Войти
Личный опыт
«Про бизнес.» 20 января 2017

В какие приметы верят белорусские бизнесмены

Фото с сайта houstonpress.com
Фото с сайта houstonpress.com

Насколько суеверны бизнесмены — «Про бизнес.» опросил представителей делового сообщества на эту тему. А также попросил психолога прокомментировать, почему и для кого приметы и суеверия играют большую роль при принятии разных решений.

Как оказалось, для одних — это всего лишь некая иррациональная составляющая, которой нет места в жизни. Для других — приметы, традиции и связанные с ними суеверия тесно переплетаются. Причем как в работе, так и в жизни.

Мы собрали список примет, которыми поделились наши участники опроса — многие из них признались, что хотя в них не верят, но иногда все же обращают на них внимание:

  • Успешные переговоры нужно «обмыть» — чтобы удача не ушла
  • Денежное дерево в офисе — к финансовому благополучию компании. Плохая примета — если оно начинает болеть или увядать
  • Деньги под ковриком для ног у входа в офис (или в квартиру) — привлекают деньги
  • Левая ладонь чешется к деньгам, правая — ко встрече
  • Первыми заработанными за день купюрами стоит погладить товар или на них подуть — для привлечения покупателей
  • Риелтору в квартирах клиентов нельзя присаживаться и снимать обувь — это сорвет сделку
  • Стол с закругленными углами в переговорной (или овальный, круглый) — к успешным переговорам

А еще многие до сих пор могут «поплевать» через левое плечо (как в детстве), чтобы не сглазить то, о чем сказали вслух.

Действуют ли все эти приметы на практике — мы не проверяли, хотя денежное дерево (и не одно) в редакции есть. Кто и во что еще верит или не верит — вот некоторые ответы.


Игорь Маринич Исполнительный директор BISS
Игорь Маринич
Исполнительный директор BISS

— Я не верю в черных кошек — наверное, потому, что их люблю. Я не верю в пятницу 13-е, потому что пятница чудесный день, а 13 — любимое число. Хотя у меня есть близкий друг, который в пятницу 13 принципиально не ведет дела и даже не выходит из дома. Мы над ним подтруниваем по этому поводу, но он не обижается.

Всегда при езде по Гродненской трассе при объезде Ракова пытаюсь найти глазами кресты на церкви и костеле. Но как объяснить эту привычку-примету, даже не знаю…

Приметы и зачастую связанные с ними традиции — это стандарты или шаблоны поведения человека в определенных местах и жизненных ситуациях. Это наш опыт, формализованный таким особым образом. Их появление в жизни во многих случаях можно попытаться логически обосновать.

К примеру, если вы сидите за столом, то традиция вставать, чтобы поприветствовать подходящего к вам человека, может означать — на ваших коленях под столом ничего опасного для него не спрятано. Может быть, обычай подавать женщине руку, к примеру, помогая спуститься, связан с особенностями женского характера: если она упадет — то проблем не оберешься?

Все эти условные приметы облегчают многие моменты в нашей жизни. Хорошо, конечно, понимать, что лежит за тем или иным суеверием — твоим или людей, которые тебя окружают. Особенно, если это касается работы.

В моем топе личных примет/суеверий на первом месте правило: не иметь дел с людьми, которые уже однажды подвели — успеха не будет. Конечно, критично важно, почему так получилось — бывает, что человек сделал все, что мог, а обстоятельства были против него. Но я говорю о других ситуациях. И если ты вынужден по какой-либо причине взаимодействовать с таким человеком, то держишь дистанцию и непроизвольно ожидаешь от него худшего. А это разрушает доверие, наличие которого очень важно в любых отношениях.

Второй момент, на который я всегда обращаю внимание в работе (и не только) — все дела должны делаться легко, как естественный процесс дыхания. Если что-то мешает или вдруг идет не так, как планировалось, то для меня в большинстве случаев это первый признак необходимости остановиться и внимательно посмотреть на все со стороны. Возможно, это не нужно делать вообще.

Или если ты что-то забыл сделать, то чаще всего для это означает — мозг присылает сигнал, что ты очень-очень не хочешь это делать. В таком случае тоже нужно проанализировать, почему это случилось и нужно ли это делать.


Ирина Раймкод Бизнес-девелопер, соучредитель Chemodance
Ирина Раймкод
Директор по развитию, сооснователь Chemodance Labs

— Я использую простые народные приметы, в которые верю, потому что они уже давно подтверждены практикой:

  • Если в течение месяца поток запросов на наши услуги не уменьшается, значит, можно поднять цену
  • Деньги на счете — к удаче
  • Довольные сотрудники — к хорошим результатам
  • Злые сотрудники — к повышению им зарплаты
  • Резкий рост операционных расходов без видимых причин — к увольнениям сотрудников
  • Если с утра выспался — день успешен будет

И талисман у меня, конечно, есть — это моя голова. Мозг стараюсь беречь, поэтому все время им пользуюсь.


Виталий Денисенков Директор Студии Борового
Виталий Денисенков
Директор Студии Борового

— У меня нет суеверий. Приметы — это все из области иррационального. В работе я выделяю 2 градации: профессионал и любитель. Так вот суеверные люди — это любители, в бизнесе им не место. В работе есть место технологиям и метрикам. Осознанию.

Если у кого-то и есть определенная вера в такие вещи, то не обязательно об этом всем знать. Как говорили в фильме «В джазе только девушки» — у каждого свои недостатки.


Андрей Гусаров Владелец digital-агентства «Гусаров Групп»
Андрей Гусаров
Директор digital-агентства «Гусаров Групп»

— Я не суеверен, и талисманов у меня нет. Связывать результат с посторонними факторами могу, а вот повлиять на них — вряд ли. Тогда какой толк заводить талисман?

Суеверия меня волнуют мало, пожалуй, кроме того случая, когда тебя пригласили в гости, а там — нужно обязательно снимать носки, например…

Но могу сказать, что абсолютное большинство людей — суеверны. Например, у нас в агентстве были телефонные номера, которые начинались на 666. Смена их на другие увеличило количество обращений к нам по телефону.


Максим Щербина Руководитель консалтинговой группы «Максимум», бизнес-тренер
Максим Щербина
Руководитель консалтинговой группы «Максимум», бизнес-тренер

— Заметил, что суеверных людей стало меньше. Сам я к ним не отношусь. С приметами и талисманами у меня не сложилось — обычно об этом говорят, как о чем-то необъяснимом, но такого отношения к ним у меня нет. Все в жизни имеет свои закономерности, причины и следствия.

Что касается талисмана, то в принципе любую вещь можно им «назначить» — счастливая ручка, рубашка, кружка. У каждого есть предметы, которые можно выделить. Обычно это подарки от дорогих людей, или которые достались при особенных обстоятельствах. С такими предметами больше связаны воспоминания. Но реально рассчитывать на их влияние на настоящее и будущее я бы не стал. Тем более в бизнесе.


Леонид Шур Директор "Витебского бизнес-центра"
Леонид Шур
Директор «Витебского бизнес-центра»

—  Ни в какие приметы не верю. И талисмана не имею. Единственное: когда-то давно в детском саду у меня была мягкая игрушка Винни Пух, которую я укладывал на подушку рядом с собой и только тогда засыпал.

Суеверным людям надо поработать с психологами — недостаточная уверенность в себе часто замещается внешними явлениями.

В бизнесе, в работе, в жизни «надо быть спокойным и упрямым», как пела Анна Герман в песне «Надежда». Верить в себя, надеяться на себя и любить… других.

Комментарий психолога


Павел Зыгмантович Психолог
Павел Зыгмантович
Психолог

— Вера в приметы напрямую вытекает из особенностей мышления человека — мы обожаем выстраивать закономерности. Мы видим связи там, где они есть (и это большое наше преимущество) и, увы — видим связи там, где их нет.

Схема проста: человек был в трудной ситуации, она неожиданно разрешилась в его пользу, но все это время он крутил в пальцах ручку. Не нужно даже думать, чтобы «понять» — дело в ручке. Она счастливая. Так и возникают талисманы.

У человека есть склонность замечать факты, которые укладываются в сформировавшуюся картину мира, и отбрасывать факты, которые туда не помещаются.

С этим сталкивались, пожалуй, все. Простой пример: многие говорят, что, когда берут с собой зонтик — дождя нет, но как только выходят из дому без зонта — обязательно пойдет дождь. Если провести объективное наблюдение за такими ситуациями, то можно увидеть, что никакой связи между дождем и зонтом нет. Но сам человек запомнит только эти случаи:

  • Когда он был с зонтиком — дождя не было
  • Когда он был без зонтика — дождь был

Такие особенности нашего мышления накладываются на страх перед неопределенностью — людям очень тяжело находиться в ситуации, которую они не контролируют.

Бизнес — по определению деятельность высокорисковая, следовательно, неопределенность есть, и нередко — достаточно большая. Возникает естественный соблазн обрести хотя бы эфемерный контроль над ситуацией. А приметы, талисманы и прочие суеверия этот контроль дают.

Получается эдакая доморощенная психотерапия. Однако в стратегическом смысле увлечение суевериями опасно — на этом фоне легче развиваются различные тревожные расстройства и неврозы.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент