Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Личный опыт «Про бизнес» 26 сентября 2016

16 человек «скинулись» и открыли кафе в Новополоцке. Директор – бывший рабочий, бизнес в плюсе

Фото со страницы DoEAT ВКонтакте
Фото со страницы DoEAT ВКонтакте

У этого кафе еще нет вывески с названием. Пока нет сайта и практически не размещается реклама. И находится оно не в столице и даже не в областном центре — а в Новополоцке. Примечательно заведение DoEAT тем, что это коммерческий краудинвестинговый проект. 16 человек вложили в создание заведения в общей сумме около $ 20 тысяч. Инициаторами проекта стали двое жителей Новополоцка — Кирилл Кузин и Илья Трумм. По их словам, когда они услышали, что реализовать схему краудинвестинга в Беларуси невозможно, то решили — а мы сделаем! Ребята рассказали нам, как привлекали средства и каким образом будут продвигать свои идеи дальше.

— Одной из самых сложных задач было придумать проект. Впервые идея привлечь деньги через краудинвестинг возникла у нас еще летом 2015. Но это было что-то из разряда фантазии или мечты. А потом мы побывали в Минске на международной конференции по краудэкономике.

Кирилл Кузин (слева) и Илья Трумм. Фото из личного архива
Кирилл Кузин (слева) и Илья Трумм. Фото из личного архива

Мы хотели пообщаться с людьми, занимающимися краудинвестингом, найти площадку, разместить проект и так собрать инвестиции. Но в Беларуси таких площадок попросту не нашли. Там же поговорили с россиянами. Оказалось, что:

  • Чисто теоретически привлечь деньги мы можем
  • Но… вложить собранные средства в Беларуси крайне затруднительно — нет проектов, нет идей. Нет прямых способов реализации краудинвестинга

А потом мы услышали, как один из спикеров заявил – в нашей стране краудинвестинг невозможен. Честно говоря, именно эта фраза нас и завела окончательно. Как это — невозможно? Мы решили доказать, что это не так.

Как ни странно, одной из самых сложных задач было придумать проект. Мы решили, что он должен соответствовать 3 условиям:

  • Быть понятным людям — привлечь инвестиции в непонятный проект сложно
  • Требовать небольших вложений. Мы понимали, что проект пилотный, и ждать солидных инвестиций не приходится
  • Быстро окупаться

Думали несколько месяцев. И однажды вечером, в конце декабря 2015, возникла идея — кафе в формате фастфуд! На листе бумаги был составлен схематический план. А уже на следующий день мы проработали проект более детально.

Фото со страницы DoEat ВКонтакте
Фото со страницы DoEat ВКонтакте

Как мы искали соинвесторов

Соинвесторов искали среди знакомых, знакомые рассказывали своим знакомым, писали об этом в соцсетях – в общем, сработал принцип «сарафанного радио». Нельзя сказать, что мы их уговаривали. По сути, инвестировали люди, которым эта идея стала интересна и они видели в ней перспективу.

Среди инвесторов есть, например, коллеги по прошлой работе. Несколько спортсменов. Товарищ, с которым вместе играли в музыкальной группе. Контингент самый разнообразный. Найти соинвесторов удалось достаточно быстро: буквально через полтора месяца идею финансово поддержали 16 человек, вложивших в сумме $ 20 тысяч.

Все происходило абсолютно добровольно и все понимали риск: кафе может и не открыться по тем или иным причинам или не выйти в прибыль. В таком случае, все оставшиеся средства делились бы в соответствии с долями, которые приобретал инвестор.

Наиболее удобная форма юрлица: создание закрытого акционерного общества. Поскольку в нем, по закону, не может быть более 50 соучредителей, чтобы собрать требуемую сумму, нам пришлось ввести минимальную долю участия — $ 200 долларов. Для кого-то это была максимальная сумма, которую он мог вложить. Другие инвестировали значительно больше остальных. В общем, оказалось, что деньги у людей есть.

У нас двоих – по 20% акций компании.

