Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Личный опыт «Про бизнес» 11 января 2017

«Единственный мужчина в нашем офисе — кактус Григорий». Почему эта компания отказывается нанимать мужчин

Фото из личного архива Elpresent
Фото из личного архива Elpresent

В офисе подарочного сервиса Elpresent — одни девушки. Мужчин на работу они не принимают. А если кто-то из знакомых считает, что женский коллектив — это «змеиное гнездо», то девушкам есть что возразить. Мы попросили директора компании Татьяну Бердник рассказать, как работается в такой компании и почему в женском коллективе ей нравится больше.

— Нашу компанию основали 5 мужчин, которые сразу же передали бизнес в женские руки. Они посчитали, что «красиво оформить» и преподнести сервис подарков смогут только девушки. Кто, как ни девушки, могут часами ходить по магазинам в поиске подарка и к тому же наслаждаться этим процессом. Мы, девушки, в свою очередь хотели получать удовольствие от своего дела — искать интересные услуги, красиво их представлять и предлагать клиентам.


Татьяна Бердник
Татьяна Бердник
Директор Elpresent.by

Теперь женский коллектив — это наша «фишка». Нас 5 человек. Мужскую часть составляют программист и SEO-шник, но они работают удаленно. Курьерская служба у нас на аутсорсе.

Мужчины всегда хотят с нами работать — это примерно 40% откликов на наши вакансии. Но мы объясняем, что мужчин не берем. Зачем устраивать революцию тестостерона в женском коллективе? Если быть честной, я считаю, что в смешанном коллективе есть давление, личностная (не профессиональная) конкуренция — ведь по устоявшимся стереотипам, мужчина априори лидер.

Чем мне нравится «женский» коллектив

Когда я спрашиваю об этом друзей и знакомых, они с азартом в глазах начинают перечислять какие-то ужасы: клубок змей, гнездо сплетен, зависть, постоянные ссоры.

Я же говорю, что женский коллектив — это когда приходишь грустный на работу, спрашиваешь «Есть ли конфетка?», и все девчонки начинают угощать своими сладкими запасами из полочек.

Но когда я только пришла сюда, то не знала, чего ожидать.

Первое, что запало в душу — все девушки стараются помочь адаптироваться. В смешанном коллективе я сразу чувствовала конкуренцию — в работе, в мужском внимании. Поскольку наша команда небольшая, то уже через месяц новичок — ее неотъемлемая часть. Нет разделения «это твоя работа, делай сама». Все друг другу помогают. В смешанном коллективе мне приходилось просить помощи самой.

Мы ведем себя очень свободно. Я уверена, что как раз в такой расслабленной атмосфере рождаются гениальные идеи.

Фото из личного архива Elpresent
Фото из личного архива Elpresent
  • Общаемся на «ты», ездим друг к другу в гости, отмечаем вместе праздники
  • Пришли на работу позже — ушли с работы позже. Есть необходимость поработать дома — окей, только предупредите
  • Любим чистоту и аккуратность и тащим в офис всякие милые штучки. Поэтому все, кто к нам приходят, говорят, что у нас очень уютно
  • Обсуждаем свои проблемы и чаще всего их решаем, находим слова поддержки. В смешанном коллективе я держала свои жизненные принципы при себе. С одной стороны это хорошо, но учитывая, что большую часть времени мы проводим на работе, то лучше, когда за эти 8 часов вам помогут
  • Иногда заказываем на обед пиццу и устраиваем посиделки. Играем в настольные игры и записываем веселые видео для наших соцсетей
  • Из любого путешествия привозим друг другу небольшие сувениры
  • Всем цветам в офисе мы даем имена. Есть уже Эммануэль, Сара и кактус Григорий
Фото из личного архива Elpresent
Фото из личного архива Elpresent

Но у нас запрещено ныть и жаловаться, «заражать» плохим настроением других. Категорически!

А еще у нас есть шутка: если хочешь выйти замуж или родить ребенка, приходи работать в Elpresent. Мы не знаем, как это объяснить, это какая-то магия. Уже сколько девчонок опробовали ее на себе!

