Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Личный опыт «Про бизнес» 6 июля 2016

Инженер сварочного производства из Могилева 20 лет отшивала шубы на дому. А потом решилась – и открыла семейное ателье

Закончив институт с красным дипломом, в начале 1990-х Елена Чайкова пошла работать на завод. Но быстро поняла – это не ее. С детства она увлекалась шитьем, и посвятила любимому занятию все свободное время. Стали появляться первые клиенты. Их становилась все больше. Скоро Елена поняла, что хочет шить изделия из меха. И стала работать на дому. Так продолжалось около двадцати лет. А после того, как старшая дочка закончила институт, и заявила, что хочет помогать маме, было решено запустить ателье меховых изделий LEFURLE. Вот их история.

Елена Чайкова. Фото с сайта molnia.by

Елена Чайкова. Фото с сайта molnia.by

– Всегда, сколько помню себя, я шила. Вначале куклам – до седьмого класса, вручную. Когда подарили швейную машинку, стала обшивать себя, маму, бабушку, подруг. В 1990-е были пустые полки в магазинах. Одежда серая и бесформенная. А я в институте – самая яркая и модная.

Как и хотели родители, я получила красный диплом и распределение на завод. Но поняла, что это не мое. Душой я отдыхала дома, когда по ночам и выходным шила для себя, двум дочкам и многочисленным подругам. Постепенно у меня появлялось все больше и больше заказов от людей на пошив или ремонт одежды.

Идея

В то время появились первые шубы из Европы. Они кардинально отличались от изделий советского образца. Шубы были легкие и очень красивые. Они были доступны по цене, но их нужно было дорабатывать. Ремонтируя их вручную, меняя подкладку и перешивая, я изучала их. Совершенно новая обработка, сборка и крой. Все было ново и очень интересно.

Постепенно я училась работать с мехом, и это стало моим основным занятием. Я упорно стремилась к более тонким швам, интересным фасонам и индивидуальному подходу. Когда появились клиенты со шкурами песца, норки, лис и нутрий, я приобрела профессиональное оборудование.

Скорняжная машина. Скриншот видеоролика с YouTube

Скорняжная машина. Скриншот видеоролика с YouTube

Скорняжные машины с самым тонким швом, специальные немецкие нитки, трехгранные иголки, специальные скорняжные ножи, наперстки, специализированные химикаты.

Так, почти за двадцать лет работы моя квартира превратилась в мастерскую. Клиенты могли прийти и в девять вечера. Работать приходилось круглые сутки. Дети помогали: распарывали шубы, настегивали и даже помогали делать правку шкур.

Со временем клиентов становилось все больше, а перспектив в развитии, сидя дома, я не видела. Была очень удивлена, когда старшая дочка Лера, закончив как и я, институт с красным дипломом инженера сварочного производства, решила работать со мной. Вместе мы много переосмыслили и решили развиваться. Оценив возможности обучения работе с мехом, мы нашли в Петербурге частные курсы немца-скорняка и дочка прошла их. Это привнесло новшество и уверенность в нашу работу. Мы пересмотрели формат и решили открыть полноценное меховое ателье.

Запуск бизнеса

Дом должен быть домом, а работа работой.

В первый офис мы въехали в мае 2015. Это был глоток свежего воздуха. Мы наконец почувствовали себя руководителями ателье, мастерами и дизайнерами.

Фото предоставлено автором

Фото предоставлено автором

Мы не продаем готовые изделия и не отшиваем на продажу. У нас два основных вида деятельности:

  • Услуга – пошив шуб на заказ
  • Продажа выработанного меха

Запуск такого ателье стоит примерно $15 000. Мы нашли недорогую аренду в своем районе, но необходимо было провести переоборудование. Обязательная сигнализация, металлические двери, решетки на окна, большой шкаф и уютная обстановка были необходимы.

Оборудование для ателье включает:

  • 3 профессиональные скорняжные машины
  • Беспосадочная машина для кожи
  • Бытовая машина – для подкладки
  • Хорошее освещение всех рабочих мест

Через год по отзывам клиентов мы поняли, что не всем из них удобно добираться в наш микрорайон.

Аренда в центре за год стала стоить существенно меньше. Мы решились и переехали. В мае 2016 открыли в самом центре Могилева ателье шаговой доступности. Идея в том, чтобы клиентки могли приходить к нам в свой обеденный перерыв или до работы.

Фото из личного архива

Фото из личного архива

 Персонал

Наше ателье производит все операции самостоятельно. Еще в прошлом году, когда мы запускали бизнес, я поняла: главное не распыляться самой на мелкую работу, а собрать дружный коллектив.

