Войти
Берись и делай
«Про бизнес.» 26 октября 2016 5

Финал нашего эксперимента — одна из этих выпускниц «нархоза» получила работу

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Мы завершаем наш эксперимент по поиску работы. 5 месяцев выпускницы БГЭУ по специальности «Маркетинг» Алена и Татьяна искали работу с помощью нашего эксперта — Дмитрия Новицкого. Эксперимент должен был показать на практике, что сегодня происходит на рынке труда, как ведут себя работодатели и действительно ли так сложно найти работу, особенно если вы — недавний студент без опыта работы в высококонкурентной сфере.

И вот что получилось.

Напомним, как проходил наш эксперимент. Участницы проекта — две выпускницы БГЭУ 2016 года специальности «Маркетинг». Опыта работы у них нет. Они искали работу под руководством нашего эксперта, консультанта по работе с людьми Дмитрия Новицкого. Мы намеренно не показывали в отчетах их лица, чтобы девушек не узнали потенциальные работодатели.

Поиск работы начался с постановки целей в личном развитии. Дмитрий объяснял: без понимания, чего на самом деле хочется, нельзя начинать менять свою жизнь.

Девушки определили, кем же они хотят работать, чего хотят добиться через год, три и пять лет. Чтобы это сделать, они составляли таблицу личного развития на 1, 3 и 5 лет и делали «круг жизни».

Материал предоставлен Дмитрием Новицким
Материал предоставлен Дмитрием Новицким

Затем Дмитрий дал девушкам четкий алгоритм поиска работы:

1. Где и как можно найти идеальную вакансию. Кроме работных сайтов, стоит обратиться к знакомым, социальным сетям, и если у понравившейся компании нет открытой вакансии, то все равно представиться и поинтересоваться. Обязательно вести учет времени, затраченного на поиск. Узнавать дополнительную информацию о нанимателе.

2. Какими должны быть резюме и сопроводительные письма, чтобы работодателю они понравились. Девушки учились вместо перечисления обязанностей рассказывать в резюме о результатах и достижениях, вместо шаблонных писем — составлять персонализированные. А также — оформлять личный профиль в социальных сетях, потому что зачастую работодатель смотрит и на это.

3. Как вести себя на телефонном интервью и собеседовании. Что в первую очередь рассказывать о себе, а о чем упомянуть в последний момент.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

…и девушки приступили к поиску.

Алена — стала специалистом по внутреннему PR в крупной компании

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

— Активно искать работу я стала только ближе к осени. На втором месяце поиска нашла работу специалиста по внутренним коммуникациям в крупной компании, которая занимается оптовой и розничной торговлей автозапчастями, расходными материалами и аксессуарами для автомобилей. Вакансия была действительно необычной — на протяжении всего периода поиска мне редко попадались предложения, связанные с внутренними коммуникациями.

У меня было и другое предложение на похожую должность в крупной торговой сети. Но задач на той позиции было больше, а зарплата та же — $ 300.

Как я нашла эту работу. Вакансию я увидела на РАБОТА.ТУТ.БАЙ. Выслала отклик и сопроводительное письмо:

Добрый день! Меня зовут Елена ***. Я окончила Белорусский государственный экономический университет по специальности «Маркетинг». На сегодняшний день имею опыт работы специалистом по корпоративному маркетингу в течение 10 месяцев (организация корпоративных мероприятий, поздравление сотрудников, проведение HR-исследований). Умею работать с социальными сетями (VK, Instagram) — написание контента, разработка контент-стратегии; вела контент группы факультета маркетинга и логистики.

Постоянно учусь и развиваюсь, готова осваивать все новое!

Прошу рассмотреть мое резюме на вакансию специалиста по внутренним коммуникациям.

С уважением, Елена ***

Мне позвонили через пару дней. Предложили заполнить анкету, а на следующий день — прийти на собеседование. Их было два, причем оба — в течение одной недели.