Мы не боимся брать молодых девушек на работу. Никто не спрашивает «Когда ты выйдешь замуж? Родишь ребенка?». Девчонки не переживают по этому поводу, они открыты и честны.

Как я руковожу компанией, где одни девушки

Женский коллектив более гибкий в принятии решений. Мы терпеливы, более открыты в общении с партнерами, быстро адаптируемся в проблемной ситуации. Я редко принимаю сразу директивное решение. Всегда обсуждаю с коллективом, а уж потом прихожу к общему решению.

1. Если вижу, что работа не движется, использую тактику «личного примера»: на первых порах вместе с менеджером делаю его работу, а потом, дав толчок, оставляю его работать самостоятельно.

2. Бывает, в коллективе начинается разговор на интересную тему и девчонок не остановить. Разговоры — это наша слабость. В этом случае я сразу перехожу к рабочим вопросам, стараясь контролировать дозу общения на отвлеченные темы.

3. Я никогда не скажу прямо, что меня что-то не устраивает, ведь девушки все очень близко воспринимают к сердцу. И не каждая готова слушать критику. Я тысячу раз подберу слова и только тогда деликатно укажу на недочеты. Это сложно, поверьте. С другой стороны, для девушек любая проблемка может перерасти в катастрофу размером со слона. В смешанном коллективе мужчины могут вовремя «нажать на тормоза».

4. Контролирую «панические настроения». В разгар праздников могут случиться разные форс-мажорные ситуации — потерялся курьер, сломался принтер, не работает Интернет. Поскольку я всегда первая узнаю о таких ситуациях, то самое важное — не поддаться всеобщей панике и начать делать самой все дела сразу.

Первое, что я говорю коллегам: «Так, спокойно. Это не проблема. Все решим». Знаю, что они иногда подшучивают надо мной «Татьянанетпроблем».

Я считаю очень важным, что руководитель остается спокойным в стрессовых ситуациях. Это уже половина решения проблемы. И затем каждый предлагает свою помощь. Если есть необходимость, я и сама развожу подарки, обрабатываю заказы, и общаюсь с клиентами. Я внутри бизнеса, а не над ним.

Фото из личного архива Elpresent
Фото из личного архива Elpresent

Как «женская» компания работает с клиентами и партнерами

Во внешних коммуникациях не все так однозначно — есть как плюсы, так и минусы.

Минусы. Девушкам проще нахамить. И защищаться приходиться своими силами. Иногда не хватает сильного «мужского плеча» и сильного «мужского словца». Бывает, клиенты, не разобравшись в ситуации, сразу начинают угрожать. Наши девушки уязвимы в этом плане, и клиенты этим пользуются.

Бытовые вопросы также не всегда решаются мирно. Вот недавно зашел к нам в офис охранник и наорал, что мы не соблюдаем правила аренды рекламных площадей в здании. Он просто стоял и орал на нас минуты две. Ничего не оставалось, как выслушать его «речь» и закрыть дверь. Думаю, мужчина в этой ситуации не растерялся бы.

А иногда женское сочувствие играет с нами злую шутку. Мы можем пойти на уступки клиенту себе же в минус. Да простят меня учредители за эти слова!

Например, когда клиенты звонят с просьбой продлить им сертификат, наши сердца мучаются. Ну как можно отказать, когда человек тяжело болел, а теперь хочет получить свое катание на лошадях? Или маме с двумя маленькими детьми, которая просто не успела воспользоваться, а теперь наконец хочет хотя бы час расслабиться в SPA?

Плюсы. Но зато — девушкам сложнее отказать. Видели бы вы наших менеджеров по работе клиентами! Ангельские глазки и милый голосок. Иногда клиенты приходят за одним сертификатом, а уходят с тремя.

И силу женской улыбки никто не отменял. Признаться, мы часто этим пользуемся. Иногда приходишь на встречу, все сидят такие строгие, деловые, а мы им в ответ самую очаровательную улыбку — и все, ice broke up.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.