Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Личный опыт Алексей Мирный, «Про бизнес» 10 июня 2016

«Белорусские инвесторы смотрят на стартап как на очередной магазин» – как проект по sharing economy 2 года ищет финансирование

Уже два года белорусский стартапер Михаил Середич готовится запустить торговую е-площадку, основанную на модели sharing economy. На ней можно размещать вещи, чтобы делиться, сдавать в аренду и обмениваться ими. Запуск не раз переносился, а собственные средства, как и средства друзей и знакомых, уже на исходе. Михаил так и не нашел венчурного инвестора в Беларуси и решил разместить проект на краундфандинговой площадке Indiegogo. Мы узнали, как создается стартап и почему Михаил больше не верит в венчурное финансирование в своей стране.

Михаил Середич. Фото из личного архива

Михаил Середич. Фото из личного архива

– Стартовый капитал для моего первого бизнеса – деньги с продажи автомобиля, который я выиграл в компании «Евросеть» как лучший продавец.

За 8 лет я создал 4 бизнеса в Беларуси и России в сфере ритейла и электронной торговли, в одном из них прогорел, пережил несколько кризисов. На мой взгляд, они сделали меня только сильнее.

В 2009 году, когда я строил дом и искал подрядчиков, я обнаружил, что все предложения находятся в местной печатной газете! Я подумал, как было бы классно, чтобы все товары и услуги находились в одном месте в Интернете.

Уже позже, занимаясь электронной торговлей, я столкнулся с площадками-агрегаторами цен, на которых размещаются интернет-магазины. Тогда я понял, как это можно реализовать. И появилась идея о платформе, где есть огромный каталог товаров и услуг, а приобретенные вещи не исчезают, а переходят в личный профиль в Интернете. 

Фото с сайта gomgal.lviv.ua

Фото с сайта gomgal.lviv.ua

Почти два года назад я оставил пост директора своей компании по продаже климатической техники, передал дела. Вечер за вечером я начал создавать собственную площадку товаров и вынашивать новый бизнес-план.

В 2013 году, учась по программе Executive MBA, я выбрал темой своего диплома свой будущий стартап Rexpax.

На что опирается идея

«Доступ, а не владение». Поколение миллениалов или поколение Y – вступает в свои лучшие годы потребления.

Им сейчас 15-35 лет. Они ценят впечатления и мобильность. Намного реже покупают дома, машины и предметы роскоши, чем их родители. И выбирают те услуги, которые предоставляют доступ к товарам, но избавляют от бремени владения.

Роль технологий. Появление и доступность технологий изменило многие потребительские привычки. Технологии позволили создавать доверие между незнакомыми людьми и делать доступными невозможные ранее впечатления.

Люди едут отдыхать и снимают квартиру или коттедж на Airbnb, а не у традиционных отельных операторов, ведь это позволяет прочувствовать культуру страны изнутри.

Все это ведет к росту того, что принято называть экономикой совместного потребления (sharing economy).

Во многих городах Европы и мира уже поняли, что покупать что-либо имеет смысл, только если этого нет в радиусе нескольких километров. Города даже соревнуются за звание «самого делящегося». Среди них Амстердам, Лиссабон, Прага, Вена, Барселона, Ванкувер, Сеул, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Бостон.

Фото с сайта bostonmagazine.com

Фото с сайта bostonmagazine.com

Каким будет этот стартап

Rexpax –  это Дом Онлайн. Это онлайн-платформа для пользователей и бизнеса, где можно распоряжаться собственными вещами: делиться и обмениваться ими, продавать и покупать, а также видеть, как с товарами взаимодействуют друзья и знакомые.

На платформе можно будет:

  • Хранить вещи в виртуальных комнатах
  • Обмениваться, одалживать и сдавать в аренду вещи через социальную сеть

Это особенно работает для вещей, которые имеют высокую «степень простаивания». Хорошая дрель стоит $150, а понадобится она от силы 2 раза в год. Это немного нелепо, правда? Ведь все, что нужно – это отверстие, но не дрель.

  • Совершать покупки в каталоге, состоящем из товаров продавцов и обычных пользователей (новые и б/у)
 

Стратегия и монетизация

Мы изначально выбрали западные рынки для старта. Там уже есть доверие между пользователями. Там успешны Airbnb, Uber, которые создают тренд доверия.

