 дней с даты отгрузки.

Фото с сайта mademebel.by
Фото с сайта mademebel.by

При такой схеме взаиморасчетов у компании будет наблюдаться нехватка оборотных средств для закупки новой партии товара и в дальнейшем – просроченная задолженность перед поставщиком.

6. Оценка окупаемости инвестиций

Компания, перед тем, как инвестировать средства в новый проект, должна понимать, когда окупятся инвестиции, как повлияет реализация проекта в целом на бизнес компании, будет ли инвестпроект эффективным с учетом изменчивости внутренней и внешней среды.

Это можно определить, построив финансовую модель. Она позволит собственнику выбрать наиболее перспективную из нескольких идей и принять правильное решение – какой проект из ряда альтернативных будет наиболее привлекательным для инвестиций и менее рискованным.

7. Оценка стоимости компании

Фото с сайта www.eurofinas.org
Фото с сайта www.eurofinas.org

Оценка бизнеса может быть актуальна по разным причинам:

  • Продажа доли или всей компании
  • Реструктуризация компании
  • Определение кредитоспособности и стоимости залога при кредитовании
  • Страхование и др.

В инвестиционном банкинге, один из наиболее распространенных методов оценки – доходный метод. При его использовании финансовая модель не только «увязывает» экономические показатели всего бизнеса (с выделением продуктовых групп, проектов, направлений, центров финансовой ответственности), но и позволяет спланировать генерируемые потоки денежных средств.

Стоимости компании (рассчитанная с использованием модели дисконтированных денежных потоков) = величина генерируемых доходов – стоимость долга.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Александр Кондрашонок7.09.2015

Ввиду соблюдения конфиденциальности по просьбе наших партнеров, один проект из портфолио мы убрали.

ваще дурак6.09.2015

это в апреле 2015 - "Ранее Александр занимал должности начальника отдела бизнес-планирования известной консалтинговой компании, а также начальника коммерческого управления на предприятии, реализующем крупнейшие в Беларуси белорусско-китайские инвестиционные проекты с объемом инвестиций свыше $500 млн."

это сейчас- " В прошлом был в составе топ-менеджмента компании, реализующей крупнейшие в Беларуси белорусско-китайские инвестиционные проекты с объемом инвестиций свыше 400 млн долларов США."

так что, 100 лямов где-то потеряли?:) клёвые проекты - плюс-минус 100 млн.:)

Michael Kirichenko26.08.2015

Да, скупой платит дважды, если не трижды...

Stephen Barkhudaroff26.08.2015

Да, если бы руководители читали подобные статьи, то они не экономили бы на зарплате ценных сотрудников, увольняя, или вынуждая их самих уйти, а затем заменяя парой-тройкой неопытных с суммарной зарплатой в несколько раз больше. Культуру (и знания) - в массы (руководящих работников)!

Michael Kirichenko26.08.2015

Отличная статья, очень поучительная, явно написана специалистом в своём деле. Например, п.1 - точь-в-точь, как на моей прошлой работе!

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент