Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Личный опыт «Про бизнес» 25 января 2017

Как белорусский ИТ-стартап, преодолев много трудностей, нашел венчурные инвестиции в Беларуси. История JoinMe

Фото с сайта dw.com
Фото с сайта dw.com

Летом прошлого года мы написали о предпринимателе Владиславе Левицком, который создавал с товарищем приложение, помогающее найти компанию для досуга. Тогда Владислав поделился с нами идеями реализации и продвижения проекта. Сегодня первая версия приложения готова, ребята приступили к ее продвижению. Появились первые инвестиции — хотя их поиск был довольно непростым. О том, как продвигается проект JoinMe, где и как ищет инвестиции, Владислав рассказал «Про бизнес.»

— В прошлый раз я рассказал о нашем мобильном приложении для организации мероприятий и встреч JoinMe, когда оно только создавалось. Сейчас мы разработали первую рабочую версию приложения на Android, опубликовали и начали работать над его продвижением.


Владислав Левицкий. Сооснователь проекта join.me
Владислав Левицкий
Сооснователь проекта JoinMe

Также мы привлекли первые инвестиции в проект в Беларуси. Более того, инвестор изъявил желание быть полноценным партнером компании, развивать ее и всячески помогает в этом. Инвестор частный, он из Беларуси, но подробности сделки я пока раскрывать не могу. Почему он обратил на нас внимание? Думаю, потому что:

  • Его заинтересовал наш подход к делу. В процессе переговоров мы значительно улучшили проект
  • Идея и перспективы проекта показались действительно интересными
  • Свою роль наверняка сыграло то, что мы изначально руководствовались принципом: быть откровенным и ни в коем случае не врать потенциальному инвестору – это всегда чувствуется

Но нам в любом случае необходимо привлекать еще инвестиции, так как финансирование на первом этапе позволит просто улучшить продукт и дать небольшой толчок в рамках локального развития, но для масштабирования потребуется гораздо больше.

Расскажу, с какими трудностями мы столкнулись при разработке проекта. А также о том, как выглядит сегодня, на наш взгляд, рынок инвестирования в ИТ-проекты в Беларуси и как инвестиции привлекали мы.

Разработка приложения и продвижение

Наша миссия. На самом деле, мы хотим не только закрыть проблему общества с времяпровождением, знакомством с новыми людьми, организацией досуга, но и сделать сервис, который позволяет упростить любые события и отчасти заменить ежедневник — будь то планирование деловых встреч, свиданий или каких-то массовых мероприятий.

Фото с сайта 1000watt.net
Фото с сайта 1000watt.net

Изначально мы планировали опубликоваться чуть раньше, но возникали технические нюансы, которые необходимо было в любом случае отладить: где-то были проблемы с сервером, где-то я внедрял по ходу очевидные, казалось бы, вещи, но на которые уходило довольно много времени. Например, корректное отображение событий в ленте, правильная их сортировка, работа с уведомлениями и пр.

На данный момент мы имеем минимальный необходимый функционал приложения, достаточный для его работы, но сделать предстоит еще достаточно много. Сейчас пользователи JoinMe могут:

  • Организовать события на любую тематику
  • Присоединиться к существующим мероприятиям в своем городе
  • Просто посмотреть, кто и где собирается в ближайшее время

Сейчас мы начали работу над версией 2.0, где будет переработан дизайн, добавлены функции — такие как, например, приватные события, личные сообщения. Некоторые моменты мы переработаем и переделаем по-новому в самих мероприятиях. Выйдет она в конце февраля – начале марта вместе с iOS версией.

Ранее над проектом работали 2 программиста, помимо меня. Но для работы с 2.0 мы привлекли еще двух человек.

Мы запустились в середине января — сегодня у нас несколько сотен пользователей. К концу месяца, думаю, будет около 1000, за март-апрель планируем выйти на 5-10 тысяч — и это только по Беларуси. Если будет принято решение весной охватить еще и Россию, СНГ, то цифры будут совсем иные.

Продвижение. Сегодня продвигаемся через рассылки, постинг в соцсетях, таргетинг, в Инстаграм. Контент состоит в основном из короткого описания приложения. Что-то дает неплохие результаты, что-то не очень, но говорить о реальных цифрах пока рано.

Скриншот со страницы приложения в Instagram
Скриншот со страницы приложения в Instagram

Как мы искали инвестиции

Для работы над этим проектом и в принципе в направлении ИТ я отказался от других сфер деятельности и на различных условиях вышел из состава участников нескольких организаций (бухгалтерские услуги на аутсорсе, юридическая компания и др.).

Еще на этапе разработки мы занимались поиском инвестора и видели их интерес. Мы:

  • Участвовали в инвестиционном форуме в Беларуси
  • Вели переговоры с инвестиционными фондами, с частными инвесторами из Беларуси России, США
  • Пытались привлечь деньги через краундфандинг

Инвестиционные форумы пока не особо развиты в Беларуси, поэтому таких инвесторов, с которыми можно было хотя бы пообщаться, мы не увидели. Нам требовалось несколько десятков тысяч долларов для работы на начальном этапе (доработка продукта, выход на местный рынок, получение обратной связи и тест необходимости самого приложения). А на масштабирование, если рассматривать даже Россию – несколько сотен тысяч, на мир — речь уже о миллионах. Инвесторов под такие проекты на форуме мы не увидели.

