Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Личный опыт «Про бизнес» 22 июля 2016

Отслужив 10 лет в армии, капитан Теплякова уволилась в запас. Чтобы открыть языковую школу и увеличить личный доход

Фото из личного архива Алеси Тепляковой
Фото из личного архива Алеси Тепляковой

Алеся Теплякова служила в армии по распределению с военного факультета. Но спустя 10 лет решила, что эта работа не приносит ей ни удовольствия, ни денег. И решила начать собственное дело – открыть языковую школу. Как выбрать свою нишу, с какими сложностями приходится сталкиваться и как не опустить руки, когда гаснет энтузиазм. Свою историю Алеся Теплякова, репетитор английского языка, основатель языковой школы «Гуд Лак» рассказала «Про бизнес.» .

Я дослужилась до звания капитана. В армию попала по распределению после окончания БГУ, военного факультета. По сути это было двойное образование: высшее гражданское и среднее военное. Вместе с гражданскими студентами мы посещали лекции на факультете международных отношений, а после этих занятий – еще военные предметы. Ежегодно я проходила практику в воинских частях. Так и отходила 5 лет в университет с курсантскими погонами – и выпустилась лейтенантом. Гражданская специальность: «специалист по международным отношениям, переводчик-референт со знанием двух иностранных языков (английский, французский)».

Как я выбирала свою нишу

Но после 10 лет военной службы передо мной встала дилемма: продлить контракт – затянет в армию на всю жизнь, демобилизоваться – я не представляю, как зарабатывать деньги на гражданке. Дисциплина, форма и воинские традиции – в армии все это мне нравилось. Не нравились только две вещи:

  • Служба не приносила удовлетворения
  • Как ни старайся, на денежное довольствие можно было повлиять только в одном направлении – в сторону уменьшения

А мне хотелось гореть работой, чтобы она была истинным увлечением. И доходы зависели от твоих способностей и действий. Поэтому всю нереализованную энергию я направляла на самообразование: ходила на разные курсы – танцы, немецкий, веб-дизайн.

Это и стало определяющим фактором при выборе ниши, когда я все-таки решилась на свое дело.

Я задала себе вопросы: «Что я умею лучше других? Что мне нравится делать?». И сама на них ответила: «Я знаю три иностранных языка. И я люблю ходить на курсы. Похоже, моя ниша – курсы иностранных языков».

Я решила, что курсы должны:

  • Быть максимально эффективными
  • Приносить удовольствие от процесса обучения

На курсах немецкого при инязе, куда меня отправили ВС, мне посчастливилось учиться у «преподавателя от Бога». Программа была сложной и интенсивной: 3 раза в неделю по 3 часа. И это все по вечерам после работы и в выходные. Казалось, проучиться в таком режиме 2 года и не сойти с ума – невозможно. Однако преподавателю удалось создать такую приятную и комфортную атмосферу на занятиях, что всякий раз, проходя сейчас мимо иняза, я до сих ощущаю радость и душевный подъем. Я задумалась: в чем же секрет преподавателя? Она всегда была в отличном настроении, прекрасно выглядела, была одета с иголочки. Поила нас чаем и кофе. На каждом занятии мы слушали какую-нибудь песню на немецком, пели. Я поняла, что обучение с удовольствием – это самая эффективная методика. Это же доказали результаты итоговых экзаменов нашей группы – все сдали на «отлично».

Поэтому свою идею будущих курсов я сформулировала так: давать прочные знания с позитивным настроем. Осталось воплотить ее в жизнь.

Фото из личного архива Алеси Тепляковой
Фото из личного архива Алеси Тепляковой

Вот с чего я начала:

1. Первый месяц ушел на анализ рынка и конкурентов: цены, учебные программы, количество человек в группах, время и места проведения занятий. Информацию черпала на сайтах образовательных центров, изучала статистические данные, выложенные в Интернете.

2. Открыла ИП, зарегистрировалась в налоговой, завела банковский счет.

3. Начала искать первых учеников, давать рекламу. Этот процесс оказался ценным жизненным опытом.

Всего на начальном этапе было потрачено около 9 млн неденоминированных рублей.

