Войти
  • 1,87 USD 1,8692 -0,0048
  • 2,04 EUR 2,0371 -0,0043
  • 3,28 100 RUB 3,2803 -0,008
Личный опыт
«Про бизнес.» 11 ноября 2016 1

Белоруска, индус и вьетнамец «запилили» в Англии стартап. «Манчестер Сити» уже в партнерах, Disney интересуется

Фото из личного архива Ольги Павлович
Фото из личного архива Ольги Павлович

Минчанка Ольга Павлович со школы мечтала попасть в Англию. Выучившись на маркетолога и успев поработать с собственным проектом, она смогла это сделать. И поехала туда не как турист, а по программе поддержки молодых предпринимателей. Вместе с командой, которую она нашла на программе, Ольга придумала приложение для спортивных матчей. И теперь среди их партнеров — в том числе и футбольный клуб «Манчестер Сити». Ольга поделилась с «Про бизнес.» своей историей.

— Англия меня очаровала еще в школе и была целью-мечтой. Я была уверена — я там побываю и поживу.

Первый мой стартап родился еще в студенческие годы. Я, отличница и будущий маркетолог, вместе с подругой захотела создать рекламное агентство для малобюджетных кампаний. Оно давало бы дорогу молодым и талантливым креаторам. Просуществовал проект чуть больше года и успешно… закрылся.

Это был год, полный уроков. Как не надо открываться, когда еще нет клиентов. Как подбирать команду. Как управлять своим и чужим временем. Мы делали почти все неправильно, но даже несмотря на это сумели привлечь каких-никаких клиентов и даже что-то заработать.

Я ушла работать с другое агентство. А в 2013 году в Великобритании открылась программа поддержки предпринимателей Sirius Programme. Она нацелена на привлечение молодых предпринимателей в страну. Меня очень заинтересовала эта возможность.

На сайте программы я нашла команду — программистов Амита Пате из Индии и Фонг Ву из Вьетнама. Вместе мы подали заявку — описали бизнес-идею, проблему, которую мы ею решаем, модель монетизации и причину, почему этот бизнес должен быть именно в Англии.

Нашей идеей была проверка аутентичности продуктов и борьба с фейками при помощи мобильных телефонов. Так мы попали в стартап-акселератор в Бирмингеме. Нам дали немного денег, визовую поддержку, доступ ко множеству образовательных программ и к нужным людям.

Бирмингем. Фото с сайта travelask.ru
Бирмингем. Фото с сайта travelask.ru

Проект, с которым мы пришли на программу, на очень ранней стадии мы продали за небольшую сумму другому менеджменту. А с этой командой я и работаю до сих пор.

Сначала мы создали «почти социальную сеть»…

Следующей была идея, близкая по сути к социальной сети. Мы хотели позволить людям обмениваться фотографиями, даже в тех ситуациях, когда они друг друга не знают — а именно находить себя на фотографиях окружающих.

Где-то год мы развивали эту технологию. Приводили пользователей, получали награды, питчили. Даже выиграли специальный приз Microsoft, вошли в обучающую и менторскую программу Facebook, работали с Birmingham City Council, нашли около 50 партнеров — организаторов малых мероприятий. У нас было около 5 тысяч активных пользователей и была медийная поддержка.

Но от идеи мы отказались.

Почему мы развернули курс

Нам не хватало определенности в бизнес и маркетинговой моделях. Мы шли по классическому lean startup (концепция предпринимательства, основанная на гибкой методике и проверке гипотез — Прим. «Про бизнес.»). На каждом этапе мы тестировали, верна идея или нет. Если не верна — меняли направление.

Мы столкнулись с ситуацией, когда вроде успехи есть, но темпы роста не настолько высоки, как ожидалось. Нам было рано монетизироваться, поскольку бизнес-модель была основана на рекламе — нужна была критическая масса пользователей. А для инвестиций было недостаточно результатов. Точнее, они медленно наращивались.