Фото со страницы DoEat ВКонтакте
Фото со страницы DoEat ВКонтакте

В результате мы для себя определили, что соинвесторы делятся на 3 группы:

  • Люди, которые вложили деньги и просто ждут дивидендов
  • Инвесторы, которые просто приняли участие в проекте из интереса, и не сильно рассчитывают на доход
  • Те, кто «вложился» и принимает участие в развитии проекта

Среди инвесторов, кто вложил не самую большую сумму, есть и те, кто активно помогал нам и открываться, и развиваться. Для них это — один из способов самореализации и самоутверждения. Если вы приобретете акцию Apple, то никак не сможете повлиять на политику компании. Наш же соинвестор понимает: он может повлиять на потенциальную прибыль.

Например, директор кафе, Владимир, всю жизнь трудился на заводе простым рабочим. Но проект так захватил его, что он погрузился в него с головой. И испытывает кайф от работы.

Отмечу, что кроме кафе у нас есть работа по найму (Кирилл работает на Новополоцком «Полимире» старшим мастером, Илья — менеджер в одной из оптовых минских фирм по продаже продуктов питания, — Прим. «Про бизнес.»). Однако наша цель — работать в направлении краудфандинга.

Как мы выбирали помещение и формат

Помещение специально выбиралось из расчета, что будет большое количество людей, так сказать высокий трафик. В этом отношении ТЦ «Пралеска» является почти идеальным местом для подобного рода кафе.

Фото с сайта panoramio.com
Фото с сайта panoramio.com

Дальше Илья связался с владельцем, и мы стали снимать помещение. Одним из критериев была стоимость аренды. Она должна была быть не выше $ 700 в месяц. Это помещение нам подошло по всем параметрам.

Помещение небольшое, порядка 30 квадратов общей площадью. Но для нашего формата практически идеально. Минус только в расположении входа. Было бы намного лучше, если бы вход в кафе был напрямую с ул. Молодежной, самой крупной в Новополоцке.

Столиков нет вообще, для посетителей предусмотрены две барные стойки.

Кафе мы открыли в формате фастфуда. Хотя заметно, что именно в этом сегменте сейчас самый большой рост, это быстро и относительно дешево – заведений такого формата в Новополоцке практически не было.  В самом центре нашего города не было ни одного кафе, где можно было бы перекусить.

Что касается «обычных» кафе, то они расположены небольшими группами по несколько заведений.

Фото со страницы компании ВКонтакте
Фото со страницы компании ВКонтакте

На что пошли средства?

Сделали ремонт с нуля. Средства пошли на оформление документов, аренду помещения, закупку материалов для ремонта и отделки, оплату труда дизайнера, который работает в Киеве. Само собой, закупка оборудования и продуктов. В общем, перечень расходов получилось немаленьким.

В оборудование входили стандартные вещи: холодильники, морозильники, печь для пиццы, гриль, блендер, стойка, столы и стулья. Стоимость выбирали среднерыночную. Навскидку, например, контактный гриль стоит порядка $ 1 000. А цены на холодильное оборудование белорусского «Атлант» можно в любом магазине увидеть.

Запуск

Кафе открылось летом. И уже в первый день работы его посетило более 100 клиентов. Мы считаем, что это один из плюсов краудинвестинга: пришли учредители, их родные, знакомые…

И уже сейчас есть пул лояльных клиентов и отличная «обратная связь» от них.

Фото со страницы кафе в ВКонтаке
Фото со страницы кафе в ВКонтаке

Персонал. Сейчас в кафе работают 2 повара (с ними договаривались еще до того, как откроется кафе), 2 кассира-администратора, они отбирались по объявлению. Кроме прямых обязанностей (обслуживание клиентов, приготовление блюд) в их обязанности входит поддержание чистоты и ежедневный расчет остатков продукции, упаковки, рекламного материала и других «расходников».

Конкурентное преимущество. Мы не считаем, что поход в кафе у людей должен ассоциироваться с праздником. В результате получилось так, что наш бургер стоит столько же, сколько одна котлета в столовой завода «Полимир». При этом еду в кафе готовим сами, а не из полуфабрикатов.

