Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,24 USD 3,2421 -0,0122
  • 3,46 EUR 3,464 -0,0054
  • 3,5 100 RUB 3,4968 +0,0123
  • 10 CNY 4,451 -0,0265
Личный опыт «Про бизнес» 27 мая 2016

Как устроен Интернет вещей. Белорусский стартапер планирует зарабатывать на «завтрашних» данных

Концепция IoT (Интернет вещей) – сегодня одна из трендовых тем в мире. Основатель компании R-NOX Вадим Радзивилл занимается разработкой устройств, при помощи которых можно измерять уровень радиации и показатели окружающей среды. Планируется, что полученные данные будут передаваться на сервер, а оттуда – поступать пользователям в виде полезной информации. Вадим рассказал «Про бизнес.», как развивается его проект и в чем особенности бизнес-модели, основанной на принципах IoT.

Вадим Радивилл. Фото с сайта dev.byВадим Радивилл. Фото с сайта dev.byВадим Радивилл. Фото с сайта dev.by
Вадим Радивилл. Фото с сайта dev.by

Как все начиналось

– Ровно десять лет назад я попал в сферу электроники. Все началось с практики на заводе «Интеграл». Затем работал на производстве ЖКИ-дисплеев. И пять лет проработал в компании, которая занимается разработкой приборов радиационного контроля. За это время я накопил знания и опыт в сфере электроники и приборостроения. И решил создать собственный проект.

Четыре года назад мы запустили проект R-NOX и первый продукт – радиационный монитор ZIVE. С этого началась наша история.

Вадим Радзивилл

Вадим Радзивилл

Основатель проекта R-NOX

Первый проект – ZIVE

Создание самой «железки» заняло полгода. Мы сами собрали все руками, заказали платы, спаяли. Проверили – все работает. И этот этап на самом деле был самый быстрый и простой. Остальные полтора года мы занимались доведением разработки от «куска железки» – до продукта. Формировали стратегию, выстраивали маркетинг и продажи, делали промо-материалы… Вот на это ушло гораздо больше времени.

Сейчас мы видим, что интерес к продукту есть. Например, со стороны медицинских компаний. Это продвинутый рынок, они привыкли не только к технологичному оборудованию, но и к хорошему дизайну.

Но ZIVE – это не массовый продукт, он ориентирован на рынок B2B.

Фото с сайта vc.ru

Фото с сайта vc.ru

Мы для этого специализированного рынка, – новые игроки, да и в самом сегменте долгие процессы продаж. Дистрибьюторы долго изучают нас и наш продукт. Но уже есть интерес со стороны дистрибьюторов из Сингапура, Узбекистана, Японии, Италии, Швейцарии, Чехии, Испании… В одной из азиатских стран ZIVE уже официально прошел все испытания и вошел в реестр средств измерений. Главное – работа над этим проектом позволила по-другому взглянуть на мониторинг экологии. Мы увидели и поняли, что создали эффективную систему мониторинга радиации на микроуровне.Это во многом определило направление дальнейшего развитие нашего проекта.

Фото с сайта sohabr.net

Фото с сайта sohabr.net

Но мы изначально не делали ставку на ZIVE, т.к. это было больше тестовое задание для команды. Сможем или нет. К тому же, нам всегда был интересен масс-маркет и B2C рынок. Поэтому мы сразу после разработки ZIVE начали думать над новым продуктом. И решили двинуться в сторону воздуха.

Почему мы считаем свой новый проект перспективным

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), 7 миллионов человек ежегодно преждевременно умирают из-за причин, связанных с загрязнением воздуха. Это намного больше, чем гибнет в автокатастрофах!

Поэтому сегодня становится актуальным вопрос: «Как же человеку быть в курсе состояния окружающей его среды?».

Государственные структуры предлагают сегодня системы мониторинга окружающей среды макроуровня – с десятком или сотней сенсоров на весь город, которые позволяет оповещать о том, что где-то что-то взорвалось и радиационное или химическое облако движется в таком-то направлении. Эти системы не успевают за возрастающими проблемами и потребностью в этих данных. При нарастающей проблеме – отстает решение.

Фото с сайта userapi.com

Фото с сайта userapi.com

Какое же решение мы нашли? Благодаря развитию технологий и появлению такой сферы в ИT, как Internet of things (IoT) сегодня мы можем говорить о появившейся возможности изменить мир – в прямом смысле этого слова.

Революция Интернета вещей повлияла на три ключевых фактора в области мониторинга окружающей среды:

  • Уменьшение энергопотребления чипов и сенсоров
  • Появление новых протоколов передачи данных
  • Уменьшение размеров и стоимости итоговых изделий

Т.е. сегодня мы можем покрыть в десятки раз больше территории при тех же затратах, что на макроуровне. Это позволяет нам спуститься до уровня микромониторинга окружающей среды. Теперь люди могут самостоятельно и эффективно следить за экологической обстановкой вокруг себя.

Фото с сайта lentaregion.ru

Фото с сайта lentaregion.ru

Понимая все это, мы решили сосредоточиться на создании нового продукта.

Как появился TwiGear

Наша новая разработка – TwiGear. Этот модульный девайс способен измерять сотни параметров окружающей среды (например, уровень формальдегидов, ультрафиолета, СО2, озона, давление, влажность и т.д.). Пользователю необходимо только выбрать необходимые сенсоры под свои потребности.

По сути прибор позволяет любому человеку всегда быть в курсе показателей окружающей его среды. Раньше такая функция не была доступна обычному потребителю. Или для измерения каждого параметра был необходим отдельный прибор.

Сейчас идет активная стадия его прототипирования, готовим рекламную кампанию.

В ближайшее время мы планируем:

  • Написать методики калибровки (необходимо для точности измерения показателей – прим. «Про бизнес.»). Это очень большой кусок работы. Нужно собрать данные, обработать, сделать корректировки
  • Отдать потенциальным пользователям его протестировать. На основании фидбэка – снова внести корректировки
  • Запустить рекламную кампанию

В этом году TwiGear должен выйти на рынок. Кстати, в апреле мы победили с ним в хакатоне на конференции Venture Day и поедем с TwiGear в Нью-Йорк на Cleantech Open Global Ideas Competition – крупнейшее мероприятие в сфере зеленых технологий.

Принципы разработки. Мы стараемся работать так, чтобы каждая новая технология и прибор дополняли предыдущие. Потому что на разработку, «поднятие» процессора, например, нужно потратить много времени. Стараемся идти от одного продукта к другому, наращивая технологии.

При разработке TwiGear мы использовали чип, который позволяет передавать данные и через Bluetooth, и через ,безпроводной протокол ZigBee, и через новый протокол передачи данных Thread. Это позволяет работать как индивидуально со смартфоном, так и создавать централизованную сеть.

Фото с сайта instalacjebudowlane.pl

Фото с сайта instalacjebudowlane.pl

Как мы видим нашу бизнес-модель

Быстрое развитие технологий и оцифровка любой информации позволяют появляться «экспоненциальным организациям» (экспоненциальный рост – возрастание величины, когда скорость роста пропорциональна значению самой величины – прим. «Про бизнес.»), которые размывают границы отраслей и становятся угрозой для «старых» бизнесов. Например, многие FinTech стартапы сегодня буквально рушат банковскую систему.

Для оценки своей бизнес-модели мы учитывали 3 ключевых составляющих:

1. Любой бизнес должен рассматриваться как «экосистема». Анализ бизнеса «как системы» с определенным входом и выходом сегодня не работает.

2. Каждый бизнес может сегодня получить обратную связь от своих клиентов в реальном времени. Происходит трансформация цепочек доставки ценности до потребителя и полный пересмотр всех процессов от дизайна до сопровождения.

3. Данные лежат в основе любой бизнес-модели. Бизнес-модель должна строиться на базе тех данных, которые могут быть доступны и востребованы завтра, а не тех, которые доступны сегодня.Эти принципы отлично отражаются в IoT, сегменте, который сегодня так активно развивается. Этот рынок сложный, но очень интересный и перспективный.

В этом как раз и заключается суть нашей бизнес-модели – продажа сервисов, а не девайсов.

Графика R-NOX

Графика R-NOX

Мы видим большую перспективу в развитии IoT рынка. Плато его продуктивности, по оценкам Gartner, наступит через 5-10 лет.

И пока на рынке Интернета вещей еще нет такого «киллера», как Apple в смартфонах, у всех участников есть свобода выбора направления развития.

Фото с сайта you-journal.ru

Фото с сайта you-journal.ru

Команда

Самым сложным в нашем проекте было создание команды. Я «собирал» ее 3 года.

Сейчас в проекте задействовано активно 20 человек. Команда сконцентрирована не только в Беларуси. Есть ребята, которые работают и в Литве, и на Украине, и в Англии, и в Америке. Когда мы искали людей, то поняли, что не можем ограничиваться только Беларусью, т.к. нужны были специалисты, которых найти у нас было очень сложно. Пришлось расширить круг до соседних стран, а потом еще и до дальнего зарубежья.

У нас сильная техническая команда, сильный менеджмент. Но когда мы произвели первый продукт ZIVE, мы увидели, что у нас большие пробелы в продажах. Плюс не хватало хороших менеджеров. Когда команда разрослась до 10 человек, координировать их работу мне стало довольно сложно. Потом стали еще появляться люди, плюс внешние эксперты по вопросам экологии и не только. Я начал привлекать  специалистов для усиления менеджмента.

На мой взгляд, сегодня у нас одна из самых сильных команд, специализирующихся на IoT.

Фото из Личного архива В. Радзивилла

Фото из Личного архива В. Радзивилла

Осуществление планов

Мы сделали новый продукт – теперь смотрим, что будет дальше. Как нас воспримет рынок нас. Просчитать успех нельзя. И важно быть очень гибким. Быстро подстраиваться под дистрибьюторов, под рынок. В этом плюс стартапов.

Мы работаем по принципу MVP (Minimum Viable Product – минимально жизнеспособный продукт, простейший работающий прототип продукта, которым тестируют спрос до полномасштабной разработки). Делаем «мвпэшку», запускаем – смотрим результат. Есть потребность – что-то меняем.

И у нас в «заначке» есть еще несколько продуктов, которые ждут своего часа. Мы видим в них перспективу, но понимаем, что рынок для них пока не сформирован.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.