Войти
  • 1,92 USD 1,9221 -0,0063
  • 2,15 EUR 2,1515 -0,0029
  • 3,26 100 RUB 3,2564 +0,0255
Экономика
«Про бизнес.» 22 марта 2017

Страхование от безработицы: поддержка уволенных или способ пополнить бюджет? Мнение эксперта

Фото с сайта globolife.livejournal.com
Фото с сайта globolife.livejournal.com

Министерство труда и социальной защиты передало в правительство предложения по созданию системы страхования от безработицы. Наш экономический обозреватель Дмитрий Иванович изучил возможные условия ее формирования, несколько особенностей сегодняшнего рынка труда — и сделал любопытные выводы.

— Предполагается, что размер страховки по безработице составит 60% от уровня зарплаты на последнем месте работы. Срок выплат — 6 месяцев.

Страховые взносы могут формироваться по принципу отчислений 0,5% от фонда оплаты труда (0,25% — платежи со стороны работодателя, и 0,25% платит сам работник).

Несколько подсчетов

В 2016 фонд оплаты труда на предприятиях, которые сдают отчетность на регулярной основе (крупные и средние компании численностью от 100 человек и более, а также юрлица с численностью от 16 до 100 человек ведомственной подчиненности), составил 25 млрд белорусских рублей.

Фонд оплаты труда остальных предприятий пока не известен. Исходя из данных за 2014−2015, окончательная цифра ФОТ может быть на 23,5% выше предварительных данных по средним и крупным предприятиям — а это 30,87 млрд.

Таким образом, потенциальный объем страховых взносов в 2016 году мог бы составить 154 млн рублей.

В 2016 большинство видов экономической деятельности, за исключением ИT-сектора, нефтепереработки, фармацевтики, здравоохранения и образования, сокращали людей. Всего было уволено на чистой основе более 107 тыс. человек.

Количество уволенных работников на чистой основе по основным видам экономической деятельности в 2016, тыс. человек

Баланс фонда страхования безработных при этом сложился бы следующим образом:

1. Доходы: перечисления от средних и крупных предприятий в размере 0,5% от ФОТ = 25 млрд*0,5% = 125 млн.

2. Страховые выплаты в пользу безработных (расходы):

  • Средняя зарплата в 2016 году в месяц = 722 рубля
  • Страховая выплата на 1 безработного = 722*60%*6 месяцев = 2600 рублей
  • Количество необходимых выплат: 2600*107 232= 278,8 млн рублей

Возможный дефицит фонда: доходы (125 млн) — расходы (278,8 млн) = 153,8 млн рублей.

По отдельным видам экономической деятельности ситуация выглядела бы вот так:

Объем возможных страховых выплат и уровень перечислений в страховой фонд по безработице ФСЗН по данным отчетности за 2016, млн рублей

Единственный сектор, который смог бы полностью выплачивать свои страховые взносы — ИT. При этом, вероятнее всего, страховые взносы, выплаченные ИT-компаниями, пошли бы на поддержание уволенных в других секторах экономики.

Вывод: дефицит фонда пришлось бы покрывать из бюджета.

Варианты снижения дефицита фонда

1. Снижение уровня выплат либо за счет уменьшения % выплат от заработной платы, либо за счет уменьшения периода выплат.

Можно отметить, что при сохранении объема фонда неизменным, страховые выплаты на одного уволенного растут – а значит, количество выплаченных страховок может уменьшаться*.

Данные: Белстат, собственные расчеты

*Страховые выплаты — 60% от уровня зарплаты на последнем месте работы. Срок выплат — 6 месяцев.

2. Увеличение отчислений в % от Фонда оплаты труда.

3. Обременение выплат дополнительными условиями для получения страховки (постановка на учет как безработного, срок непрерывной работы на предприятии, период уплаты страховых взносов, иные условия).

Наиболее действенный механизм для преодоления дефицита фонда — создание новых рабочих мест.

Балансировка фонда страхования от безработицы (при которых расходы фонда соответствуют его доходам) при параметрах 2016 года достигается при уменьшении числа уволенных до 48 тысяч человек во всех секторах экономики, включая малые предприятия и микроорганизации, не учитываемые в текущей статистике.

Выводы

1. Государство в условиях, когда необходимо пополнять бюджет, и когда может наступить дефицит ФСЗН, не будет создавать фонд, который потребует дополнительных расходов. Основной смысл изменений, по моему мнению, может заключаться в создании дополнительного источника доходов бюджета. Это возможно только при нормализации ситуации на рынке труда и сокращении числа безработных.

2. Фонд страхования может быть создан, однако условия страховки будут пересмотрены в худшую сторону для безработных, за счет снижения уровня страховых выплат в случае безработицы.

3. Нерешенным остается вопрос о выплатах со стороны убыточных предприятий. Дополнительная финансовая нагрузка приведет к еще большему росту убытков и неплатежей.

Некоторые предприятия не осуществляют выплаты по зарплате на протяжении нескольких месяцев. Они не смогут осуществлять и выплаты страховых взносов.

А отсутствие таких выплат может лишить работников права на получение страховки от безработицы. На убыточных предприятиях будут наибольшие сокращения.

4. Создается очередная система перекрестного субсидирования внутри экономики, когда успешные сектора будут платить взносы, а получать страховку будут работники других менее успешных отраслей экономики.

Наиболее эффективное решение — доверить формирование персональных страховых фондов непосредственно гражданам и компаниям. При этом предоставление страховки в случае потери работы может стать частью соцпакета, дополнительным фактором привлечения работников на предприятие.

5. При декларируемом снижении налоговой нагрузки на бизнес произойдет перераспределение: более успешные предприятия будут платить больше, поскольку убыточные предприятия не в состоянии обслуживать свои долги, даже без учета страховых выплат.

Экономический обозреватель «Про бизнес.»

Дмитрий Иванович

Более 10 лет практической работы в оптовой торговле. Более сотни статей по текущей экономической ситуации в Беларуси в разных СМИ.

Автор экономических обзоров для бизнеса.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Платный контент

20170626