Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Личный опыт «Про бизнес» 7 октября 2014

5 вещей, которым белорусскому бизнесу полезно поучиться у китайских компаний

Екатерина Главинская, учредитель компании ProKitay.by (сопровождение сделок по поставкам из Китая в страны ЕС и СНГ) поделилась с «Про бизнес.» наблюдениями о деловой психологии и особенностях ведения бизнеса в Китайской Народной Республике.

Фото с сайта all-hd-wallpapers.com

Когда мои друзья или знакомые спрашивали, что я забыла в такой стране, как Китай, я обычно отвечала: «В Китае летают поезда, а у вас»?

Китай уже давно перестал быть отсталой страной, производящий некачественный ширпотреб. Китай – это пример государства, которое замахнулось на статус сверхдержавы и идет к свой цели семимильными шагами. Давайте посмотрим, благодаря чему китайцы развили свою экономику и вышли из затяжного кризиса.

Чему именно нам стоит у них поучиться.

Начинай с малого и строй постепенно

Эта позиция является одним из остовов китайского менталитета последовательности и терпения. Она прослеживается во многих успешных бизнес-кейсах китайских производителей. Приведу в пример историю успеха китайского предпринимателя в Малайзии, которого звали Юн Кун. Он начинал свое дело без малого 130 лет назад, в 1885 году с небольшой мастерской у себя дома. Его работниками были он сам и члены семьи.

За несколько лет, изысканностью своих изделий он покорил сердца горожан, смог расширить бизнес и нанять сотрудников, обучая их изготовлению простейших вещей.

Сейчас его компания является производителем со всемирно известным брендом сувенирной продукции  Royal Senator. Продукция сделана из сплава олова, меди и сурьмы и обладает уникальными преимуществами – безопасна для хранения еды и при этом не темнеет в отличие от серебра.

Фото ProKitay.by

Когда я первый раз попала на производство этих сувениров, меня очень впечатлила история этого удивительного человека.

Вспомнила про своих творческих друзей в Беларуси и их жалобы о трудностях становления бизнеса и сбыте производимой продукции.

Юн Куну тоже было сложно, намного сложнее в то непростое время. Однако этот китайский эмигрант смог найти в себе силы построить производство в чужой для него стране – Малайзии. И именно этот принцип «начинай с малого и строй постепенно» помог ему стать лидером, прочно занять нишу так, что он не только обеспечил текущее стабильное существование себе и свое семье, но и задал деловой ритм для поколений внуков и правнуков.

Упрощенность в действиях

В нашей стране популярно выражение «на все руки мастер».

Все китайские производители делают как раз наоборот. Они стремятся упросить производственный процесс, разбив всю последовательность технологического цикла на 2-3 простых действия. Именно благодаря этому увеличиваются скорость, эффективность и результаты работы.

И не важно, насколько сложно итоговое изделие: будь то мобильный телефон или детский плед. Этот принцип прослеживается абсолютно во всех отраслях производства.

Открытость и дружелюбие к бизнесменам из разных стран

Если собирательно посмотреть на особенности производств и фабрик в Китае, то можно подметить, что они стремятся к узкой специализации: производят небольшую номенклатуру товаров, стараются развиваться в одной товарной группе, совершенствуя технологии и развивая сеть продаж, ориентированную на весь мир.

Из чего вытекает принцип открытости и дружелюбия.

Несмотря на огромное количество писем и запросов от иностранцев, менеджеры в Китае стараются отвечать и реагировать на любое из обращений, в котором видят потенциального заказчика их товаров и услуг. Для них хороши все, кто хочет заказать и купить производимый товар.

В Китае совершенно нормально, показывать иностранцам не только свою продукцию, но и процессы ее производства.

А теперь давайте представим, с какими сложностями может столкнуться китайский заказчик товаров, производимых белорусским заводом. Какие гарантии качества могут предоставить наши фабрики и какой доступ к своему производству они готовы обеспечить?

Очень часто слушатели моих семинаров задают вопрос: «А как реагируют китайские фабрики на иностранцев-инспекторов? Они действительно дают делать фото- и видеоотчеты с производства?». Ответ – да, потому что там руководствуются принципом открытости и дружелюбия к бизнесменам из разных стран.

Не можешь придумать – скопируй успешный пример

Даже если этот пример всемирно известная Эйфелева башня, которая успешно скопирована и выставлена на всеобщее любование в китайском городе Шеньчжень.

Копия Эйфелевой башни в городе Шеньчжень. Фото ProKitay.by

В Китае есть поговорка: «Если ты смог скопировать мастера, значит ты сам мастер». В их психологии копирование один из неотъемлемых элементов развития и становления себя как специалиста, оно не считается зазорным.

Производители Китая считают, что путем копирования они учатся, перенимают успешный опыт и таким образом быстрее развиваются и совершенствуются.

Взаимоуважение компании и сотрудников

В Китае очень важно быть членом команды, и очень часто, когда разговариваешь с менеджером фабрики слышишь слова «мой завод, моя фабрика». Поначалу можно ошибиться, предполагая, что с тобой ведет разговор владелец бизнеса. Однако потом понимаешь, что это обычный менеджер, у которого в крови общность с делом, командой и фабрикой. Китайский менеджер «несет» свою работу как неотъемлемую часть себя самого.

Интересная особенность: в китайских компаниях есть понятие «коллективная свадьба». Это когда владельцы производства, на котором работает большое количество людей, организовывают брачную церемонию для своих сотрудников.

Коллективная свадьба в Китае. Фото ProKitay.by

В один день проходит 5-10 брачных церемоний за счет владельцев с огромным числом развлечений, праздничными обедами и подарками для новобрачных, в соответствие со всеми традициями и культурой.
 

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.