Первое проводил рекрутер. Просил рассказать о себе, задавал психологические вопросы, которые смогут найти «подводные камни». Например, кто мой идеальный руководитель, какой отдых для меня лучше, как я вижу свое развитие на близкую и дальнюю перспективу. Разговаривали минут 40.

Второе собеседование проводил руководитель. Он узнавал о моих навыках, умении работать с программами, умении писать статьи. Интересовался, чем я занималась на прошлой работе, что мне доставляло дискомфорт, из каких ресурсов черпаю информацию, какие книги читаю, почему хочу знать английский на высоком уровне, на какую заработную плату рассчитываю. В общей сложности мы разговаривали час.

Мне сказали, что ответ дадут в течение двух-трех дней. А через 2 дня позвонили и пригласили на работу.

В чем будет состоять моя работа. Я буду работать с внутренним корпоративным порталом: наполнять его информацией, писать статьи о сотрудниках и для сотрудников, новости компании. Также буду наполнять информационные доски, которые размещены в офисе компании. Самым интересным для меня будет проведение различных активностей и корпоративных мероприятий.

В анкете, которую я заполняла, просили указать желаемый уровень зарплаты на испытательном сроке и после него. При разговоре с руководителем оказалось, что запрашиваемая сумма реальна для компании, на ней мы и сошлись.

Сейчас я прохожу испытательный срок — он будет длиться 3 месяца. Выходит, что работу я нашла спустя 5 месяцев и после 45 отправленных резюме.

Татьяна — не получила ни одного предложения и осталась в проекте, на котором работала ранее

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

— Отправленных резюме у меня больше 150. Раньше для меня такая цифра казалась одновременно и хорошей (много вакансий, есть выбор), и плохой (единицы из них смотрели резюме и отвечали). Теперь я понимаю, что окажись я в подобной ситуации сейчас, то не отправила бы и половины тех откликов.

Мне казалось, что с хорошо составленным резюме, которое посмотрел и одобрил профессионал, можно смело идти на любую вакансию, которая хоть чем-то перекликается с понятием «маркетолог». Поэтому и отправляла на всевозможные запросы «интернет-маркетолог», «копирайтер», «менеджер по рекламе», «аккаунт-менеджер». И не прошла по знакомым мне причинам:

  • Пытаясь охватить как можно больше вакансий, я не уделяла должного внимания тем, которые мне по-настоящему были интересными
  • Не связывалась с руководителями отделов маркетинга
  • Не искала причины, почему меня не приглашают на собеседование
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Чему я научилась за время проекта. Я прошла 14 собеседований, но вакансии самых последних мне не нравились уже самой.

Я наконец поняла, насколько был прав Дмитрий, когда с самого начала советовал не тратить много усилий на «холодные» поиски работы через всем знакомые сайты.

Правильнее было бы расширять свой круг контактов, выходить на новых людей, изучать компании и находить в их деятельности те моменты, которые можно улучшить, представить это в виде тезисов и предложить руководству на рассмотрение.

Я не нахожусь в подавленном состоянии. В проекте, где я ранее была волонтером, с осени появилось больше задач, и мне предложили поработать там. Получив так много отказов от потенциальных работодателей, я решила остаться.

Конкретного срока по поиску другой работы у меня нет. Время покажет, что делать дальше.

Комментарий эксперта нашего проекта


Дмитрий Новицкий
Консультант по работе с людьми, заместитель директора кадрового агентства «Губанова и Партнеры»

— Согласно моей статистике, накопленной за 10 лет консультирования по поиску работы, в среднем найти работу можно за месяц. А наш проект длился дольше 5 месяцев.

О результатах Алены. Алена вкладывалась и получила хороший результат. Как говорится, если человек хочет, он найдет возможность, если не хочет — причину. В целом ее кандидатуру рассматривали 5 компаний – лидеров рынка. В финале она выбирала из предложений двух ведущих белорусских компаний.

В последний месяц проекта я поддерживал ее в трудные моменты, разрабатывал стратегию прохождения собеседований, давал информацию по компаниям. Мы общались примерно раз в неделю.

