Войти
Личный опыт
«Про бизнес.» 13 января 2017 1

#тыжпрограммист, #тыжврач, #тыжмаркетолог и другие #тыжктото – о том, чего от них все ждут

Фото с сайта ic.pics.livejournal.com
Фото с сайта ic.pics.livejournal.com

Если ты маркетолог — то непременно «раскрутишь» любой бизнес, юрист обязан знать все кодексы наизусть, а программист — устранять поломки компьютера. Мы опросили представителей разных видов деятельности и узнали, чего ожидают от них их родные, знакомые и даже незнакомы люди. И что они отвечают людям, которые предъявляют к их навыкам завышенные ожидания.


Александр Кульбачко
Александр Кульбачко
Соучредитель винного бара «Хороший год»

— От знакомых людей я воспринимаю винные вопросы #тыжзнаешьовиневсе не как что-то экстраординарное, а больше — как образовательных момент.

Вечером мне могут позвонить из кафе и ресторана и спросить, какое из вин лучше подходит к блюдам из тайский кухни. Но это совершенно нормально — пусть лучше учатся культуре потребления вина, чем водку с пивом мешают.

Иногда спрашивают «Где купить Кьянти?» (сухое красное итальянское вино из одноименного итальянского региона — прим. «Про бизнес.»). Тут стоит пояснить, что сейчас Кьянти, наверное, даже в обычном магазине у дома продается, и найти его совсем не трудно.

Еще мне как-то звонили и спрашивали, где купить итальянское полусухое вино конкретной марки. Недорого. Только либо марка мне была неизвестна, либо что-то напутано в названии, но такой я не знал. Быть может, потому что итальянским белым полусухим в нижнем ценовом сегменте никогда не интересовался. А может потому, что такого вина просто нет.

Но больше всего ставили в тупик вопросы от незнакомых людей из серии «У вас же сайт о вине, помогите купить вино на свадьбу: дешевое, хорошее, можно просроченное, но чтобы гости ахнули — какое классное, а бюджет всего 10 рублей за бутылку».

Вина бывают совершенно разные — оправдывающие, не оправдывающие и просто повергающие ожидания. И отвечать на вопросы незнакомых людей часто сложно — не знаешь его финансовых возможностей и понимания продукта.


Валентина Чекан
Валентина Чекан
Директор по учебной работе IT Princess Academy (школа ИТ для девочек)

— Такие ожидания обычно появляются, когда начинаешь жаловаться на усталость или на общий повышенный уровень «задолбанности» и вместо сочувствия тебе вполне может прилететь даже от самых близких — ну #тыжмать, это твоя обязанность (святой долг, миссия и т.п.).

Или когда ты говоришь, что исчерпала ресурс родительских методик для решения тех или иных детских проблем, и добрые люди говорят — #тыжмать, полагая, что педагогический и воспитательный опыт у тебя появляется опционально вместе с беременностью.

Чтобы понять, что #тыжектото — не работает, сначала нужно стать этим кем-то.

Я раньше сама грешила понятием #тыжпрограммист и пыталась решить возникающие технические проблемы именно через такую стратегию. Теперь я сама сталкиваюсь с #тыжпедагог или #тыжспециалистпокоммуникациям — когда люди ждут безошибочного поведения от меня и идеальных стратегий для них, при этом не прикладывая никаких усилий на тернистом пути саморазвития.

И вроде-как в их понимании у меня нет права на «неудобное» поведение, я не могу сделать замечание, поправить кого-то, отказаться с кем-то работать — это воспринимается, так, будто я подвожу и не оправдываю их ожиданий чуда.


Владимир Максимков Продюсер, независимый медиа-консультант, руководитель проекта MAKSIVISION
Владимир Максимков
Продюсер, независимый медиа-консультант, руководитель проекта MAKSIVISION

 — Сталкиваюсь с #тыжпродюсер или #тыжпиарщик постоянно со стороны и людей, жаждущих популярности, и компаний, желающих продвинуть свой товар или услуги.

По этому поводу давно придумал и подготовил мастер-классы минут 15−20 с двумя презентациями: одна для отдельных личностей (как правило это творческие области) и вторая для компаний. С их помощью определяются общие понятия, термины и необходимые шаги для постановки целей и задач, а также способах достижения и оценки результата.

Такой подход помогает начинать говорить с заказчиками «на одном языке». Клиент начинает думать о своих целях, а не лелеять придуманные или подсмотренные им самим идеи. Выявляются реальные потребности, которые чаще всего не совпадают с представлениями заказчика.

Благодаря этому ожидания в мой адрес становятся реалистичнее, и каждая следующая встреча становится в разы эффективнее.


Денис Каплунов Копирайтер, автор 5-ти книг-бестселлеров по копирайтингу.
Денис Каплунов
Автор 5-ти книг по копирайтингу, основатель «Студии Дениса Каплунова»

— Завышенные ожидания клиентов от #тыжкопирайтер — это когда они считают, что:

  • Ты можешь за него придумать, чем его продукт отличается от конкурентных аналогов.
  • Тебе по силам трехдневную работу выполнить за один вечер

В кругу коллег есть такое мнение, что копирайтер — универсальный мастер и способен написать одинаково толковые и эффективные тексты в разных темах.

Если говорить о #тыжписатель, то часто сталкиваюсь с такими завышенными ожиданиями, когда от тебя ждут, что ты:

  • Делишься совершенно всеми «фишками» в копирайтинге
  • Вручаешь читателю на 100% готовое решение — «волшебную таблетку» от неэффективности с приятным персиковым вкусом

Люди обленились думать самостоятельно и перестали верить в собственную уникальность. Им проще «спионерить» и скопировать, даже без интерпретации.


Владислав Иванский Управляющий «Юридической компании «Эдикт»
Владислав Иванский
Руководитель «Юридической компании «Эдикт»

— Постоянно сталкиваюсь с отношением в стиле #тыжмаркетолог. Когда работал экспертом по экономическим экспертизам в МВД, друзья и знакомые меня регулярно спрашивали об ответственности по уголовным преступлениям, о процессуальных тонкостях, о методах расследования. По этой причине пару раз малознакомые товарищи через меня даже пытались решить вопрос возвращения водительских прав после лишения.

Когда пытался объяснить — я специалист в области экономических экспертиз, в ответ часто слышал недоуменное — #тыжвмилицииработаешь. В период работы руководителем маркетинговой компании полного цикла вопросы были еще веселее:

  • Как-то поздно вечером от девочки-маркетолога из крупной молочной компании получаю звонок — а какой процент отнесения рекламных услуг на себестоимость продукции? Почему ко мне с этим вопросом — ну, вы же директор маркетинговой компании, вы что, не знаете?! К слову, ответ я все же дал оперативно
  • Еще популярны были обращения с вопросом, могу ли я «занедорого» сделать световые рекламные короба. Реакция людей, когда они узнавали, что мы этого не делаем, часто была бурной — вы ж маркетологи, как это вы не делаете? Однажды мне даже сказали, что ничего я в маркетинге не понимаю, раз не делаю световые короба
  • Еще пример. Заказчик пришел с просьбой зарегистрировать бренд, а когда я его направил к патентному поверенному, долго возмущался — ты ж брендами занимаешься, руководишь конкурсом «Брэнд года», а простой бренд зарегистрировать не можешь…

Поскольку сейчас руковожу юридической компанией, то с нетерпением жду юридических вопросов.


Эдуард Бабарико Директор по развитию краудфандинговой платформы Ulej.by
Эдуард Бабарико
Директор по развитию краудфандинговой платформы Ulej.by

— Все мои проекты были связаны с ИТ и большинство из них разрабатывались собственными ресурсами (без аутсорса). Поэтому в моем случае работало #тыжайтишник — а можешь разработать мне сайт, настроить таргетинг и контекст, помочь разобраться с SEO и пр.

В этих случаях я консультирую по общим вопросам и раздаю контакты знакомых компаний и ребят, которые оказывают соответствующие услуги.


Александр Жук Директор юридической компании «СПРАВА Консалтинг»
Александр Жук
Директор юридической компании «СПРАВА Консалтинг»

— Что ждут от тебя, когда #тыжюрист:

  • В первую очередь быстрых ответов на вопросы по самым разным юридическим темам при любых обстоятельствах: «что делать, если задерживают зарплату», «как заставить соседа сделать ремонт, если он меня затопил» и т.п. При этом не важно, какой у тебя юридический профиль
  • Ты должен знать все кодексы и законы, все нормативные акты. Тебя могут разбудить ночью, а ты должен быстро сказать что и по какой статье и кому может грозить
  • У тебя должны быть связи, которые помогут тебе быстро сделать все возможное, если у кого-нибудь появляются проблемы с законом
  • Ты обязан не просто знать расписание всех юридических контор, адвокатских бюро и нотариальных офисов, но при этом еще знать всех, кто там работает

А еще #тыжюрист знает как «замести следы и посадить кого-нибудь», в суде он должен выигрывать все дела, а всех родственников и знакомых — бесплатно консультировать. У меня бывали ситуации, когда у клиентов откровенное недоумение вызывал счет за оплату устной, а, зачастую, и письменной консультации — мы что, за «поговорить» или «почитать тексты законов» должны деньги платить?


Дмитрий Кайгородов разработчик сервиса для программистов
Дмитрий Кайгородов
Разработчик сервиса для программистов Kuoll

— Когда мне говорят #тыжпрограммист, помоги, я всегда рад это сделать. Но у меня есть некоторые ожидания от человека:

  • Просящий сам приложил хотя бы в 3 раза больше усилий, чтобы решить проблему, чем придется приложить мне
  • Просящий понимает, что потом я в ответ могу попросить услугу, требующую от него в 3 раза больше усилий, чем приложу я

Объясню на простых примерах, с чем иногда приходится сталкиваться:

  • Компьютер плохо работает. В чем именно плохо? Не знаю, приди посмотри. И пиво купи по пути
  •  Залей мне музыки на телефон. Иди в сервисный центр. Но там же платно
  • Давай вместе напишем новую соцсеть. А чем именно ты будешь заниматься? Не знаю, но я же автор идеи
  •  Дай мне денег, #тыжпрограммист, у тебя их много

Когда говорят, у меня есть тысяча идей, давай вместе проект сделаем, то надежный способ никогда больше не увидеть такого человека — предложить ему оформить и прислать хоть одну.

А вообще помогать и просить — это хорошо. И есть сайт, где программисты помогают друг другу решить технические проблемы. Просите и получите ответ!


Павел Вейник, учитель программирования
Павел Вейник
Преподаватель программирования

— Завышенных ожиданий от #тыжпрограммист даже не припомню, разве что только в качестве дружеского стеба.

Ожиданиями окружающих всегда стараюсь управлять и, скорее, сталкиваюсь с непониманием у людей того, что делаю. Часто слышу, что программист просто «клацает» по клавиатуре и получает за это деньги. В этом случае вспоминаю фразу «Вы даже не представляете, насколько вы не представляете, что происходит в голове у программиста».


Евгений Федоров врач-эндоскопист в 5 ГКБ
Евгений Федоров
Врач-эндоскопист в «5-я городская клиническая больница»

– Регулярно сталкиваюсь в своей практике с тем, что мне говорят #тыжеврач. Одна из основных задач врача — постановка диагноза. Понятно, хочется, чтобы это было быстро и легко, но получается так далеко не всегда. Современной медицине еще очень далеко до уровня «нажми на кнопку — получишь результат».

Постановка диагноза — это результат сложной и комплексной работы различных специалистов и служб: лаборатории, функциональных, инструментальных и прочих исследований, консультаций врачей смежного профиля и т.п. Но «главным действующим лицом» здесь был и остается лечащий врач. Его знания, опыт, профессиональное чутье.

Получить данные того или иного обследования — это меньше, чем полдела. Важно правильно интерпретировать эти данные, сопоставить их друг с другом и той клинической картиной, которая наблюдается у пациента. Необходимо увидеть всю картину целиком.

Когда пациенты просят меня поставить им диагноз и назначить лечение, то всегда очевидно ожидают, что я, заглянув внутрь, найду ответы на все их вопросы. Приходится им говорить, что это есть прерогатива лечащего врача. И далеко не все диагнозы можно поставить только одними моими обследованиями. Если бы это было возможно, подготовка врача заняла бы от силы года два.

Почему у многих людей сформировались такие ожидания в отношении врачей #тыжврач? Медицине не хватает «пиара», это довольно закрытая «контора».

Нужно активно разъяснять, для чего какой метод диагностики создан, каковы его возможности и ограничения, сфера приложения. Среднестатистический пациент мало понимает что, где, зачем — самый часто задаваемый вопрос «Так что у меня там болит?». И он настолько некорректен, что я даже не знаю, как на него отвечать.

По сути, развенчивать миф #тыжврач — это «санпросветработа». Но у нас она осталась на уровне почти столетней давности: курить плохо, пить еще хуже, мойте руки перед едой и поосторожнее с дикими животными. Нужно больше открытости со стороны здравоохранения, наладить реальный диалог с населением. И делать это — на современном уровне.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Андрей Гусаров23.01.2017

#тыжинтернетмаркетологибизнесменпомогисбизнесом у меня такой регулярный хештег. По ощущениям, сейчас 90% бизнеса не считают эффективность отдачи маркетинга из каналов и продолжают верить в чудо или называть свой сервис идеальным. Пока так все рынке, число слов в хештегах будет только увеличиваться)

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент