Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Берись и делай «Про бизнес» 17 февраля 2017

Помогают не потому, что собачку жалко — зачем белорусскому бизнесу поддерживать социальные проекты

Александр Скрабовский, фото со страницы в Facebook
Александр Скрабовский, фото со страницы в Facebook

Социальные проекты — это не обязательно про благотворительность. Это, чаще всего, — про то, что полезно и важно обществу: от уличного арт-объекта, поднимающего настроение прохожим, до материальной поддержки исследований в науке. Александр Скрабовский, руководитель республиканского конкурса социальных проектов Social Weekend рассказал, кого, кто и почему в белорусском бизнесе поддерживает это направление.

Зачем бизнес помогает социальным проектам

— Получить прямую краткосрочную выгоду из поддержки социальных проектов у компании вряд ли получится — налоговых преференций нет, шквала новых заказов от благородности тоже не хлынет.

Но на имидж, на выбор клиента «при прочих равных», на фоновое восприятие бизнеса и его команды повлияет. А в скором времени такие нематериальные активы останутся чуть ли не единственным конкурентным преимуществом и на нашем рынке.

Один из ответов на вопрос, зачем предприниматели поддерживают социальные проекты — они хотят отразить степень зрелости бизнеса, его собственников, руководителей, сотрудников, поблагодарить окружение за возможность этот самый бизнес делать.

Что сами меценаты ожидают от таких проектов и к каким рискам готовы? Давайте попробуем рассмотреть это через призму социальных инвестиций:

  • Это такие же инвестиции ресурсов (денег, навыков, времени, нервов), только возврат ожидается инвестором не деньгами, а эффектом, к примеру, воздействием на ту область, в которую он инвестировал
  • Сохраняется и понятие рентабельности и максимизации «прибыли» (в данном случае эффекта). Опять же — в числителе будет масштаб оказываемого эффекта и решение проблем общества, а в знаменателе — количество затраченных ресурсов в отведенном промежутке времени

Если говорить о рисках частных меценатов, то тут все гораздо проще — человек изначально прощается с определенной суммой в надежде в чем-то изменить ситуацию.

Фото со страницы Александра Скрабовского в Facebook
Александр Скрабовский. Фото с личной страницы автора в Facebook

Проиграть невозможно, т.к. такие усилия накапливаются — и рано или поздно приводят к результатам. Но можно и «не заработать», а просто «купить» для некоторой группы лиц социальный эффект — задорого. Тогда это превратится в благотворительность, что тоже неплохо.

Со стороны компаний соцподдержка получается сложнее — бизнес, как правило, пробует выжать из этого маркетинговый или пиар-эффект. И это нормально.

Бизнес имеет метрики, оцифрован и для кого-то меценатство звучит как KPI. А измерить его не всегда получается адекватно, т.к. опыта маловато и интервалы долгосрочные, да еще и отложенные. То есть в случае с компаниями можно и «проиграть», т.к. менеджменту редко интересно «просто сделать хорошее дело» или дело, которое через годы «воздастся сторицей».

Общество же всегда при этом выигрывает — даже когда компания проигрывает (по бизнес-метрикам), ее усилия даром для общества не проходят. И чем больше будет таких выигрышей — тем лучше для этого самого общества.

Что такое меценатство по-белорусски

Изначально меценатство связано с поддержкой культуры, искусства и науки, а наша сфера пошире, поэтому мы не совсем верно используем данный термин в рамках конкурса. Не все наши меценаты согласны с тем, что мы их так называем. Но мы это делаем сознательно — чтобы отразить отличие сути их поддержки проектов от благотворительности и спонсорства:

  • Благотворительность всегда связана с сопереживанием, сочувствием
  • Спонсорство — это взаимовыгодный контракт с понятным исходом в кратчайшие сроки
  • Меценаты же помогают не человеку, а его общественной роли, явлению. Т.е. художник будет поддержан не потому, что беден или чтобы этим действием похвастаться, а потому, что у него есть талант, который может повлиять на развитие искусства. Зоозащитник будет поддержан не потому, что собачку жалко, а потому что он системно возьмется решать проблему наличия бездомных животных

Очевидно, что отличие нашей экосистемы от западного мира есть. Обусловлены они и историческими событиями, и преобладающими религиями, но для нашего разговора важнее выделить два фактора: накопление капитала и опасения.