В октябре прошлого года мы пришли к сложному решению — прибегнуть к pivot. Это означает смену стратегии или рынка, на котором работает стартап. Все это привело нас к идее сфокусироваться на определенном сегменте вместо того, чтобы быть социальной сетью «для всех».

Это был трудный период. Мы отдавали проекту 150% времени и сил. Искали, как можно оптимизировать бизнес, чтобы он «выстрелил». А однажды, чтобы отвлечься, всей командой пошли на футбольный матч. Пока мы пытались сделать командное селфи, то пропустили пару голов… Было обидно: все вокруг прыгают, кричат, радуются, а мы втроем не понимаем, что произошло!

Однако после матча у нас были фотографии, а у наших друзей — впечатления. Это привело нас к вопросу: можно ли это объединить?

И мы решили адаптировать нашу технологию для спорта.

В чем состоит идея

Мы решили установить на стадионах «умные» роботизированные камеры, которые активируются в самые интересные моменты — когда фанаты прыгают, кричат, радуются или разочаровываются. Эти фотографии будут доступны фанатам в режиме реального времени и абсолютно бесплатно.

Для проекта подошли обычные камеры, которые можно купить в магазине. Мы так и сделали — и стали разрабатывать для них программу.

Материал предоставлен автором
Материал предоставлен автором

До этого у нас было просто приложение, которое умело обмениваться фотографиями с людьми рядом, даже если они не знакомы. Все происходило автоматически и без распознавания лиц. Мы взяли этот софт и уже с появлением первого партнера (о нем я расскажу ниже) мы стали адаптировать технологию, создали некоторые вещи с нуля.

Например, раньше мы не вовлекали инфраструктурные решения (то есть камеры). Пришлось разрабатывать наши камеры, использовать Интернет вещей и другие технологии.

Сложности были связаны с Интернетом, ведь на большинстве стадионов он работает нестабильно. К тому же мы понимали, что для качественного фото нам необходимы именно камеры, а не смартфоны.

Приложение мы назвали Snaptivity (Snap+activity — в дословном переводе с английского «снимок» + «активность»).

Как это работает

Каждая камера — это маленький робот, со своим мозгом, мускулами и сенсорами. Сенсоры собирают и анализируют данные, чтобы запустить предсказательный алгоритм. Он активирует камеры прямо перед тем, как происходит что-либо интересное.

Приложение Snaptivity. Материал предоставлен автором
Приложение Snaptivity. Материал предоставлен автором

Казалось бы, можно ориентироваться только на темп игры и не усложнять технологию алгоритмами, но все сложнее. Например, когда темп игры немного снижается, фанаты, наоборот, активизируются, чтобы поддержать команду. Поэтому мы учитываем набор факторов и данных.

Например, уровень шума на стадионе, активность в соцсетях, последние события на поле, время в игре (чем дольше идет игра, тем более «горячие» фанаты), активность на стендах (фанаты сидят или стоят), некоторые коммерческие данные — количество проданного пива и многое другое.

Материал предоставлен автором
Материал предоставлен автором

Фото попадают в приложение сразу после того, как они были сделаны. Правда, они еще должны пройти несколько фильтров (чтобы убедиться в качестве контента), но это занимает доли секунды.

Фанаты могут скачать приложение или зайти на сайт, ввести номер и увидеть свои фото во время игры. Они могут ввести до 10 мест, чтобы на фото были все друзья, с которыми они пришли.

Все фотографии можно отправить в соцсети, мессенджеры или сохранить.

Но надо же как-то монетизироваться…

Итак, мы начали привлекать партнеров

После того как мы перенаправили рынок, развитие ускорилось. К нам начали обращаться представители клубов и стадионов из разных стран — Дании, Австралии, Индии и многих других.

Конечно, это не было по щелчку пальцев. Очень помогли связи, особенно со специализированных мероприятий. Мы попали в очень правильное время, когда такие мероприятия проводились для представителей спортивного маркетинга и даже были ориентированы на вовлечение фанатов. Они не только помогли завести связи, но и дали отличный инсайт в рынок и его объемы.

Уже через месяц у нас был первый партнер — Edgbaston Cricket Ground, вторая по величине крикетная площадка в Англии.

Фото из личного архива Ольги Павлович
Фото из личного архива Ольги Павлович

Вот как это произошло:

Мы рассматривали вариант запуска кампании на краудфандинге и хотели снять видео. Решили, что лучше всего передать атмосферу получится, если снять видео на стадионе. В Бирмингеме таких стадионов было 5 — ко всем я обратилась «вслепую», а с главой коммуникаций Edgbaston Cricket Ground я была знакома — когда-то мы общались через e-mail. Была короткая деловая переписка, но до встречи и активного сотрудничества дело не доходило.

Все стадионы ответили нам отказом, а Edgbaston предложили встретиться. В крикете вовлечение и привлечение фанатов на стадион является очень острой проблемой — так что через день мы уже снимали там видео, а через неделю договорились об основных деталях сотрудничества.

Скриншот из видео на youtube
Edgbaston Cricket Ground. Скриншот из видео на youtube

Клуб покрывает только затраты на установку и операционные затраты, что составляет очень небольшую инвестицию с их стороны. С каждым клубом идет свой процесс переговоров, поэтому мы стараемся не разглашать цены, особенно учитывая, что они зависят от количества камер, месторасположения стадиона и частоты матчей. Могу только сказать, что для клуба цены минимальны.

С момента знакомства с крикетной площадкой мы вошли в контакт и с остальными стадионами. С некоторыми мы уже вышли на финальные стадии переговоров.

Не последнюю роль в привлечении партнеров сыграли медиа и социальные сети. После того, как Edgbaston объявил о партнерстве, к нам начали обращаться представители других стадионов. Мы старались поддерживать волну, активно использовали Твиттер и LinkedIn, которые сыграли не последнюю роль в процессе.

В чем особенности спортивного рынка. В отношении прав интеллектуальной собственности и медиа-прав, в спорте есть много нюансов. Есть ограничения по спонсорам, с которыми мы имеем право работать. Например, если у футбольного клуба «Арсенал» есть официальный партнер Puma, то мы не сможем быть одновременно партнерами «Арсенал» и Nike. Для нас это означает, что с каждым клубом составляется блэк-лист компаний, с которыми мы работать не можем.

В идеале в дальнейшем спонсорство будет выполняться непосредственно клубами. Это упрощает процессы и не вызывает конфликтов в интеллектуальных правах. Правда, эта модель заработает уже в следующем году. Пока взаимодействие со спонсорами мы осуществляем самостоятельно или через партнеров.

Привлечение трафика

На данный момент у нас есть сайт, а приложение доступно на Android. Правда, Android не очень популярная платформа. В основном наши пользователи приходят через сайт. В среднем во время матча у нас около 2000 пользователей (при покрытии стенда в 5500).

В основном сервисом пользуются в день матча и в последующие три дня.

Фото из личного архива Ольги Павлович
Фото из личного архива Ольги Павлович

Разные игры имеют свою специфику. Например, крикет — довольно медленная, стратегическая игра. Есть несколько форматов, в зависимости от которых она длится несколько часов (около 3), день или пять дней. Для нас это означает, что фанаты ведут себя относительно спокойно, особенно в начале игры. А вот под конец начинают активничать.

Футбол же игра более динамичная. Кроме того, для фанатов футбол — что-то святое, то, что надо уважать и сохранять. Поэтому любые инновации на матчах подаются аккуратно, чтобы не нарушать традиций игры и клуба.

Что нас сейчас продвигает? Мы почти не вкладываемся в рекламу. Основные результаты в привлечении как пользователей, так и партнеров приносит «вирусный» эффект. Клуб выступает как «адвокат» нашего проекта, продвигая его к конечным пользователям и спонсорам.

