Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2515 -0,0101
  • 3,46 EUR 3,4633 -0,013
  • 3,48 100 RUB 3,4844 +0,0032
  • 10 CNY 4,4747 -0,0127
Личный опыт «Про бизнес» 26 октября 2015

Из спорта в бизнес. Как бывший футболист Сергей Штанюк строит в Минске сеть кофе-поинтов

Сергей Штанюк (в прошлом – игрок сборной Беларуси, минского и московского «Динамо», английского «Сток сити», бельгийского «Антверпена») после окончания спортивной карьеры создает в столице сеть кофе-поинтов «Cava Bar». Он поделился с нами историей своего прихода в бизнес и рассказал, что происходит в его компании сейчас, когда экономические риски серьезно выросли.

Фото Алексей ПискунФото Алексей ПискунФото Алексей Пискун
Фото Алексей Пискун, probusiness.by

Как из спорта уходят в бизнес

– Многие бывшие футболисты стали тренерами. У меня тоже были такие мысли (наверное, они есть у всех, кто играл), но последние годы карьеры подкосили меня эмоционально. Я почувствовал, что устал от футбола в моральном плане, хотя здоровье еще позволяло продолжать. Я настолько «наелся», что сейчас вообще в него не играю. Не хожу даже когда зовут... В какой момент я просто не увидел себя в этом виде спорта, хотя поиграл много и видел многое.

Футбольная карьера заканчивалась и я понимал, что с ней закончатся и хорошие футбольные заработки. Поэтому уже в последние годы начал готовить плацдарм для уверенной послефутбольной жизни.

Сначала мы вкладывали деньги в коммерческую недвижимость в Беларуси и, по большому счету, могли бы и не работать – жить как рантье, но мне это не очень интересно. Я человек действий и не могу сидеть без дела. Особенно это осознал после того, как закончил с футболом. Первые полгода я просто отдыхал, а затем почувствовал, что такое простой и уже не знал куда себя девать.

Сергей Штанюк (слева) и Питер Хукстра в день подписания контракта с клубом «Сток сити». Фото с сайта stokesentinel.co.uk
Сергей Штанюк (слева) и Питер Хукстра в день подписания контракта с клубом «Сток сити». Фото с сайта stokesentinel.co.uk

Да, я поиграл в Англии, Бельгии, России. Были возможности оставаться в той же Англии. Наверное, вести дела там было бы проще. Но я не видел себя нигде, кроме Беларуси. Наверное, в Беларуси не самые лучшие условия для бизнеса, но это определенный вызов. Я сам вырос здесь. Здесь мои друзья, знакомая среда.

С чего начиналась сеть кофе-поинтов

Все началось с любви к этому напитку. Хотя до лет 28 я особо и не знал, что такое кофе. То есть иногда пил, но в тонкостях вкуса не разбирался. Все же мы выросли в Советском Союзе, где был только растворимым кофе.

Я ходил в одну мини-кофейню и мне нравилось, как один человек варил там кофе. Через некоторое время мы познакомились и он предложил поработать в этой сфере – стать компаньоном и открыть свое дело.

Обсудили, поговорили и начали работать вместе. И, как часто это бывает, проработав год, мы разошлись.

Как оказалось, мы просто разные люди. Мы начинали работать не зная друг друга. И уже в процессе работы открылись наши разные взгляды на бизнес, на жизнь и вообще на все. В итоге он пошел своей дорогой, а я своей. Нужно отдать должное этому человеку: он одним из первых в Беларуси начал работать в формате кофе-поинтов (небольшие кофейни, работающие на территории бизнес-центров и ТЦ).

О стратегии Cava Bar

Наша сеть кофе-поинтов, после расставания с партнером, работает уже три года. Сейчас у нас уже девять точек и совсем скоро открываем десятую.

Стратегия проста и нового в ней ничего нет – мы хотим быть узнаваемыми, держать марку высокого качества напитка. При этом я бы не хотел, чтобы «Кава Бар» превратился в большую сеть. Это скорее бутиковый формат, а не Starbucks.

В своем бизнесе основную ставку делаем на качество напитки и сервиса. Мы не экономим ни на чем. Варим хороший дорогой кофе. Стараемся держать персонал на высоком профессиональном уровне – это основа всего.

Фото Алексей Пискун
Фото Алексей Пискун, probusiness.by

Кстати, недавно был в Вене, зашел в Starbucks и был шокирован. Да, это огромная и крутая сеть, это бренд, но то, что я видел, меня разочаровало. И работа бариста, чистота рабочего места и даже чистота туалетов... Честно говоря, для Европы и для одного из лучших ее городов было неожиданно это увидеть. Ну и сам кофе был так себе.

Именно поэтому я не уверен в том, что моя сеть выйдет за пределы Минска. Я не хочу «сдавать» в качестве (а при росте это неизбежно). Так что я не стремлюсь стать самым крупным игроком.Мне может быть достаточно и десять, но добротно и хорошо работающих кофеен.

Сколько стоит открытие кофе-поинта

Кредитов или других источников внешнего финансирования мы пока не привлекаем. Все делаем за счет собственных средств.

Да и необходимости в финансировании со стороны пока не было. Об этом можно думать, когда нужно открывать что-то глобальное. Например, стационарную кофейню в центре города на 100 м2, работающую с 8 до 23 часов. Но такой проект пока только в планах.

Фото Алексей Пискун
Фото Алексей Пискун, probusiness.by

Стоимость открытия кофе-поинта – очень разная и сильно зависит от того, какого уровня будет объект, в каком месте арендуется площадь (и сколько там метров). Например, с покупкой итальянского оборудования открытие может встать от €15 тыс.

Однако средних цифр назвать нельзя. Ведь оборудование (а оно может быть итальянским или российским, потому цены могут отличаться в разы) можно как покупать, так и брать в аренду. Одно дело арендовать помещение в 5 м2, а другое – в 30 м2. В общем, на стоимость открытия бизнеса влияет слишком много факторов.

О конкуренции

В последнее время открывается очень много кофе-поинтов (в ТЦ, где проходило интервью, журналист «Про бизнес.» насчитал минимум два, без учета Cava Bar, – прим. «Про бизнес.»). Сейчас происходит перенасыщение рынка и наблюдается хаос (в некоторый торговых центрах может быть по три-четыре точки). Мы фактически сидим друг у друга на головах. Это происходит потому, что открыть заведение такого толка несложно и недорого.

Если ты открываешь стационарную кофейню, то требуются существенные вложения (аренда, покупка оборудования, персонал и прочее – от €50 тыс.), а стартовый капитал есть не у всех есть. Кофе-поинты дешевле. Вот некоторые наши активные граждане и пользуются этой возможностью.

Персонал и его подготовка

Сейчас в компании работает полтора десятка человек. Я пока еще самостоятельно провожу собеседования с кандидатами – все-таки мы маленькая компания. Поэтому делаем ставку на личные отношения в коллективе. И все должно идти от меня, как от руководителя. И, в принципе, пока получается – большой ротации у нас нет.

Бывают ситуации, что наши сотрудницы уходят в декрет. Или вмешиваются другие обстоятельства – девушка понимает, что это не ее работа. Но такое бывает нечасто.

Фото Алексей Пискун
Фото Алексей Пискун, probusiness.by

Мы не сталкивались с переманиваем кадров. Да и сам я никогда не буду этим заниматься. Даже если приду к конкурентам и увижу там человека, который впечатлит меня своим кофе. Сейчас людей мы ищем через сайты работы в Интернете. 

Что касается подготовки персонала – сейчас у меня работает девушка-профи, которая и занимается обучением. Она сама постоянно учится, растет, развивается, ездит на курсы. Я доволен тем, как она работает и как работают люди у нас.

О поставщиках и их поиске

Мы все еще в поиске поставщиков кофе. Дело в том, что в Беларуси их не так много. Сейчас в основном работаем с Lavazza. До этого работали с компанией, которая поставляет в Беларусь кофе Pascucci. Я был доволен этим кофе, но сейчас меня не устраивает, как работает белорусская компания-импортер. И мы пока прекратили сотрудничество.

Фото Алексей Пискун
Фото Алексей Пискун, probusiness.by

Я бывал на заводе в Италии – мне организовали поездку на фабрику по обжарке кофе, где я видел изнутри, как все это работает. В планах – сотрудничать с этой фабрикой. Правда, сейчас нужно пережить наше непростое время.

Если будем работать стабильно, то всерьез задумаемся над тем, чтобы самим стать импортерами.Правда, сейчас это непросто, нужно все считать.

О влиянии кризиса

Кризис коснулся всех. И это сказалось на потоке клиентов. Смотрите сами: я приезжаю в Италию 5 лет подряд и покупаю эспрессо по одному евро. И я спокоен. А когда в Беларуси чашка эспрессо сначала стоит 8 тыс., а потом вдруг начинает стоить 18 тыс., то это разочаровывает. Люди богаче не становятся. А та же аренда остается в валюте – это все растущие затраты.

Естественно, поток людей упал. Сложно выделить какую-то среднюю цифру падения. Все объекты разные и у каждого своя статистика. Но есть и такие, где падение достигало 50% по сравнению с прошлым годом.

Не всегда удается понять, за счет каких клиентов упал поток посетителей. Меня, например, удивил один случай. Мы располагаемся в одном бизнес-центре хорошего класса. Там сидят крупные и не самые бедные компании. Как ни странно, именно там получилось самое большое падение.

Фото Алексей Пискун
Фото Алексей Пискун, probusiness.by

Закрываться мы пока не планируем. Хотя я не могу дать 100%-ную гарантию, что через пять месяцев у нас будет 10 объектов. Может, будет 7. Загадывать сложно. Если у тебя курс доллара 17 тысяч – это одно, а если вдруг станет 25 тысяч – это уже совсем другое.

В текущем моменте чувствуем себя более-менее уверено.

Маркетинговая активность

Кризис заставил нас подсобраться (когда все хорошо, ты расслабляешься). Когда продажи падают на 40%, ты понимаешь, что нужно что-то делать. Это вносит коррекцию в твои действия. Например:

1. Перемены вносим в работу каждого объекта в отдельности, так как все точки очень разные. Где-то изменили ассортимент закусок, где-то ввели новый напиток и т.д.

2. Мы решили, что пришло время идти в Интернет. Недавно начали продвигаться в соцсетях (там наша целевая аудитория), наняли человека, но пока прошло мало времени, чтобы делать выводы.

3. Внимательнее стали относиться к наружной рекламе. Если открываем объект, то ищем, где рядом можно установить рекламу, как ее устанавливать, с подсветкой или без. Это все мелкие нюансы, о которых раньше мы не задумывались.

Сейчас основное беспокойство одно – хотелось бы стабильности. Ты можешь строить планы, разрабатывать стратегию работы на годы, но стабильности нет и все очень быстро может измениться.

Фото Алексей Пискун
Фото Алексей Пискун, probusiness.by
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.