Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Личный опыт «Про бизнес» 22 декабря 2016

Бизнес с любовью-2. Эта пара продолжает получать удовольствие от работы и зарабатывает все больше

Фото с сайта
Фото с сайта

В мае этого года мы написали о «душевном» семейном бизнесе Натальи и Виктора Бердниковых — они занимаются изготовлением керамической посуды под брендом Moonceramic («Лунная керамика»). Прошло чуть более полугода, и за это время пара успела принять участие в проекте «Мой Бизнес» на канале ОНТ и занять в нем третье место, выйти на соседние рынки, увеличить команду и развить новые направления. Как им это удалось — Наталья Бердникова рассказывает «Про бизнес.».

Что нам дало участие в проекте «Мой Бизнес»

С 1 июля 2016 нашему делу помогали развиваться ментор, председатель правления Белгазпромбанка Виктор Бабарико и его команда — в рамках проекта «Мой Бизнес» на ОНТ, в котором мы заняли по итогам зрительского голосования 3 место. Для нас это очень круто и значимо!

Мы достаточно быстро прошли кастинги, в которых приняло участие более 800 человек, и дошли до финала. Хотя когда подавали заявку, думали, что наше дело не воспримут всерьез. Но в итоге для нас все сложилось очень удачно. Да, эти месяцы в проекте были очень сложными и напряженными для нас: нужно было успевать развивать бизнес, расти, со всем справляться. Съемки отнимали очень много времени и сил — а хотелось оставить их еще и на семью. Но мы думаем, что достойно справились.

Мы многому научились, познакомились и поработали с очень умными и интересными людьми, которые нас вдохновили.

С ментором Виктором Бабарико
С ментором Виктором Бабарико. Фото из личного архива

В проект мы пришли с целью развивать производство, так как понимали, что люди готовы покупать больше посуды, чем мы делаем. Мы хотели двигаться дальше. И за 5 месяцев работы в проекте мы многое успели, многому научились, многого достигли:

1. Увеличили объемы производства. Если раньше мы делали в месяц примерно 500 готовых вещей, то за полгода выросли до 1000 единиц.

Но мы поняли, что не хотим производить посуду, как завод, в огромных количествах, так как из-за этого мы будем терять эксклюзивность, «душевность» и качество.

Поэтому пока решили остановиться на этой цифре — 1000 изделий в месяц, закрепить результат.

2. Стали больше развиваться в сегменте услуг — проводить мастер-классы. Кроме взрослых МК, у нас появились детские/семейные группы, которые проводятся раз в месяц, где лепят мама или папа с ребенком.

Мастер-классы для взрослых стоят 100−130 рублей за курс длиной в 3 недели, детские — 40 рублей за двоих. Группы по 5−7 человек. Но на МК для взрослых человек полностью изучает процесс ручной лепки и работы с гончарным кругом. При желании и наличии необходимого оборудования, после этих МК можно начать работать с глиной самостоятельно.

Мастер-классы мы проводим каждые выходные, и всегда собираются полные группы. Часто приходят целыми семьями: с детьми, бабушками, дедушками… Ученики наших МК — это люди от 5 до 65 лет.

Фото со страницы Moonceramic ВКонтакте
Фото со страницы Moonceramic ВКонтакте

Кроме того, в рамках проекта мы провели благотворительные мастер-классы для деток из фонда «Шанс» — очень понравилось работать с особенными детьми, поэтому это направление хотим тоже развивать. Да, они не приносят денег, но энергия на таких мастер-классах совершенно уникальная.

3. Вышли на российский рынок. У нас появился официальный представитель в Москве, у которого всегда можно купить или заказать нашу посуду.

Основатель сайта-магазина керамики сама нашла нас в Instagram и предложила сотрудничество. Мы продали ей небольшую партию посуды, чтобы проверить спрос. И все получилось: посуда быстро продалась, разлетелась по домам. Желающих покупать ее там оказалось очень много. Сейчас 1 раз в месяц-два мы отправляем партию изделий в Москву. Но мы не отдаем товар на реализацию, а работаем «под выкуп»: делаем при этом скидку в 20−30%.

Мы наладили сотрудничество с некоторыми транспортными компаниями и доставляем посуду с их помощью — это дешевле, быстрее и надежнее, чем почта.

В Европу на постоянной основе пока продавать не начали — нет времени плотно этим заняться. Но мы провели опрос наших подписчиков в Инстаграм и выяснили, что наша посуда «живет» уже более чем в 15 странах мира и более чем в 30 городах Европы и СНГ. У нас заказывают подарки для своих близких и друзей за границу. Многие потом присылают видео-приветы с нашей посудой — из Дании, Швеции, Англии, Израиля, Дубаи… Нам это очень приятно!

Фото из личного архива Натальи Бердниковой
Фото из личного архива Натальи Бердниковой

4. Мы открыли для себя сферу B2B:

  • Начали делать корпоративные подарки
  • Стали проводить корпоративные мастер-классы

Корпоративные клиенты стали появляться во время участия в проекте «Мой Бизнес» и во многом благодаря ему. Часть запросов стала поступать нам после эфиров через наш сайт, с некоторыми клиентами — например, сетью заправок А-100 — нам помог наладить сотрудничество Белгазпромбанк.

С корпоративными клиентами мы всегда заранее обсуждаем заказ и стараемся предложить те варианты, которые можем сделать быстро, качественно и много. Для таких заказчиков это имеет большое значение.

Сроки очень важны — и это очень большая ответственность для нас, так как помимо плохой репутации, мы при несоблюдении договора можем получить штрафы и неустойки. Поэтому мы беремся только за то, что реально выполнить качественно и в поставленный срок. Поэтому рекомендуем компаниям делать заказы за 2−3 месяца до праздника: очень много времени уходит на согласование образцов и, конечно, само производство керамической посуды ручной работы — процесс достаточно долгий.

Выручка в сегменте работы с корпоративными заказчиками выросла по сравнению с прошлым годом в 8 раз, а прибыль от этих заказов в последние полгода стала составлять около 40% от общего заработка нашей студии.

До проекта «Мой Бизнес» она была около 10−15%.

Кроме компаний, к нам за изготовлением фирменной и авторской посуды стали обращаться кафе и бары, что тоже очень приятно — это новый шаг развития для нас. Сейчас мы планируем выпустить каталог своей продукции, которые можем предлагать корпоративным заказчикам.

5. Начали работать с туристическим рынком: придумали серию посуды с белорусскими символами и их расшифровкой на двух языках — белорусском и английском. Этот сервиз стал очень популярным, его и другие вещи такого плана у нас охотно покупают для гостей из-за границы — не успеваем делать. Направление оказалось очень успешным для нас.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой
Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Также мы выпустили серию интерьерных копилок в виде зверят — сейчас это очень актуально и тоже хорошо продается.

Наши результаты

В итоге проект «Мой Бизнес» оказался для нас очень хорошим толчком в развитии. Ментор и его команда во многом помогли и поддержали:

  • Помогли разобраться во многих юридических вопросах, которые нас интересовали
  • Мы посетили много бизнес-форумов и других деловых мероприятий в Минске в рамках проекта
  • Помогли в поиске корпоративных клиентов
  • Научили нас правильно строить бизнес-план
  • Помогли с раскруткой и рекламой среди медийных персон (например, к нам на мастер-класс приходила семья Максима Мирного, Георгий Колдун)
  • Дали очень много советов в построении работы с персоналом
Фото из личного архива Натальи Бердниковой
Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Эффект от проекта «Мой Бизнес» был для нас очень впечатляющим. После того, как вышли первые эфиры, внимание к нашему делу очень возросло:

  • Заметно увеличилось количество покупателей в нашем магазине, а количество желающих прийти к нам на мастер-классы выросло на 45−50%
  • За счет того, что мы стали производить больше посуды, наша выручка в среднем выросла на 45−50%
  • Средний чек сейчас составляет 40−45 рублей в обычные дни и 50−55 рублей — в праздничные

Как выросла наша команда

Я продолжаю заниматься дизайном и всей творческой частью по росписи — это дело пока никому не хочется доверять, так как это самое важное в создании авторской посуды. Муж Витя также делает посуду, помогает мне и занимается административной частью.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой
Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Наша команда за последние полгода выросла на 3 человека: мы взяли трех помощников-керамистов на производство. Все ребята закончили отделение керамики и художественно-оформительских работ Минского колледжа декоративно-прикладного искусства и сейчас проходят у нас практику. Мы специально подавали в этот колледж заявку, чтобы пригласить помощников. Керамикой невозможно заниматься профессионально, не имея знаний в этой сфере. Поэтому мы искали людей, которые учились именно на эту специальность. Сейчас ребята помогают нам делать заготовки посуды.

Для нас опыт работы с помощниками — новый, мы сами, по сути, многому еще учимся. Но когда в твоем деле появляются еще люди, ответственность возрастает в разы!

Мы очень четко поняли: нам еще многому нужно учиться в плане управления персоналом — так, чтобы и творческую жилку в работе не потерять, и чтобы люди работали слаженно и команда получилась эффективной.

Пока мы боремся со сложностями, связанными с наемными сотрудниками. Нюансы есть… Мы столкнулись с тем, что даже если человек учится на керамиста, практики в учебных заведениях почти нет. Особенно что касается лепки и росписи. Как оказалось, люди не умеют хорошо работать с гончарным кругом, не знают, что такое глазурь на практике. Поэтому всему этому нам приходится обучать их дополнительно. А это дополнительное время.

Вообще семейный бизнес и бизнес, в который включаются наемные сотрудники — это две совершенно разные истории. Но посмотрим, что из этого получится.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой
Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Как мы продвигаемся сегодня

Маркетинговую стратегию мы не меняли, основными каналами продвижения для нас остаются соцсети.

1. За последние полгода мы выросли с 70 тыс. подписчиков во всех соцсетях до 85 тыс. — это очень хороший для нас темп роста. На мой аккаунт в Инстаграм сейчас подписано почти 31 тыс. человек.

Скриншот со страницы Натальи Бердниковой в Instagram
Скриншот со страницы Натальи Бердниковой в Instagram

Причем мы не покупаем рекламу — на нас активно подписываются и без нее. И все наши подписчики — реальные люди, все они являются нашей целевой аудиторией.

2. Мы разработали полноценный сайт Moonceramic.by, заказали брэндинг и создали логотип.

3. Сделали подарочные сертификаты — на наши мастер-классы и на покупки в нашем магазине.

4. На всю нашу посуду мы ставим теперь брэндированный штамп — чтобы все знали, кто ее сделал. Для развития бренда это оказалось очень важным.

5. Мы все так же раздаем визитки на многочисленных выставках и мероприятиях, в которых принимаем участие.

Фото со страницы Натальи Бердниковой ВКонтакте
Фото со страницы Натальи Бердниковой ВКонтакте

6. Активно продолжает работать «сарафанное радио» — в нашей сфере это один из лучших каналов продвижения.

7. Во время проекта «Мой Бизнес» о нас написали очень многие СМИ — и это тоже, конечно, сыграло свою роль, сделало нам хорошую рекламу.

Наши планы на 2017

В будущем году у нас одна глобальная цель: хотим создать полноценную школу керамики. Помимо многодневных курсов и мастер-классов, которые все-таки довольно дорого, на наш взгляд, стоят, мы хотим запустить ряд мастер-классов подешевле — тематических и однодневных. Они будут более развлекательного формата и будут доступны по цене.

Планируем, что эти МК будет вести наш преподаватель-керамист, на них можно будет приходить почти в любой будний день.

Именно для этих целей мы планируем снять еще одно помещение — и разделить тем самым производство и мастер-классы. Мы хотим, чтобы это было отдельное пространство, где можно будет и полепить, и отпраздновать день рождения с мастер-классом по керамике, и купить наши вещи, и, например, устроить романтический вечер — вместе с любимым человеком сделать что-то своими руками на гончарном кругу.

Также мы хотим организовать онлайн-уроки — для тех, кто хочет заниматься керамикой, но не может приехать в Минск из другого города.

Главное для нас сейчас — мы продолжаем получать удовольствие от своей работы и верить друг в друга.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.