Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Личный опыт «Про бизнес» 9 декабря 2016

«Похудев на 25 кг, я решила закрепить результат — и создала свой сервис доставки здоровой еды». История «Счастье есть»

Фото из личного архива Натальи Чавко
Фото из личного архива Натальи Чавко

Бизнес Натальи Чавко начался, как это часто бывает, с того, что ей потребовалось решить собственную проблему. Устав от лишнего веса и сложностей со здоровьем, Наталья полностью изменила свой образ жизни и перешла на правильное питание. Но столкнулась с тем, что найти качественные продукты в наших магазинах и подобрать подходящий рацион — довольно непростая задача. И Наталья решила создать собственный сервис по разработке, приготовлению и доставке правильного питания. О том, как создавался проект «Счастье есть» и с какими трудностями он столкнулся, рассказывает его основатель Наталья Чавко.

— Наш проект — это история про мечту. Про то, как сами стали заниматься здоровым питанием, сами худели, сами боролись с перееданием, сахарозависимостью… и, добившись цели, решили сохранить результат, давшийся с таким трудом.

Как все начиналось

Мне было 33 года, и я весила 96 килограмм. Каждое утро мне нужно было несколько минут, чтобы тело, как выброшенный на берег кит, освоилось с вертикальным положением. Ныли и не гнулись колени, болела шея и спина… Расстояние до офиса, не более трехсот метров, мне казалось бесконечным. Я не получала мужского внимания — оно доставалось стройным и красивым. Я почти привыкла к «цветным облакам» вместо одежды на свой 54 размер. И заедала свои стрессы по вечерам жареной картошечкой со свиной отбивной, пельменями и мороженым.

Но я все время присматривалась к стройным женщинам. И заметила: сколько бы они ни рассказывали всем, что на самом деле много едят и не ограничивают себя, это не так. Теперь я это точно знаю: я много месяцев была настоящим шпионом и убедилась — они съедят 200 грамм картошки, и желудок у них будет трещать по швам. Они любят овощи. Они едят по-другому. Они нагружают себя физически.

И я решила изменить свой образ жизни. Так просто взять и бросить есть я не могла. Поэтому начала с воды — стала много пить. Затем постепенно перед каждым приемом пищи стала задумываться о том, полезно ли то, что я собираюсь съесть, для моего тела.

Я стала ходить на все диетологические лекции, записалась во все школы Минска по правильному питанию, прочла тонны литературы. На тот момент я потеряла 14 килограмм — и у меня выросли крылья (всего в итоге я сбросила 25 кг).

Но я столкнулась с новой проблемой. Я уже точно знала, что и как надо есть, но в обычном магазине и общепите для меня не было еды.

Однажды по радио, на одной российской волне, я услышала о какой-то диетической еде из специального сервиса. Я полезла в Интернет и обнаружила, что весь мир, оказывается, давно решил эту проблему. В Минске же не было ни одного сервиса по доставке здоровой еды. И я решила, что создам его сама.

Так появилась компания «Счастье есть». Мы создали ее в первую очередь для себя и своих единомышленников.

Фото из архива Натальи Чавко
Фото из архива Натальи Чавко

Как работает сервис по доставке здоровой еды

Перед этим, правда, мы с мужем сначала «баловались», экспериментировали на себе — пригласили личного повара, который готовил для нас ту еду, которая подходила именно нам. Это длилось 2 года. Потом, когда посчитали, что на эти эксперименты «грохнули» почти $ 4 тыс., просто ужаснулись. И поняли, что дальше — или мы занимаемся темой здорового питания всерьез, или нечего попусту тратить деньги.

Мы с мужем все просчитали. Съездили в Россию, Украину и Литву. Посмотрели, как сервисы по доставке здорового питания работают там. Увидели, что клиентов хватает.

Взяли в аренду бывший ресторан — это около $ 3 тыс. ежемесячно, купили современное оборудование — $ 20 тысяч. И запустили проект. Это было в ноябре 2015.

Как работает сервис:

1. Клиент заполняет на сайте анкету, в которой указывает свой пол, возраст, вес, рост, обхват талии, уровень физической нагрузки и цель программы питания (это может быть просто здоровое питание, похудение или набор массы тела).

2. Исходя из этих данных мы рассчитываем калорийность для каждого клиента, диетолог разрабатывает рацион на день. Питание может быть 3-х или 5-ти разовым.

3. Мы готовим еду и формируем заказ, который курьер доставляет клиенту.

