18 апреля
25 лет с А1: в честь своего дня рождения компания поздравила своих первых абонентов
26 | 3 | 1 |
После вступления Беларуси в Таможенный союз наши производители пищевой продукции должны были пройти сертификацию по системе ХАССП (международная система управления пищевой безопасностью, без нее нельзя заниматься производством/экспортом). Об изменениях, которые происходят в бизнесе во время внедрения этой системы, рассказывают учредитель компании по производству кондитерских изделий «Деловар-сервис» Геннадий Колосовский и заместитель директора по качеству Лариса Гаранкина.
– Наше предприятие на рынке с 2009 года. Штат компании небольшой – 13 человек. Ассортимент составляют кремовые изделия – торты и пирожные.
Для небольшого предприятия стоимость внедрения ХАССП довольна существенна. Мы начали искать ресурсы, во время поиска узнали о Программе поддержки малого бизнеса ЕБРР (банк мог возместить до 50% расходов на сертификацию). И мы решили этим воспользоваться.
Работа проходила вместе с консультантами Белорусского государственного института метрологии (БелГИМ).
Сроки (все этапы): декабрь 2013 – май 2014
Расходы: €3 000
Сумма участия ЕБРР: €1 500 без вычета налогов
Система менеджмента безопасности пищевых продуктов «Управление безопасностью пищевых продуктов на основе анализа опасностей и критических контрольных точек» (Hazard Analysis and Critical Control Points, НАССР) позволяет обеспечить контроль пищевой безопасности:
От момента закупки сырья до потребителя продукт проходит несколько стадий контроля пищевой безопасности. После каждой из них риск получить «на выходе» некачественное изделие уменьшается.
Обучение новым требованиям (проводил БелГИМ) прошли все, кто был на производстве – директор и все исполнители кондитерского направления. У каждого предприятия свой срок обучения – для нас это было 3 дня по 4 часа в форме лекций.
Подготовка проходила только для нашей компании – в сформированной рабочей группе.
Рассматривались:
В конце обучения сотрудники сдавали зачет.
Большинство вещей о пищевой безопасности на производстве наши сотрудники знали. Внедрение системы лишь структурировало эти знания.
В Беларуси работают предприятия, которые во время внедрения системы НАССР были вынуждены сносить стены, переставлять оборудование и т.д. Если изменений требовалось много, существовал риск не уложиться в сроки внедрения, определенные по закону. «Опоздавшие» предприятия прибегали к различным уловкам. Например, мы знаем случаи, когда производители скачивали из интернета значок EAC (обозначение европейского соответствия пищевой безопасности) и клеили его на этикетку.
Возможно, эти уловки и стали причиной того, что 15-20% наших конкурентов прекратили работу.
Для нашего предприятия процесс внедрения ХАССП состоял из 2 пунктов:
1. Доработка документационных процессов (по требованиям системы документируются измерения ключевых параметров пищевой безопасности). Совершенствование технологической и производственной дисциплины (кроме появления специальной документации ужесточился контроль на производстве).
2. Приобретение дополнительного оборудования с расстановкой на производстве – согласно технологическим требованиям ХАССП и требованиям ТР ТС 021/2011. Это была плановая модернизация производства, но она совпала с внедрением международной системы. Мы закупили новые миксеры, печи, мелкий инвентарь. Так как мы были ограничены в площадях, пришлось сгруппироваться.
Перед выдачей сертификата ХАССП все произошедшие на предприятии изменения оцениваются экспертами.
Внедрение системы позволило:
Благодаря внедрению ХАССП мы глубоко изучили плюсы и минусы производства и могли бы дальше развиваться по плану, но нас застала врасплох необходимость переезда.
Здание, где мы арендуем помещение, подлежит сносу – там будет возводиться «Минск Мир». У нас есть время до начала этой зимы, чтобы освободить помещение.
Производство – это не офис, где можно взять компьютеры и документы и съехать за день. Это сложный процесс и требования к помещению более строгие.
Новое помещение – повторение той же работы по внедрению ХАССП. При этом документы, в которых содержатся необходимые (по стандартам) требования к помещению, уже разработаны. Если планы реализуются, мы вернемся к тем целям, которые поставили раньше:
– Сотрудничество с «Деловар-сервис» проходило в рамках проекта консультационной поддержки, который стартовал в 2011 году и финансируется за счет средств Евросоюза. С 2012 года в нашем портфеле 150 проектов.
Денис Шаврук
Специалист по проектам группы поддержки малого бизнеса в Беларуси ЕБРР
По нынешним условиям, ЕБРР частично компенсирует затраты на услуги внешнего консультанта или подрядчика в объеме 60%-90% стоимости проекта.
Кто может подать заявку:
Вместе с заявкой компания предоставляет:
После получения заявки организуется встреча с предприятием. На ней мы знакомимся с компанией и ее бизнес-проблемой и обсуждаем дальнейшие шаги участия в программе.
Сроки старта проекта зависят в первую очередь от самой компании и выбранного ею консультанта. Обычно от подачи заявки до подписания документов (в случае положительного решения) проходит 1 месяц и более.
Весь цикл проекта – от заявки до его реализации и последующей оценки ЕБРР – занимает примерно полтора-два года.
Принцип финансирования:
Для получения субсидии (гранта) компания должна реализовать проект в соответствии с утвержденным и согласованным с банком техзаданием и предоставить все подтверждающие документы и свидетельства успешно реализованного проекта.
После этого перечисляется грант, который по действующему законодательству необходимо зарегистрировать в Департаменте по гуманитарной деятельности.
Случаи отмены проектов, когда компания не в состоянии довести проект до конца и предоставить все необходимые свидетельства его успешной реализации, есть, но они единичны.
18 апреля
25 лет с А1: в честь своего дня рождения компания поздравила своих первых абонентов
17 апреля
«Чего хотят женщины»: Белагропромбанк запустил пакет услуг для женщин в бизнесе
17 апреля
Выпадают волосы? В Турцию ехать не обязательно! Рассказываем о методиках медцентра «КОДЕРМ»
17 апреля
Пора на RACE! БНБ-Банк приглашает собственников и руководителей бизнеса на конференцию в Минске
16 апреля
Как выстраивать сильный бренд на белорусском рынке? Узнали у лауреатов премии «Бренд Года»
15 апреля
МТС в 2023 году: устойчивое развитие, инновации и новые вершины успеха
15 апреля
Элит Эстейт и Тинькофф заключили крупную сделку на рынке офисной недвижимости
12 апреля
Виртуальный офис по подписке: А1 предоставил доступ к услуге Яндекс 360 для бизнеса