Финалист регионального Social Weekend стал победителем Паралимпиады-2016 в фехтовании. Фото со страницы
Финалист регионального Social Weekend Андрей Праневич стал победителем Паралимпиады-2016 в фехтовании. Фото со страницы Social Weekend в Facebook

В Европе накопление капиталов длилось веками, из поколения в поколение. В США в конце 19 начале 20 веков появились представители с огромными промышленными капиталами, которые положили начало новомодным ныне терминам «венчурной филантропии», «социальному предпринимательству» как раз через меценатство. А у нас этому — всего пару десятилетий. И масштаб не шальной, как был, например, В России.

Про опасения стоит ли говорить отдельно? Преобладает мнение, что как только человек публично проявляет инициативу быть меценатом, то он перестает им быть достаточно быстро.

Все, что мы можем делать в рамках конкурса, это отважными примерами публично показывать: все не так страшно, и что уж точно не эта деятельность — истинная причина повышенного к вам внимания. Говоря про отважность меценатов, я имею в виду способность проявить себя — публично заявить о готовности оказать помощь.

Как происходит выбор проекта

На Social Weekend этому предшествует ряд этапов конкурса:

1. Около месяца мы собираем заявки от всех желающих: требуется только описать актуальность проблемы, предлагаемое решение, первые шаги по реализации и чего не хватает.

2. Далее проходит народное голосование, когда пользователи соцсетей лайком и/или рублем выбирают ту или иную идею.

3. Параллельно организаторы отсматривают все поданные заявки, консультируются по части из них с экспертами на предмет реалистичности и востребованности — чтобы не просмотреть толковую, но не медийную идею.

4. По итогу определяется около 40 проектов, которые в следующие 2 месяца проходят этап обучения, из идеи делают проект и приступают к его реализации еще до получения финансирования.

5. Часть проектов отсеивается непосредственно перед полуфиналом.

6. На полуфинале представители СМИ, медиа, маркетологи и PR-специалисты известных компаний выбирают финалистов.

7. На финальном мероприятии свои проекты презентуют 16−18 команд, и меценаты лично принимают решения, кого они готовы поддержать. Или не готовы, что случается редко — если нет проекта, подходящего под заявленную номинацию, а другой проект поддержать желания не возникло.

8. Большая часть команд поддержку получает. На финале восьмого конкурса Social Weekend в декабре 2016 поддержку получили 13 из 16 финалистов на общую сумму 40 000 руб. Распределение суммы между победителями проходит таким образом: каждая команда в финальном питче указывает реальную потребность. Ее и получает. И, как правило, эта сумма оказывается в разы ниже заявленной на старте.

Фото со страницы Social Weekend в Facebook
Фото со страницы Social Weekend в Facebook

Суть конкурса — в переосознании идеи, обретении уверенности и реализации первых шагов, но с конкретным результатом. Так вот, мы утверждаем, что для первого шага абсолютно любой идеи и любого масштаба достаточно тех денег, что есть у нас в номинациях (от 1500 до 10 000 руб.).

И для меценатов это некритичная сумма, и участники учатся правильно думать и работать еще до получения средств, а не тешиться красивыми визитками и видами из окон. На зарплаты и офисы не даем.

Что нужно сделать инвестору-меценату

Опять же — зачем бизнесу такие конкурсы? Это — фильтр и отбойник от множества ходящих и просящих. Что мы и объясняем новым меценатам и компаниям. Вот же он — готовый инструмент. Отправляй проект на тестирование и наблюдай за ним.

Останется прийти на полуфинал или финал и выбрать выживших, доказавших способность действовать, с куда более внятной идеей, точнее — с проектом. Где и решить — поддержать проект или нет. Все получается красиво: бесплатный пиар, плюс работу за тебя бесплатно делают.

Фото со страницы Social Weekend в Facebook
Фото со страницы Social Weekend в Facebook

Все, что от предпринимателя требуется изначально — это выставить номинацию, в которой указать предпочтения по сфере проектов и назвать примерную сумму поддержки. Это будет ориентиром для авторов проектов и стимулом заявить свою идею. Как правило, в течение полугода после финального мероприятия идея будет реализована. При этом с проектом заключается договор, и мы отслеживаем его реализацию.