Сейчас общение с клиентами, сборку мехового полуфабриката и крой мы делаем вдвоем с дочкой. Мех, безусловно, очень ценный материал и работа с ним не оставляет права на ошибку. Сборка меха, из которого будет состоять шуба – творческий процесс. Мастерство нарабатывается с большой практикой.

В изготовлении меховых изделий очень много ручной работы – настежка, простежка, пришив крючков, подкладки, утеплителя. Все это делается вручную. Для этого мы подобрали персонал. Основные требования:

  • Порядочность. Мех ценный материал и необходимо быть уверенным в человеке
  • Аккуратность в работе. Изделие должно быть красивым внутри и снаружи
  • Обучаемость. Все изделия различны, каждый день новая модель
  • Хорошее зрение и развитые навыки мелкой моторики
  • Основные знания в сфере конструирования и технологии изготовления швейных изделий
  • Умение работать в команде

Мы смотрим, что у работника получается лучше – такую работу и предоставляем. Очень часто мы все вместе обсуждаем сложные моменты, подгонки, пропорции. Выслушиваем мнение каждого. Когда необходимо срочно, например, пришить подкладку, мы можем это делать все вместе.

Фото из личного архива

Фото из личного архива

Кроме меня, сейчас у нас 4 человека в основном штате. Один специализируется на подкладках, другой шьет воротники и капюшоны, третий крючки, борта и карманы. Дочка, как я сказала, работает со мной.

Конкуренция

Наш принцип – каждый человек, придя к нам, должен получить весь спектр услуг по своей шубе. В итоге, часто клиент приходит в первый раз зашить разрыв, поменять крючок или заменить подкладку. А в процессе общения и работы мы находим общий язык, и клиент задумывается о новой вещи.

Фото из личного архива

Фото из личного архива

В Могилеве много индивидуальных  мастеров предлагают мелкий ремонт. Но если надо сшить новую шубу или полностью поменять модель, то идут к нам.

В нашей сфере очень большую роль играет репутация. И человек почти всегда идет к определенному мастеру.

В свое время многие купили китайские шубы. Да они дешевле, но качество оставляет желать лучшего. В них холодно, мех высыпается, и они чаще всего больше нескольких сезонов не носятся.

Есть еще качественные европейские брендовые шубы. Но если это на самом деле бренд, то он стоит, конечно, в разы дороже.

Шубы, изготовленные белорусскими мастерами, носят по десять лет, а потом еще их продают, дарят детям  или перешивают на новый фасон. Это тоже одно из наших преимуществ. 

Этапы работы с клиентами

Когда к нам приходит клиент, мы выслушиваем все его пожелания, некоторые приносят фотографии, флешки, присылают по Viber. Клиент часто не может найти то, что он хочет, свой размер, цвет или на нем не сидит крой.

Показываем материал, даем померить образцы. Даем советы по фасону и типу фигуры. У нас много российских и итальянских специализированных журналов. Идея изделия рождается вместе, и по мере изготовления она может кардинально изменяться.

Фото из личного архива

Фото из личного архива

Когда фасон и материал утверждены, происходит отбор меха. По цвету, типу, размеру. Далее происходит правка шкур и сборка их в полотно. Оно также правится и происходит раскрой.

В среднем мы делаем две примерки, где мы с клиентами решаем все вместе. Пошив делается где-то в течение недели плюс ожидание клиента на примерки. Шуба сдается, лишь когда клиента все устраивает.

О белорусском сырье

Подборка меха – это главное. У нас в Беларуси много крепких зверохозяйств.  Раньше, пока не закрылось Могилевское зверохозяйство, постоянно ездила туда и подбирала наборы для клиентов.

Когда самостоятельно отвечаешь за цвет, ворс, представляешь, что пойдет на какие части шубы, вещь получается качественная. Мы всегда стремились, чтобы расход меха был минимальным и шуба была цельной.

Отмечу, что когда мы открывали ателье, закупили партию выработанного цветного меха на зверохозяйстве под Брестом. Сочетание цены и качества, а также современные цвета меха стали очень интересны клиентам.

Синий, зеленый и розовый мех современен, оригинален. В сочетании с кожей получаются более экономичные изделия.

Фото из личного архива

Фото из личного архива

Как работает ателье сейчас?

Бизнес наш сезонный, начинается с августа. Шубы отшиваются:

  • К первому снегу
  • К Новому году
  • На корпоратив
  • К восьмому марта
  • «Хоть раз надеть»

Основную прибыль ателье приносит услуга по пошиву шуб. В среднем это обходится в 370 долларов.