Мы недавно попали в столовую одного госучреждения в Минске, обед обошелся в 7 рублей. У нас в кафе можно пообедать, и мы считаем, неплохо пообедать, за 5.

Или же возьмем кофе. Считаем, что продавать кофе в бумажном стаканчике за 2,80 — это зверство и неуважение к людям. Поэтому у нас большой стаканчик, к примеру, стоит 1,9 рублей.

Поставщики есть и местные, и из других регионов. Строго говоря, кто предложит лучшие условия (стоимость товара, его качество, наличие рассрочки). Переговоры с поставщиками ведет Илья, в этом деле у него есть и значительный опыт, и определенное количество уже известных компаний-поставщиков.

Низкую конечную стоимость мы достигаем за счет более низких цен за аренду, расходов на персонал (зарплаты от 350 белорусских рублей в месяц) и коммунальных платежей. Как ни крути, а небольшое помещения и малое количество персонала имеет свои плюсы.

Надо учитывать, что в конечной стоимости блюд закладываются не только аренда, оплата труда, расходы на закупку продуктов, но и личные пожелания владельца иметь определенную прибыль. Поэтому конечная цена – уже скорее субъективный момент.  Каждое заведение определяет ее по-своему. Мы считаем, что наше кафе «на каждый день» —  еда должна быть вкусной, полезной для клиента и не затратной для него.

Вот, собственно, и есть основные принципы, на которых выбирали ассортимент и его стоимость.

Фото из архива компании
Фото из архива компании

Продвижение. Основными каналами продвижения кафе остается способ «из уст в уста» и различные мелкие «партизанские» методы в духе создание групп в соцсетях, распространение флаеров, небольшие плакаты и т.д. Сейчас, например, о нас пишут и в СМИ.

Затраты на продвижение в итоге минимальны.

Как мы будем работать дальше?

На данный момент кафе работает «в плюс». Однако мы не исключаем, что планируемый срок окупаемости проекта — 1 год, придется скорректировать. Да, выручка растет, но всю прибыль мы вкладываем в развитие. Например, улучшение вентиляции, установка вывески, в общем, есть еще необходимые расходы. Инвесторы, само собой, в курсе этого.

Кроме того, приходится вносить некоторые коррективы и устранять недочеты. Например, будем покупать новый гриль. Мы приобрели рифленый, чтобы котлеты получались классические, в «клетку». Но оказалось, что его чистка занимает слишком много времени. А это неудобно при большом потоке людей.

Тем не менее, сразу после Нового года всем соинвесторам будем выплачивать первые дивиденды.

Фото из архива компании
Фото из архива компании

Что мы хотим делать дальше

То есть, мы рассчитываем, что кафе окупится если не в течение года, то до полутора лет точно. Само собой, будут и непредвиденные затраты, кроме тех, о которых мы говорили. Но пока все идет так, как запланировано.

А что касается расширения бизнеса— это уже отдельный вопрос. Возможно, будем расширять конкретно это заведение. Возможно, делать из него сеть. Так или иначе, планы есть.

По нашим наблюдениям, у людей на руках немало средств. Но они очень боятся их потерять. И этот страх сковывает. Единственный рассматриваемый вариант заработать на сбережениях — это сделать вклад.

Но есть же и другие реальные возможности. Поэтому у нас появилась и еще одна идея — создать в Беларуси площадку для краудинвестинга. Мы уже разговаривали о нашем проекте с одним из банков и нашли поддержку. По нашей задумке, банк помогает обеспечить движение средств от инвестора к предпринимателю. Ведь в локальном масштабе, в Новополоцке, у нас все получилось достаточно просто. А вот убедить человека, например, из Бреста проинвестировать бизнес в Гродно — гораздо сложнее. Сейчас мы ищем новые деловые контакты. Записались на участие в новой конференции по краудэкономике. Постоянно общаемся с единомышленниками.

У нас есть схема работы, и мы готовы поделиться советами со всеми, кому интересна эта тема. Мы хотим, чтобы тема краудинвестинга вошла в жизнь жителей нашей страны и была понятной им.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.