Фото из личного архива Натальи Чавко
Фото из личного архива Натальи Чавко

Еда после приготовления быстро охлаждается до +3 градусов по специальной технологии SuperCool, чтобы максимально сохранить полезные свойства. Заказ надо делать заранее, т.к. вся еда готовится «под клиента», мы не работаем на полуфабрикатах и все готовим сами. Курьер доставляет готовые блюда в термобоксе или крафт-пакете каждый день с 06:00 до 11:00 в любое удобное для заказчика время и место. Это может быть дом или офис.

Сегодня наши мощности загружены лишь на 20% от предполагаемых объемов. И, чтобы достучаться до клиента, мы вынуждены стать практически миссионерами культуры правильного питания, которые каждого учат кушать, пить и слушать себя. Помимо доставки, мы проводим различные мероприятия — рассказываем о здоровом образе жизни, правильном питании и т.д.

Фото из личного архива Натальи Чавко
Фото из личного архива Натальи Чавко

Наша команда

Самое дорогое в нашем бизнесе — содержать штат. Эти затраты нужно закладывать на долгий период, т.к. всем новаторским проектам перед взлетом необходима полоса для разгона. Наша полоса была длинною в год. Деньги вкладывали свои. И очень быстро поняли, что полностью сами не потянем ни финансово, ни морально — присоединились друзья.

Мы оформили все документы, нашли специалистов: поваров, диетологов, менеджеров. И получилось, что, если все делать как положено, очень большая махина получается. Сейчас у нас постоянно работает около 18 человек.

Самые важные решения мы принимаем вместе с моим партнером, Юлей Храленковой, и нашими мужьями. Рядовые будни делим на двоих. Юля уже год не спит с 6 утра, т.к. она курирует нашу курьерскую службу и клиентский сервис. Я занимаюсь операционными вопросами.

Наталья Чавко и Юлия Храленкова. Фото из личного архива
Наталья Чавко и Юлия Храленкова. Фото из личного архива

Система сервиса сложная, она требует предельной точности на каждом этапе:

  • Менеджер фиксирует заявку
  • Диетолог разрабатывает план питания
  • Повар готовит блюда
  • Курьер вовремя привозит еду

Собрать команду — это было самым сложным. Сегодня, по моим наблюдениям, очень низкие стандарты этики. Человек может пройти собеседование, согласовать дату выхода на работу и… исчезнуть. Уже принятый сотрудник зачастую не считает необходимым качественно и в полном объеме выполнять свои задачи. Поэтому приходится все время совершенствовать систему производственного контроля, долго и тщательно искать людей с необходимыми качествами. Мы за время проекта отсмотрели, наверное, человек 150. Попробовали человек 40. И наши поиски еще далеко не завершены.

Как мы продвигаемся

Продвигаемся мы в основном в Интернете, учимся работать с контекстом. Пока очень сложно найти подрядчика, который берет ответственность за результат. Все хотят денег за процесс. А как спокойно жить, если результата нет, а в процессе ты не очень понимаешь? Поэтому мы сами осваиваем азы интернет-продвижения.

Социальные сети тоже ведем сами. Кто, как не мы, знает о нашем продукте все? У нас свои группы в Instagram, на Facebook, есть канал на YouTube — там мы выкладываем ролики о правильном питании и видео с наших мастер-классов и других мероприятий. В соцсетях нас очень поддерживают, реклама там тоже дает неплохой результат. Тратим на нее по-разному: от 100 до 1000 рублей в месяц. Все время экспериментируем.

Фото из личного архива Натальи Чавко
Фото из личного архива Натальи Чавко

В чем наша ценность для клиента

Думаю, одной из наших ошибок было то, что открылись мы раньше, чем рынок осознал потребность в подобном сервисе. Так было со многими направлениями — первые фитнес-залы, первые доставки суши.

Сегодня про здоровое питание заговорили, стали читать в Интернете, с азартом обсуждают на публике, но дома по-прежнему «и шашлычок под коньячок вкусно очень». И никто ничего менять не собирается…

Мы долго не могли этого понять, пытались прилагательными «здоровая» и «правильная» подчеркнуть технологии, медицинский подход, а получилось, что вместо преимуществ эти эпитеты у большинства, наоборот, вызывают отторжение.

Теперь мы поменяли тактику. Мы не просто «кормим», мы очень подробно пытаемся рассказать, что это может быть вкусно. У обычного ресторана 50 блюд в активе, у нас — более 600. Что-то больше пользуется популярностью, что-то, если не нравится клиенту, идет в утиль. Мы работаем над собой и, надеюсь, растем каждый день.

И, конечно, мы постоянно объясняем клиенту, что кроме вкуса, наша еда дает максимум полезных веществ. Современная диетология очень лояльна к людям. Это наука о мере. О том, что можно все, но по чуть-чуть. О том, как человеку важно есть цельные натуральные продукты.

Мы целой командой думаем над тем, чтобы каждый съеденный кусочек, кроме калорий и вкуса, давал пользу. Если так подходить к еде, начинают происходить чудеса — у людей исчезают приступы обжорства, появляется бодрость, легкость.

Но многое зависит от самого человека. Кто из наших клиентов хотел похудеть — похудел. Кто хотел мышцы нарастить — нарастил. Мы очень любим работать в тандеме с фитнес-тренерами — так клиенты получают комплексный подход. И у нас много примеров, которыми мы гордимся. Например, одна из наших клиенток, стилист-парикмахер одного из элитных минских салонов, с нашим питанием сбросила более 26 кг и полностью изменила свой имидж.

Клиентка "Счастье есть" Алеся Лашук. Фото из архива компании
Клиентка сервиса «Счастье есть» Алеся Лашук. Фото из архива компании

Некоторые клиенты с нашей помощью решают серьезные проблемы — восстановление метаболизма, снижение уровня сахара в крови. И мы очень гордимся их успехами.

При этом нам самим мало давать клиенту блюда, не содержащие бесполезных продуктов. Мы изучаем каждый продукт. Крупы мы вымачиваем, сухофрукты промываем в двух теплых водах, орехи готовим к употреблению особым способом, мясо и рыбу часто готовим по технологии су-вид (в вакууме при низких температурах).

Я могу с уверенностью сказать, что не знакома ни с одной самой замороченной домохозяйкой, которая так же кропотливо подходила бы к процессу готовки. Так могут готовить только те, для кого это является работой, кто профессионально выполняет все «капризы» диетологов.

Мы надеемся, что создали бизнес, который оказывает сервис по созданию сбалансированного питания «под ключ»: хорошие продукты + правильные технологии + консультанты + доставка.

Как мы автоматизировали бизнес

У нас работают менеджеры, которые общаются с клиентами, фиксируют от них всю информацию в CRM, задают вопросы, помогающие нашему диетологу анализировать, насколько подходит тот или иной рацион питания клиенту.

Для этого у нас есть собственная, очень навороченная CRM, в которой ведется меню каждого клиента, учитываются все исключения, соотношения КБЖУ (калькулятор нормы калорий, белков, жиров и углеводов). Эту программу постоянно совершенствуют программисты под чутким руководством моего супруга.

Мне до сих пор страшно даже называть бюджет этой CRM: около $ 5 тыс. сначала, чтобы нам учли все диетологические заморочки, плюс постоянные «докручивания» — практически каждые полтора месяца.

Каждое такое усовершенствование обходится нам от 100 до 400 рублей. Но благодаря этой программе мы существенно сократили время на составление меню. Ведь у нас не одна линейка питания — их несколько. При этом в дорогой линейке мы принимаем любые исключения клиентов.

У многих есть свои пищевые принципы и убеждения — они четко говорят, сколько хотят получать белка, жира или углеводов, какие продукты исключить — и мы делаем для них индивидуальный рацион.

Фото из личного архива Натальи Чавко
Фото из личного архива Натальи Чавко

О моменте отчаяния и вере

Был у нас одно время моральный шок, кризис. Мы с мужем в какой-то момент запаниковали. Эмоционально очень тяжело, когда ты три года платишь лучшим специалистам, разрабатываешь сумасшедшие стандарты, над каждым кусочком в коробке у клиента трудится армия людей. А тебя сравнивают с продуктами на полке магазина и говорят что мы при этом еще и дороже…

Мы дешевле. Просто человек воспринимает день питания как единицу и не понимает, что, заказывая рацион, оплачивает сразу 5 приемов пищи… День питания у нас стоит от 30 рублей.

Тогда хотелось все бросить, но потом поняли: реально есть люди, которые благодаря нашему сервису изменили жизнь — выглядят по-другому, помолодели лет на десять, на несколько размеров меньше стали… У кого-то вера в себя появилась, кто-то сахар в крови нормализовал. Такое сложно бросить.

За этот год нам пока не удалось выйти в плюс. Пока наша модель работает не в полную силу, мы это понимаем. Но сейчас мы активно наращиваем темпы, чтобы перестать инвестировать в проект свои деньги.

В 2017 мы планируем загрузить наши мощности до 60−80% и обеспечить рост в 3−4 раза.

Мы уверены, что рано или поздно наша модель сработает. Просто необходимо выдержать время, дождаться, когда люди поймут, что здоровая еда — лучшая инвестиция.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.