Часто Алена звонила, чтобы просто услышать слова поддержки.

Когда нет обратной связи и постоянные отказы — могут опуститься руки, и нужен кто-то, кто скажет, что все хорошо и нужно продолжать.

Я помогал ей и практическими советами. Например, мы вместе готовили презентацию к собеседованию, репетировали выступление.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Однозначно ее выбор — это ступень вверх по карьерной лестнице. Зарплата — вполне «в рынке». Ниже, чем хотелось, но выше, чем у других конкурентов-выпускников.

О результатах Татьяны. Последние несколько месяцев инициатором общения был я. Сопроводительные письма Таня не захотела писать, фото в резюме решила не менять, дневники поиска работы вела после напоминания. Нельзя сделать человека счастливее, чем он хочет быть.

Это нормальная история, когда люди хотят найти работу, а потом пропадают.

Ответственность за поиски работы лежит непосредственно на соискателе. Если он хочет, чтобы, например, я решил за него, что ему надо делать или хочет, чтобы я нашел ему подходящую работу, то я, как и любой другой HR-специалист, не подхожу на эту роль.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

На мой взгляд, Таня получила то, что хотела. В начале проекта она описала свои потребности: «В этот список я заношу слабореализуемые желания, которые могут сбыться только случайно. Одним из них как раз была идея поучаствовать в публичном проекте, который освещается в СМИ». Вот она и поучаствовала, поняла свой уровень и продолжила заниматься тем, чем занималась до проекта.

Перед поиском работы энергию дает понимание, какой человек видит свою жизнь. У Алены это понимание появилось. С Таней все было сложнее. Она смогла сформулировать, что хочет, но ей работа как таковая не нужна была. У нее есть учеба в магистратуре и дополнительный заработок.

Сейчас я бы посоветовал ей понять, чего она хочет, и продолжить поиски или оставить все как есть, если все устраивает.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

В завершение хочу сказать: каждый кандидат может найти работу, если будет вкладываться в поиски.

Все наши ограничения являются нашими страхами. Работа для каждого есть всегда, нужно просто ее искать правильно. Если человек не хочет ничего менять, ни один эксперт не заставит его выйти из зоны комфорта. Мы сами строим свою жизнь и сами достойны того, что с нами происходит.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Дмитрий Новицкийотредактирован 29.10.2016

В данном случае каждый получил, что хотел. Алена работу, Татьяна оценку своих навыков и участие в проекте. С самого начала проекта каждый из нас писал о своем опыте, не зная мнение и оценки другого, в этом была и суть эксперимента.

Виктор28.10.2016

Любой способ, методика, тренинги и тд, если они помогли человеку, это уже хорошо. Значит ,Вы занимаетесь полезным делом. Что касается данного проекта, то у меня сложилось впечетление ,что Алена нашла работу - я молодец, а Татьяна нет - значит сама виновата.

Дмитрий Новицкий28.10.2016

Приветствую, Виктор. Правильно ли я понял вопрос: "Улучшают ли методики вероятность найти работу, по сравнению с первоначальным прогнозом?". Ответ на него: "Да улучшают". Для меня практическая отдача от методик - сокращение сроков поиска работы и нахождение того варианта, который устраивает по деньгам и интересам моими клиентами. Таких историй у меня в практике индивидуальных консультаций более 100, в формате групповых тренингов 6 групп выпустил. Люди находят работу и готовы оплачивать услуги по консультированию, это для меня самый убедительный результат.

Виктор28.10.2016

Здравствуйте, Дмитрий. Методики это конечно хорошо , но было бы более интересно знать Ваш прогноз по соискателям в процессе поиска работы. Тогда можно видеть практическую отдачу от методик. А так комментировать по факту .... не убедительно.С уважением и пожеланием всего наилучшего, Виктор.

Дмитрий Новицкий27.10.2016

Самое интересное, что методику по поиску работы опубликовал в конце 2014 года. https://probusiness.by/do_it/369-7-pravil-poiska-raboty-v-krizis.html
Пользуйтесь на здоровье

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент