Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,24 USD 3,2421 -0,0122
  • 3,46 EUR 3,464 -0,0054
  • 3,5 100 RUB 3,4968 +0,0123
  • 10 CNY 4,451 -0,0265
Личный опыт «Про бизнес» 17 мая 2016

Удивите маникюром – рассказ девушки-стартапера о том, как искать инвесторов и удачно презентовать проекты

Успешно поработав в сфере стартапов в Лондоне, Мюнхене и Силиконовой долине, Юлия Беляк вернулась в Россию – по приглашению крупного немецкого инкубатора стартапов Rocket Internet в Москве. Но через пару месяцев она увидела для себя перспективы открытия собственного бизнеса. Бросила работу и за 4 месяца создала 2 стартапа, еще 3 – на подходе. Юлия Беляк поделилась с «Про бизнес.» своим опытом поиска инвестиций для своих проектов. Он может пригодиться и белорусским стартаперам.

Фото из личного архива Юлии БелякФото из личного архива Юлии БелякФото из личного архива Юлии Беляк
Фото из личного архива Юлии Беляк

– Наша компания Jubel занимается разработкой стартапов в сфере lifestyle. Сейчас запущено и успешно работает приложение Lodi и сайт Glovadi (собирает все выгодные предложения по туризму, которые находят сами путешественники и делятся ими в блогах). На стадии тестирования еще три проекта: 2 сервиса для заказа услуг на дом (WIM и Subito) и конвертер валюты на основе технологии дополненной реальности – Aurex.

Сейчас все финансовые вложения и усилия направлены на продвижение Lodi – приложения, в котором собраны все скидки и акции Москвы: распродажи, счастливые часы, «два по цене одного» и т.д.

Скриншот с сайта приложения Lodi

Скриншот с сайта приложения Lodi

У меня работает классная команда из молодых и очень перспективных специалистов. Нас немного: я – основатель и автор идеи, программисты, дизайнер интерфейсов, менеджер по проекту, пиарщик. Сотрудники разбросаны по всему миру, работа осуществляется как из головного офиса в Москве, так и из Украины, Португалии, Китая и Германии. Но все они очень мобильные и продвинутые.

Все расходы (зарплата, продвижение и т.д.) распределяются между 5 проектами компании. Аренда офиса и связанные с ней расходы – невысокие, т.к. мы работаем на территории коворкинга. Поэтому Lodi и остальные проекты не очень затратны.

И тем не менее, нам, как любому стартапу, нужны внешние вложения для развития и масштабирования проектов.

На данный момент у нас идут переговоры об инвестициях сразу с несколькими компаниями. Уже есть и конкретные люди, заинтересованные в поддержке наших стартапов: общей и финансовой. Все подробности пока разглашать не буду.

Поделюсь опытом – где и как мне удается искать инвестиции.

Фото из личного архива Юлии Беляк

Фото из личного архива Юлии Беляк

Как искать инвесторов

На данный момент я определила для себя, что основные и наиболее эффективные способы поиска инвесторов – нетворкинг и питчинг.

Нетворкинг – это обязательная практика для стартаперов. Я специально осваивала эту науку. Например, на программе «Ilive2Lead», где обучали искусству нетворкинга и другим лидерским навыкам.Если у вас нет врожденной способности к свободному общению абсолютно с любым человеком, то научиться находить нужные контакты, заводить правильные знакомства, преодолевать коммуникационные барьеры можно только практическим путем. Поэтому постоянно ищите возможности для своего развития. И подходите основательно к поиску инвестиций:

1. Постоянно посещайте разные мероприятия по своей тематике, предлагайте себя как спикера. Я часто подаю заявки на участие в различных конференциях в качестве спикера или волонтера. Например, только что вернулась с TECHCRUNCH Disrupt в Нью-Йорке (одна из крупнейших технологических конференций), где помогала в ее организации.

Фото из личного архива Юлии Беляк

Фото из личного архива Юлии Беляк

2. Перед конференцией или важным событием проведите большое исследование мероприятие и его участников: выберите, кому именно из инвесторов может быть интересен ваш проект. Заранее подготовьтесь к их вопросу «почему вы выбрали именно нас?» и подумайте над ответом.

3. В момент знакомства с потенциальным инвестором помните о своей цели и о том, зачем вам нужен этот человек. Когда я начинаю смущаться или испытывать неуверенность перед инвестором, я тут же вспоминаю, что я пришла сюда, чтобы приложить максимум усилий к продвижению своего проекта. После этого все страхи остаются позади.

4. Горите своей идеей – огонь в ваших глазах должен привлечь инвесторов. А также будьте запоминающимися и креативными. Например, я на встречу с потенциальным инвестором сделала однажды маникюр с инициалами своей компании на каждом пальце. Инвесторы фотографировали мои руки и говорили, что это крутая идея. В общем, меня точно запомнили!

Фото из личного архива Юлии Беляк

Фото из личного архива Юлии Беляк

Как презентовать свою идею

Итак, вы познакомились с инвестором – теперь вам нужно презентовать свою идею. Любому стартаперу необходимо уметь создавать питчи для своего проекта. Это совсем не просто и обычно обучение питчингу ведется на специальных курсах или во время различных соревнований по всему миру, где ты выступаешь перед жюри без слайдов с презентацией своего проекта. Тебе могут дать и 30 секунд на выступление, и 15 минут. Нужно быть готовым к обоим вариантам.Но это очень эффективная практика.

Фото из личного архива Юлии Беляк

Фото из личного архива Юлии Беляк

Очень полезен для стартаперов и способ «elevator pitch» (презентация для лифта) – рассказ о концепции проекта за время, равное времени поездки в лифте – около тридцати секунд или 100-150 слов. Рекомендую практиковаться постоянно.

После знакомства важно написать инвестору хотя бы короткое письмо на почту, попробовать договориться о встрече. Например, пригласить на кофе, где вы сможете подробнее рассказать о своем проекте.

Как повысить свои шансы

1. Связи. Кроме приобретенных навыков нетворкинга и составления питчей, всегда поддерживайте связь и контакты со своими бывшими работодателями и сотрудниками. Рассказывайте о своих стартапах. Так вы запускаете цепочку: один шепнул другому о существовании такого проекта, тот шепнул следующему и т.д. Инвесторы быстрее заинтересуются вами и вашим проектом, если им вас порекомендовал кто-то, кому они доверяют.2. Будьте полезными. Не просто принимайте деньги от инвесторов, но и предлагайте им свою помощь взамен. Например:

  • Будьте источником уникальной информации о рынке стартапов в вашей стране
  • Делитесь контактами интересных, на ваш взгляд, инвесторам людей
  • Объективно комментируйте другие проекты этого инвестора
Фото с сайта orchardprint.com

Фото с сайта orchardprint.com

Помимо денежных вложений, старайтесь получать от возможных инвесторов или специалистов по инвестициям объективные отзывы. Ищите людей с идеями и проектами, похожими на ваш и обменивайтесь советами. Налаживайте связи с журналистами и т.д. И всегда будьте готовы выгодно презентовать свой проект.

И напоследок хочу сказать. Не воспринимайте инвесторов как «большие мешки с деньгами». Среди них есть и венчурные капиталисты, и бизнес-ангелы. А еще мыслите глобально, не гонитесь только за деньгами. В развитии ваших проектов важны еще и полезные связи, и простые человеческие отношения.

 

Хотите мгновенно получать уведомления о новых материалах и событиях «Про бизнес.»? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

 
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.