В первую очередь мы ориентируемся на наших конечных пользователей — фанатов. В том числе потому, что у каждого клуба своя специфика. Это как семья, со своим темпераментом и характером. И это распространяется на фанатов. Фанаты могут очень по-разному реагировать на различные активации.

Мы прислушиваемся к их мнению на каждом этапе разработки: очень много общаемся с фан-клубами, формируем бета-группы. И только после того, как мы получаем определенное количество запросов от фанатов, мы начинаем работать с клубом.

Конкурентные преимущества

Вовлечение фанатов — горячая тема в индустрии, но несмотря на это в ней всего несколько крупных игроков. А если убрать маркетинг в социальных сетях и консалтинг, останется пара-тройка компаний.

Самое популярное направление конкурентов — технологии «второго экрана». Это приложения, которые позволяют фанатам общаться во время матча, синхронизируют социальные сети и просмотр матча по ТВ. Но прямыми конкурентами назвать нас трудно, т.к. наши усилия направлены в противоположные стороны.

Основных конкурентов всего два — Snappie и FanPic.

Snappie — сервис для фото активаций до матча. Они нанимают промоутеров, которые с помощью планшета фотографируют фанатов до матча, собирают их контактную информацию и отправляют фото по e-mail

FanPic делает 360-градусную фотографию, обычно во время half-time. После игры фанаты могут найти себя на этой фотографии, отметить и поделиться в социальных сетях

Наше приложение обладает рядом конкурентных преимуществ:

  • Фанаты могут выбрать фото
  • У нас есть инструменты для продвижения спонсоров
  • Приложение легко установить
  • В нашем приложении находятся долго
  • Охват аудитории у конкурентов — 15%, у нас — 35%. Показатель измеряется как количество людей, воспользовавшихся сервисов к количеству, которым сервис был предложен
  • У нас есть интеграция с существующими приложениями клубов
  • Есть аналитика данных

Некоторые функции платформы, например, аналитика данных, «родились» из запросов партнеров.

Что мы хотим сделать в ближайшем будущем

На программе мы получали персональные гранты, которые позже вкладывались в проект. А за победу в стартап-соревновании #InSport мы получили инвестиции от фонда Creative England и контракт с клубом.

Вскоре путем расширения контактов мы нашли еще одного инвестора.

Фото из личного архива Ольги Павлович
Фото из личного архива Ольги Павлович

У нас уже есть доходы, но мы еще не вышли на самоокупаемость. Мы как основатели фактически не получаем зарплаты, минимизируя издержки.

Следующие несколько лет планируется активный рост Snaptivity. Сейчас мы работаем с Edgbaston Cricket Ground. Планируем расширить покрытие на стадионе и разрабатываем функции с учетом специфики крикета.

А также работаем с Uber, Amazon; заключили партнерское соглашение с Sport4Brands (агентство спортивного маркетинга).

Запускаемся с ФК «Манчестер Сити» и еще несколькими клубами английской Премьер-лиги.

Фото с сайта mcfc-fan.ru
Фото с сайта mcfc-fan.ru

После публикаций новостей о «Манчестер Сити» на нас начали выходить лидирующие площадки. Причем не только в спорте, но и в музыке и представлениях. Например, шоу Диснея.

В будущем планируем привлечь больше партнеров в Англии, выйти на европейский, российский и американский рынки, запустить еще несколько продуктов.

На рынке спортивного маркетинга первоочередную роль играют результаты, которые практически невозможно спланировать. Так, начиная работать с клубом, мы не можем со 100% вероятностью предсказать количество и посещаемость матчей. Это значит, что нам всегда надо быть готовыми опережать скорость рынка.

И, судя по темпам достижения целей и темпам роста, второй раунд инвестиций не планируется.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Алекс Мёрфи12.11.2016

Все это интересно, Ольге респект за настойчивость, но за чей счет вся команда живет в UK, за гранты?

Платный контент