Сейчас в нашей команде 14 человек. Большинство – программисты, есть также маркетологи.

Команда RexPax. Фото из личного архива

Команда RexPax. Фото из личного архива

Основную часть дохода будет составлять комиссия за продажу товаров коммерческими участниками через каталог ресурса.

На какой стадии проект сейчас

Инвестиции в проект насчитывают порядка $250 000. Это мои личные деньги, сбережения моих друзей и родителей. Мой предыдущий бизнес по продаже климатической техники дает возможность покрывать расходы по проекту, однако и у него случаются «плохие» месяцы – и тогда на помощь приходят друзья и знакомые.

Мы уже прошли посевную стадию – сформулировали идею, собрали команду, создали прототип. Основными инвесторами были я, моя семья и друзья.

Сейчас мы находимся перед самым запуском и приближаемся к стадии раннего развития. Выход десктоп и мобильной версии ресурса запланирован на сентябрь 2016 года.

Материал предоставлен автором

Материал предоставлен автором

Двигаться становится все сложнее. И мы понимаем, что без стороннего финансирования выйти на следующую стадию будет очень сложно.

Что помешало нам привлечь инвестиции

Я обращался ко многим белорусским инвесторам. Порой я ощущал себя мячиком для пинг-понга, а умелые игроки отрабатывали на мне свои удары или отбивание.

Быстро выяснилось, что в нашей стране почти полностью отсутствует венчурная экосистема и нет культуры инвестирования в инновационные проекты. После развала СССР мы имеем первых собственников бизнесов, которые еще не перешли на уровень инвестиционных бизнесменов и не готовы рисковать.

Как правило, инвесторы смотрели на стартап как на запуск очередного завода или открытие магазина. Они привыкли управлять всеми процессами сами, а чтобы это было возможным, необходимо иметь 51% акций. Некоторые готовы были вкладывать в нас, но хотели от 40 до 60%. Но на этой стадии мы могли поделиться с инвесторами в рамках 10-25%, любая цифра сверх этой могла сразу же лишить нас шансов на успех. Тогда будущие инвестиции и рост были бы абсолютно невозможны, поскольку на последующих раундах инвестиций уже было бы нечем делиться.

Я понял, что не стоит продолжать беседу, если предполагаемый инвестор не думает одновременно тремя категориями:

  • Глобальные рынки
  • Венчурные инвестиции
  • Принцип развития стартапов (еще лучше – технологических стартапов)

Из этого опыта я сделал для себя следующий вывод:

Мы также пытались найти инвестиции на крупном саммите для стартапов в Ирландии. Но там было много стартапов и мало инвесторов.

Фото из личного архива

Фото из личного архива

Почему краундфандинг

У нас осталось крайне мало денег, и мы решили обратиться за помощью к людям через краундфандинг. 7 июня мы запустили кампанию на второй по величине в мире краудфандинг-площадке Indiegogo.

В мире есть две самые популярные площадки – Kickstarter и Indiegogo. Здесь был выбор без выбора, поскольку Беларуси нет в списке доступных стран для размещения проекта на Kickstarter. С 2014 года белорусские граждане могут использовать Indiegogo.

Чтобы разместиться на площадке, нужно подготовить видеопрезентацию, описание проекта, а также иметь счет на PayPal. Вариант размещения предлагается на месяц либо два. Мы выбрали «красную» дорожку на 30 дней.

А есть ли шансы?

Меньше месяца назад голландский стартап, похожий на наш, внутри своей страны собрал более 2 млн евро. На наш взгляд, у них еще только зачаток идеи делиться вещами. Поэтому мы верим, что собрать средства сможем и мы.

Скриншот из презентационного видео RexPax

Скриншот из презентационного видео RexPax

За три дня мы собрали $721 из $30 000. Самое важное – привлечь 30% средств в первые несколько дней от своих друзей и знакомых. Это даст импульс доверия другим посетителям, и они будут готовы внести свои деньги и поддержать нашу компанию в обмен на подарки, указанные в проекте.

На краудфандинг-площадку идут не только за финансами, но и за продвижением. Нам также нужно найти инвестора, который сможет помочь выйти на рынок США.

Даже если мы не привлечем инвестиции, то все равно выйдем на рынок. Мы верим в то, что делаем, и в то, что в любом случае наш опыт поможет подготовить рынок и людей для будущих стартапов.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.