За время существования конкурса подалось более 1000 уникальных заявок и более 100 проектов из них получили поддержку на Social Weekend. Наши меценаты поддерживают абсолютно разные проекты — все мы люди, включая собственников и топов компаний, и у каждого свои предпочтения по сферам и мотивам.

Кто поддерживает проекты? В основном, это частные меценаты и разного масштаба компании — как большие (Velcom и МТС), так и поменьше (Realt.by, Gurtam, Студия Борового).

Фото со страницы Social Weekend в Facebook
Фото со страницы Social Weekend в Facebook

Что значит для проектов поддержка

В первую очередь — это возможность вытащить идею из головы, превратить в проект и реализовать, а не дурить себе и другим голову. Это возможность автору и команде самореализоваться через проект. Но еще важнее то, что эффект от их реализации полезен обществу.

Например, поисково-спасательный отряд «Ангел» смог эффективно и стабильно искать потерявшихся людей. Это первое в Беларуси добровольное движение по оказанию помощи в поиске без вести пропавших людей.

«Нити дружбы» возвращают веру в людей и интерес к жизни сиротам. Это программа наставничества для детей-сирот.

MyoTriton скоро приступит к производству функциональных недорогих протезов.

Фото с сайта maesens.by
Фото с сайта maesens.by

Без «Крыльев Ангелов» сейчас не обходится ни один марафон, а сама девочка Лиля (дочка основателя группы, ради которой он и придумал этот проект) и ее друзья радуются и улыбаются. Это единственная в Беларуси спортивная команда, в которую входят физически здоровые бегуны и дети с тяжелой инвалидностью.

Фото со страницы группы "Крылья Ангела" в Facebook
Фото со страницы группы «Крылья Ангела» в Facebook

Мы также помогали еще множеству проектов — поменьше, но не менее значимых для окружения.

Дети с аутизмом второй год учатся в оборудованном классе обычной школы и социализируются в творческих мастерских по выходным (проекты «Первый интегрированный класс для детей с аутизмом», «Инклюзия онлайн» МБОО «Аутизм.Родители.Дети», «Мастерская доброго дела «Autism Inside Out» МБОО «Доброе дело. Помощь людям с аутизмом»).

Фото с сайта dl.dropboxusercontent.com
Фото с сайта dl.dropboxusercontent.com

Незрячие детки сами читают сказки по волшебным тактильным книгам (проект «Тактильные книги»).

Фото с сайта zachtenie.by
Фото с сайта zachtenie.by

Молодые слабослышащие люди осваивают востребованные ИТ-профессии и видят свое светлое будущее, на городских улицах появляются красивые функциональные арт-объекты и еще масса примеров — и все это благодаря проектам, которые поддерживают предприниматели.

Фото с сайта maesens.by
Фото с сайта maesens.by

Правильно ли мерить эти проекты исключительно KPI и искать в них денежную выгоду? Бизнес никому ничего не должен: он уже платит налоги, создает рабочие места, несет ценность потребителю. Не должен, но может. Может дать себе и обществу те возможности, о которых все говорят, но которые нельзя взять и купить в одночасье.

Что мы еще планируем сделать

В 2017 году запустим программу для выпускников Social Weekend — тех, кто застопорился, ушел в шатко-валкое состояние или вообще закрыл проект просто из-за недостата денег для перепрыгивания «долины смерти».

Выясним причины и постараемся вернуть их к жизни, дообучить и «переупаковать» в хорошие проекты КСО. С ценностями для аудитории там, как правило, порядок.

Надеемся, что эффективно сработаемся также с коммуникативными и пиар-агентствами. Благо, их заказчики все больше понимают, что не всегда «выдумать идею самому» — лучшее решение. Поработать, пусть пока с небольшой, но воодушевленной командой социального проекта — часто менее затратно и более результативно. Присоединяйтесь!

Александр Скрабовский

Александр Скрабовский

Руководитель республиканского конкурса социальных проектов Social Weekend

Ранее — сооснователь ряда web-проектов, проектов в сфере производства кормов для сельского хозяйства, строительства, медицины.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.