Фото с сайта investinbelarus.by
Фото с сайта investinbelarus.by

Переговоры. Бóльшая часть встреч закончилась ничем, что вполне, мне кажется, естественно. Причины были разные:

  • Фонды не хотят инвестировать в идеи. Да и фондов, которые дают посевные инвестиции, как таковых у нас нет
  • Уже работающие бизнесы и частные инвесторы тоже не особо готовы к адекватному восприятию инвестирования в ИТ: инвестиции идут в интеллектуальную собственность, которая, если проект не пойдет, будет равна нулю

В реальном же секторе, если бизнес не пошел, то можно хотя бы продать оборудование, товар, иные основные средства — и вернуть хотя бы часть денег. С программным продуктом так не получится.

Многие нам говорили: «я вам даю 3 тысячи, вы мне 70% от проекта», при этом люди никак не планировали участвовать в развитии компании. Естественно, таким мы сразу отказывали – и дело даже в размере доли, а в размере инвестиций и отношении к проекту.

Однако с некоторыми мы ведем и сейчас переговоры – например, представителями США и России – и готовим продукт к презентации для них вместе с выходом новой версии приложения.

На мой взгляд, рынок венчурных инвестиций в Беларуси только начинает зарождаться, особенно в ИT. Если и есть готовность инвестировать на старте проекта, то чаще всего – в реальный сектор. В ИT-направление и его перспективы многие инвесторы только начинают вникать.

Краудфандинг. Этот канал мы тоже опробовали. Но поняли, что с «голой» идеей и без, пусть и небольшого, но стартового капитала хотя бы в тысячу долларов, на краудфандинге делать нечего. Потому что людям, которые дают деньги в проект через краудфандинг нужно пощупать продукт, ощутить его хоть немного. К сожалению, на рынке Беларуси эта тема еще не развита, но, думаю, в ближайшие лет 5-10 все изменится в лучшую сторону.

Лучше всего на таких платформах идут реальные товары, и человек, инвестируя деньги в проект, понимает, что по итогу он получит в качестве подарка за свой вклад некий продукт, который он может применить. Хотя нередко там появляются и игры, услуги, приложения и программы.

Для продвижения на краундфандинге нужно хорошо поработать над проектом: над его идеей, «упаковкой», стилем общения с теми, кто хочет его проинвестировать. Просто разместиться на платформе и, сложив руки, сидеть и ждать, когда вам дадут денег, не получится.

Мы пробовали сотрудничать и с белорусскими платформами, и с иностранными.

На белорусских результата не было совсем. Думаю, потому, что у нас пока очень мало пользователей и в принципе людей, готовых к инвестициям в таких суммах. Если просить, скажем, 500-1000 долларов, то что-то может получиться, десятки тысяч — пока не для белорусского рынка.

Интереснее получать инвестиции через российские краудфандинговые сервисы либо зарубежные, типа Kickstarter. Однако, как я говорил выше, для получения средств оттуда тоже необходим первоначальный капитал. И конкуренция там куда серьезнее. На том же Kickstarter ваш проект будет быстро опускаться вниз, если его страницу не посещают и нет поступления средств. Очень редко проекты поднимаются сами по себе. Поэтому там тоже нужно вкладываться в продвижение. Сначала мы этого не знали — в том числе в связи с этим ничего и не собрали. Второй раз будем публиковаться уже более осознанно, предварительно подготовимся к размещению:

  • Переработаем презентационный материал
  • Выпустим версии приложения на разных языках, которые можно будет скачать и «пощупать» у себя в телефоне
  • Разработаем план продвижения непосредственно для каждой конкретной площадки

Изначально мы сами занимались продвижением проекта на краудфандинговых платформах, но сейчас пришли к тому, что лучше это делать через специальные агентства. Просто потому, что у них есть местные ресурсы и опыт для успешного продвижения на этих площадках и нет языкового барьера (если это не Россия и Беларусь).

Принцип в краудфандинге простой: чем больше вашу страничку увидят людей, тем больше вероятность, что ваш проект будет успешно проинвестирован.

По нашим оценкам, на продвижение проекта лучше закладывать бюджет от 1000 долларов. Как рекомендую специалисты – на срок 30-45 дней. Дальше все зависит от особенностей проекта.

Наши планы

В наши планах выпустить новую версию приложения и активно работать с ней — совершенствовать и продвигать. Затем хотим масштабироваться на рынок России, СНГ, а затем Европы и США.

Очень здорово, когда приложение обладает вирусным эффектом, когда люди после первого знакомства с ним начинают рассказывать о нем и делиться им. Мы попытаемся создать этот эффект в новой версии приложения.

Новости компаний
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.