Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Берись и делай «Про бизнес» 14 мая 2015

7 советов, как сэкономить на содержании склада

Оптимизация складских затрат позволяет в некоторых случаях сэкономить до 70% средств, уходящих на содержание склада. Практическими рекомендациями делится директор Apply Logistic Consulting Кристина Чепелевич.

Фото с сайта wikipedia.ogФото с сайта wikipedia.ogФото с сайта wikipedia.og
Фото с сайта wikipedia.og

– Тема снижения издержек сегодня очень актуальна. Склад – одна из точек оптимизации, на которую управленцы компаний часто не обращают внимания. Расскажу об инструментах сокращения складских издержек, опробованных на практике.

7 советов для снижения складских затрат

1. Добивайтесь снижения арендной платы. Сейчас показатель вакантности складских площадей, по данным нашей компании, в Минске составляет более 35%, а в регионах – более 50%. Это идеальные условия для конструктивного разговора с арендодателем о скидке.

Фото с сайта business.ngs.ru
Фото с сайта business.ngs.ru

К сожалению, единого открытого и достоверного источника данных об арендных ставках нет (да и на практике чаще всего публично объявленные ставки намного выше тех, которых удается добиться в ходе переговоров), поэтому перед разговором проведите небольшой анализ рынка. Например, разместив объявление о поиске площадей на бесплатной складской бирже.

Если договориться с арендодателем не удается, можно искать новый склад. Хороших вариантов и адекватных арендодателей сейчас как никогда много.Еще один тренд этого года – арендные каникулы. С арендаторов не взимается плата за первые три месяца при условии, что он приходит на год и более. Пример из практики: арендатор получил шесть месяцев каникул за то, что будет арендовать склад в течение трех лет. Если арендодатель не предлагает каникулы, не стесняйтесь сами предложить их ему.

2. Увеличивайте плотность хранения грузов. Практика показывает: чаще всего уплотнить товары на складе можно на  15%-75%, в зависимости от хранимой продукции:

  • Электрокомпоненты – 63%
  • Обувь – 21%
  • Автозапчасти для сельхозтехники – 48%
  • Продукты питания – 20%
  • Фото с сайта www.logist.by
    Фото с сайта www.logist.by

В некоторых случаях для этого может потребоваться стеллажное оборудования. Здесь мы рекомендуем обратиться к рынку складских стеллажей, бывших в употреблении.

Компании, уходящие с рынка, продают складское оборудование по крайне низким ценам (20-40% от закупочной), а иногда – по символическим (7-15%). Например, мы недавно нашли для клиента фронтальные стеллажи (металлические стеллажи для поддонов) по €4 за паллет-место. При стоимости таких же новых €15.

Также нашли два штабелера (подъемник, позволяющий укладывать упаковки с грузом друг на друга) по цене €12 000 за штуку при стоимости новых в €35 000. Состояние – идеальное, эксплуатировались всего 22 месяца.

3. Снижайте затраты на персонал. Существует несколько факторов, которые позволяют это делать:

  • Падение практически во всех сегментах экономики. Даже не проиндексированные зарплаты во многих компаниях завышены по сравнению с рынком труда. Например, некоторые до сих пор платят комплектовщикам по 7-9 млн белорусских рублей, хотя ставка на рынке – 3,8-5,5 млн белорусских рублей.
  • Снижение интенсивности складских операций из-за падения продаж. Меньше продаж – меньше поставок – меньше работы и работников. Не нужно держать работника на складе, если он не нужен.
  • Низкая загруженность персонала. Наши исследования показали, что персонал на складе работает в среднем 15%-17% своего рабочего времени. Поэтому целесообразно переводить его на сдельную оплату.

Наш опыт показывает, что все склады (около 200 компаний), которые перевели сотрудников на «сделку», выиграли в производительности труда не менее 30%.

4. Снижайте складские запасы. Меньше запасов – меньше места для их хранения нужно.

Все без исключений компании, с которыми мы сотрудничали, работают с избыточными запасами. Их структура выглядит следующим образом:

  • Работать совсем без неликвидов почти невозможно, однако сократить их запас до 5% несложно, а до 3% – вполне реально.
  • Страховой запас чаще всего завышается: компании перестраховываются, создавая его избыток. Нужно проанализировать структуру склада и выяснить, какой объем товара компании реально нужен.
  • Анализируйте и сокращайте оперативные запасы. Причин его избытка достаточно много: поставщик дал скидку на большую партию, ошибки в планах продаж, несоответствия в учетной программе и т.д. Компании нужно проанализировать свои продажи и понять, как можно, не снижая продаж, сократить складские запасы.

Практика показывает: бизнесу для нормальной работы достаточно держать на складе менее 60% своих обычных складских запасов, а это не только снижение затрат на склад, но и высвобождение оборотных средств.

5. Делите запасы на оперативные и резервные (в пропорции 75%/25%). Помещайте хранение резервов на складах в Литве или Польше (в зависимости от близости к литовской или польской границе).

Здесь математика очень простая: примерно 30-40% в стоимости ввезенных на территорию Беларуси товаров – это таможенные платежи. Финансисты знают, во сколько обходится импортеру «кредитование» таможни (речь идет про таможенные платежи, которые мы платим сегодня – а вернем затраты только продав товар).

Фото с сайта www.mogilevnews.by
Фото с сайта www.mogilevnews.by

Размещая запасы на территории, например, Литвы, мы не только экономим на складировании (в Литве оно дешевле на 20-30%), но еще и сокращаем затраты за счет таможенных платежей.

6. Вводите систему коллективной материальной ответственности. К складским затратам относятся потери, вызванные несоблюдением условий хранения (температура, влажность, размещение, перемещение внутри склада), кражи, ошибки в приемке и отгрузке – в деньгах эти потери могут составлять до 2% оборота компании.

Проводите регулярную инвентаризацию, не менее раза в полгода.

Недостачи компенсируйте вычетом из зарплат материально ответственных лиц.

Подробнее о том, как уберечь свой бизнес от воровства можно прочитать здесь.

7. Используйте энергосберегающие воротные системы. Если речь идет о холодильном (морозильном) или отапливаемом складе, то важно знать что 2/3 энергозатрат теряются из-за использования распашных ворот любых типов или холодных секционных ворот, особенно с ручным приводом.

Нам часто приходится иметь дело либо со старыми складами, либо со складами, имеющими большое количество инженерных ошибок и недочетов.

Решение – установка теплоизоляционных энергосберегающих воротных систем. На некоторых объектах эти инвестиции окупаются за 4-6 месяцев.

Фото с сайта logist.by
Фото с сайта logist.by

К сожалению, дать оценку энергоэффективности входной группы (ворота) не так легко. Для этого нужно провести ряд замеров, в т.ч. температурных. Его могут сделать поставщики холодильного оборудования или систем обогрева, а также компании, специализирующиеся на оптимизации складов.

Составить и реализовать программу действий по снижению затрат на склад под силу любой компании. В результате комплексной работы  снизить затраты можно как минимум на 10%-15%, а как максимум – на 60-70%. 

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.