Фото из личного архива

Фото из личного архива

Продажа выработанного меха – набор шкур на шубу от 900 долларов.

Перешив и ремонт приносят значительно меньше, но так нарабатывается клиентская база. Сарафанное радио – лучшая реклама.

Ателье изготавливает до 10 новых шуб в месяц, но мощности позволяют изготавливать и больше.

Несколько цифр затрат:

  • Аренда 70 м2 (три комнаты: примерочная, наш с дочкой офис и мастерская для остальных работников) – $350
  • Сигнализация: $100
  • Затраты на зарплаты работников (окладная часть): $600
  • Рекламные лайтборды в Могилеве:  2*$50
  • Налоги и бухгалтерское сопровождение: $200

Продвижение

Во время кризиса было рискованно запускать бизнес. Но необходимо было активно двигаться.

 1. Мы решили продвигать не просто ателье, а создать свой бренд. Семейное меховое ателье ЛеФурЛе (LEFURLE) Я – Лена, дочь Лера и, конечно, мех (fur, англ.). Мы хотели показать, что для нас важны семейные ценности и мы отвечаем за свою работу. Для нас это больше, чем просто бизнес.

Как я уже говорила, главный канал – сарафанное радио.

2. Продвижение в соцсетях, в т.ч. через лидеров мнений. Наша младшая дочь, Юлия, фотограф. Она живет в Минске и помогает нам не только с фотосессиями, но и с продвижением в социальных сетях.

Нашему продвижению помогла и белорусский стилист Регина Полейчук, которая стала с нами сотрудничать. Она использует наши изделия в съемках, она же посоветовала нам заняться развитием нашего аккаунта в Instagram.

Фото из личного архива

Фото из личного архива

После появления Регины на модном показе в шубке из ламы нашего бренда, только за один вечер на наш аккаунт подписалось порядка 200 человек. Последовало около 70 запросов от потенциальных клиентов.

Скриншот со страницы LEFURLE в Instagram

Скриншот со страницы LEFURLE в Instagram

Сейчас число наших подписчиков в Instagram приближается к 1 000 человек. 

Наши изделия участвуют в фотосессиях известных в Беларуси фотографов и стилистов, а также появляются на страницах глянцевых журналов.

3. Спонсорство. Например, в конце июня мы были спонсорами на конкурсе «Мисс Могилев». Мы подарили небольшие подарки всем участницам и выставили свои работы перед мероприятием.

Фото из личного архива

Фото из личного архива

Планы

Когда мы работали дома, очереди были по полгода. Мелкий ремонт и перешив во время сезона не брали. Клиенты знали, что с этим надо приходить летом. 

Сейчас клиенты стали более продуманно шить вещи. Если раньше с отдыха они могли привезти еще одну шубку, то сейчас они задумываются, насколько она для них функциональна. Зимы стали теплее, и многие клиенты пересели за руль. Теперь не нужна очень «клешная» шуба длиной «в пол». Заказывают элегантные шубки, которые можно носить на каждый день.

Год назад после звонков из других городов и Минска мы поняли, что надо расширятся. Нашли уютный офис в центре с почасовой оплатой. Мы поняли, что это удобно и минчанам, и приезжим из западных регионов нашей страны.

Для Минска самым важным была эксклюзивность моделей, «быть не такой как все» и идеальная посадка. В Минске есть меховые ателье, но в них очень высокие цены и свои модели.

Фото из личного архива

Фото из личного архива

Судьбоносной для нас стала встреча в Минске с владелецей fashion-пространства «МагазинЪ VII/XI» Полиной Карпилович. Она в то время готовилась к запуску этого проекта. 

Концепция проекта – в продвижении талантливых дизайнеров, активные продажах их уникальных изделий. Полина долго думала, надо ли представлять шубы и случайно увидела съемку моделей в шубе из ламы от белорусских производителей. И вышла на нас. Так совпало, что мы как раз искали представителя в Минске. Нам хотелось создавать что-то новое, но в тоже время доступное. Сначала мы изготовили жилеты из белорусского сукна с добавлением меха. Сейчас видим, что эти вещи понравились клиентам. К следующему сезону создаем уже коллекцию. 

Фото из личного архива

Фото из личного архива

А в августе-сентябре вместе с Полиной и другими белорусскими дизайнерами будем устраивать показ. 

В конце лета мы откроем офис в Минске.

И мы по-прежнему открыты к сотрудничеству, участию в выставках, проектах, показах.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.