Как я искала первых учеников

Большую часть «съела» реклама. Бюджет на нее я особо не формировала: просто выделила все свободные деньги, которые остались после небольших расходов на регистрацию. В долги влезать не хотелось. Рекламные носители выбирала исходя из собственных представлений об эффективности, советов друзей, которые занимались бизнесом, и из стоимости услуг.

1. Первым делом разместила рекламу в метро. На 2 недели. Стоило это около 3 млн. Но она оказалась неэффективной – за это время по ней не пришло ни одного человека.

2. На остаток денег купила место на deal.by и рекламные компании на slivki.by и «Покупон». Например, на deal.by реклама тоже стоила 3 млн – но это за год. И она работала.

3. Зарегистрировалась во всех бесплатных каталогах, на online-досках объявлений.

4. Создала группы в соцсетях, сделала лендинг.

5. «Забила» рекламу на асфальте: заказала трафарет, купила баллончики для граффити и поехала ночью «бомбить» тротуары. Откровенно говоря, ощущения острые: знаешь, что все легально, но чувствуешь себя вне закона. Это кайф. Кстати, по Закону о рекламе, без паспортизации можно было наносить рисунки и надписи размером до 0,5 м2. Полностью запретные зоны – основные проспекты, площади, культурно-исторические места.

Фото из личного архива Алеси Тепляковой
Фото из личного архива Алеси Тепляковой

В итоге: со «сливок» пришел 1 человек, с группы ВКонтакте – 3 человека. Остальные каналы носили, скорее, информативный характер.

Но постепенно люди начали звонить, интересоваться, записываться на курсы. Хотя, чтобы сформировать полноценные группы, желающих было маловато. Тогда я села на велосипед и с мыслями «надо все попробовать» поехала расклеивать объявления на подъездах.

Фото из личного архива Алеси Тепляковой
Фото из личного архива Алеси Тепляковой

Неожиданно для меня этот дедовский метод сработал. Пошли звонки – и мне удалось сформировать 6 групп по изучению 5 разных языков.

Я сняла в аренду класс в школе и принялась за работу.

Как я училась выступать перед аудиторией

На первом занятии с группой я ощутила, как плохо говорю перед аудиторией. Эта мысль привела меня в клуб публичных выступлений Minsk Public Speaking Club или Speak Up. Это волонтерское некоммерческое движение, где на практике тренируются навыки публичных выступлений. Все общение ведется на английском, прийти туда и стать участником может каждый желающий.

Адреналин перед выступлениями и заметный прогресс захватили меня целиком. Я активно участвовала в каждом заседании клуба – готовила речи и занималась организаторскими вопросами. В июне 2016 года Speak Up организовал первый конкурс по публичным выступлениям в Беларуси при содействии и на призы американского посольства. Моим личным достижением стало второе место в этом состязании.

Фото из личного архива Алеси Тепляковой
Фото из личного архива Алеси Тепляковой

Моя команда

Преподавателями в моей школе стали мои друзья-лингвисты: 5 человек плюс я. Все ребята работали в качестве волонтеров, бесплатно – для опыта и развития идеи. Мы заранее понимали, что в первый год заработка ждать не стоит, поэтому приняли совместное решение работать в таком формате.

Так и преподавали первый год на голом энтузиазме. Все деньги уходили на:

  • Аренду
  • Налоги
  • Оплату домена и хостинга для сайта
  • Печать раздаточных материалов для учеников, визитки, сертификаты и другие мелкие расходы

Если что-то и оставалось – делили по-братски между преподавателями.

Мой муж меня поддерживал и вдохновлял. Но делал он это лаконично: «Только не опускай крылья». И просто не мешал мне.

Фото из личного архива Алеси Тепляковой
Фото из личного архива Алеси Тепляковой

Если гаснет энтузиазм...

Но через год энтузиазм все же угас. Накопилась усталость от работы по вечерам. Плюс не все ученики оказались настолько мотивированными и старательными, как я себе это представляла. Группы начали распадаться, а учителя уже не хотели браться за новые.

Я была в растерянности, мне нужен был совет. И я его услышала от знакомого предпринимателя.

В бизнесе есть две важные вещи: ты и время. Люди судят о качестве твоей работы по тебе.

Если ты горишь своим делом, знаешь про него все, постоянно развиваешься, интересуешься, каждый день учишься новому, они потянутся к тебе, придут и будут учиться с удовольствием.

Вторая составляющая – время. Продолжай работать несмотря ни на что. Сегодня придет один ученик, завтра – два, через месяц – пять, десять. Главное – делать свое дело максимально хорошо и ждать.

Эта мысль придала мне сил, и я решила реорганизовать свое дело.

1. Закрыла ИП. Оформила репетиторство. Это сократило мои расходы на ведение банковского счета, время на заполнение журналов и деклараций для налоговой. Но позволяло мне преподавать точно так же.

2. Начала проводить занятия дома – вычеркнула из расходов аренду.

3. Давала только бесплатные объявления, понадеявшись на «сарафанное радио», которое вскоре и правда очень хорошо заработало.

4. Кроме того, устроилась в школу вести кружок для первоклашек, чтобы получить опыт занятий с малышами.

Я поняла главное: возможно, я поторопилась с открытием курсов. Нужно начинать с самого начала – чтобы получить нужные компетенции, необходимый опыт, клиентскую базу.

А уже потом двигаться дальше. Поэтому я решила сделать шаг назад. Чтобы дать себе шанс потом сделать шаг вперед – но уже уверенный и осознанный шаг.

Новые возможности

Не имея педагогического образования и опыта работы с детьми, я погрузилась в статьи и видео-курсы по педагогике и методикам преподавания. В первое время подготовка к одному полуторачасовому занятию занимала около шести часов. Каждое проведенное занятие я обсуждала с учителями из школы, отмечая про себя их советы. У каждого ученика была своя цель, поэтому для каждого занятия приходилось подбирать отдельную методику и учебники.

Но эта кропотливая работа дала результаты. Успехи учеников приносили удовлетворение, и у меня снова появился энтузиазм. Почти каждый день ученики делились своими достижениями: кто-то занял первое место на олимпиаде, кто-то повысил оценку за четверть, кто-то поступил в университет, а кто-то начал свободно общаться с коллегами на английском… Меня окрыляет то, что мои ученики дружат. То, что родители благодарят за успехи детей. То, что меня рекомендуют своим друзьям.

Фото из личного архива Алеси Тепляковой
Фото из личного архива Алеси Тепляковой

А вместе с удовлетворением от работы начали расти и доходы. Пока 3 часа занятий в день приносят 5-7 млн (неденоминированных) рублей в месяц. Из расходов – только налог за репетиторство – 300 тыс. рублей.

Планы

На ближайший учебный год планирую набрать 10 человек на индивидуальные занятия и одну-две группы по 4 человека. Это выйдет уже около $ 800-1000 в месяц. Да, это сложно назвать бизнесом, но увеличить свой доход за год в 3-4 раза – на мой взгляд, это неплохое достижение.

На более далекую перспективу хотелось бы организовать клуб для практики языка в различных форматах: публичные выступления, дискуссионный клуб, клуб любителей книг или киноманов. Что касается монетизации: планирую, что участие в клубе будет платным. А там можно и дополнительные источники организовать, проявив фантазию – атрибутика, литература, платные конкурсы, спонсорство и т.д. У меня много идей. Смелыми проектами могут быть любые форматы по изучению и практики языка, которые в Беларуси еще не созданы или не развиты (например, с использованием современных мультимедийных средств). Конечно, хотелось бы в будущем открыть филиалы в рамках страны, проводить конкурсы на международном уровне – дебаты, публичные выступления, викторины.

Что касается финансовых планов: сейчас уровень чистого заработка в $ 2000-3000 в месяц – для меня достойная цель.

Конечно, для этого мне нужна команда энтузиастов с горящими глазами, которые будут разделять со мной идею: максимально эффективные занятия с максимальным удовольствием от процесса. И я планирую собрать ее в ближайшее время. Я уже представляю, как мы обсуждаем смелые проекты в конференц-зале с шикарным видом из окна и мягкими кожаными диванами.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.