Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Личный опыт «Про бизнес» 6 апреля 2017

Не для слабонервных: этот парень все-таки добился своего — скоро мы сможем купить к ужину сверчков и червей

Сергей Макаров. Фото из личного архива
Сергей Макаров. Фото из личного архива

Полгода назад мы написали о парне, который, оставив работу режиссером, решил во что бы то ни стало воплотить в жизнь свою идею — создать в Беларуси ферму по разведению сверчков. Тогда на пути Сергея Макарова было много препятствий, главное из которых — отсутствие законодательства для открытия такого бизнеса и реализации насекомых и продукции из них. Мало кто верил в реальность сверчковой фермы. Но все получилось. О том, как удалось получить необходимую документацию, найти помещение и когда продукция из насекомых может появиться в обычных магазинах, нам рассказал Сергей Макаров, директор компании «Крикетс Бай».

— С момента выхода первой статьи, когда все было скорее только на стадии идеи, наша компания прошла большой путь. В ноябре 2016 года мы зарегистрировали ООО «КРИКЕТС БАЙ», переоформили доменное имя Crickets.by и хостинг на юрлицо. Взяли займ на $ 16 000 под небольшой процент. И начали работать.

Переселение сверчков: как мы искали помещение

Поиск помещения под ферму оказался очень трудоемким процессом. Изначально мы хотели найти 250 м², из которых:

  • 150 метров заняли бы производственные площади
  • 100 метров — подсобные и складские помещения

Мы пересмотрели огромное количество помещений, начиная от заброшенных зданий и заканчивая коровниками и ангарами. Конечно, в первую очередь нас интересовал вопрос цены, так как имея небольшую сумму на старте, мы понимали, что 2−3 месяца будем просто наращивать поголовье насекомых. Но когда изучили предложения, то поняли, что не стоит гнаться за площадью — скорее, нужно обращать внимание на качество.

Определенной сложности добавляла специфика производства. Температурные требования (26−30 градусов) предполагали большие затраты как по ремонту помещения, его утеплению, так и по организации отопления.

Когда подходящее место все-таки нашлось, мы подписали договор. Арендодатель даже начал делать ремонт и утеплять помещение под наши нормы.

И тут пришла беда откуда не ждали. Один из арендаторов, наш «сосед» по зданию, разводил фиалки — и категорически отказался соседствовать с таким количеством насекомых.

Нам пришлось расторгнуть договор и начать все заново. Правда, арендодатель оказался очень хорошим человеком и помог нам найти новое помещение недалеко от первого. Оно оказалось чуть меньше площадью, но зато 65 квадратов были полностью утеплены, и новый арендодатель согласился оборудовать его отоплением в ближайшие сроки. Но на этих переселениях мы потеряли месяц. В полностью готовое помещение въехали только 1 января.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Что нам удалось сделать

С момента въезда в новое помещение мы проводили половину дня за подготовкой документов, потом до поздней ночи — на ферме. Работать продолжали втроем: я — директор и идейный лидер, наш управляющий (он 15 лет занимается разведением насекомых и других экзотических животных) и учредитель. Ни о каких новых работниках не могло быть и речи, так как мы вылетали из бюджета и бизнес-плана. Клиенты звонили по 20 раз в день, чтобы купить сверчков, тараканов и прочий живой корм, а мы даже не могли им ничего продать. На этом этапе мы упустили много клиентуры, но, надеюсь, не безвозвратно.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

За это время мы:

1. Разработали с помощью digital-агентства логотип и печатную продукцию: визитки и проспекты формата А4 для расклейки в зоомагазинах, а также этикетки-наклейки для контейнеров, которые у нас являются упаковкой.

2. Нашли поставщиков на компоненты комбикорма и прочие корма для насекомых.

3. Нашли производителя коробок для отправки оптовых заказов. А также поставщика на одноразовые контейнеры, в которые фасуется розница.

4. Параллельно занимались оформлением документов. И это, конечно, очень подкосило наш бюджет. Первым делом нам нужно было сделать сертификат о собственном производстве, чтобы попасть под Декрет № 6 по ведению бизнеса в сельской местности. Он давал нам льготы, которые так нужны начинающим бизнесменам.

Потом мы начали готовить ТУ (технические условия) и регламенты (правила заготовки) на нашу продукцию. Эти расходы предусматривались бизнес-планом, но в итоге у нас оказалось столько скрытых платежей, что мы еще заметно поиздержались.

Например, мы знали, что за всю линейку нашей продукции «НАН Беларуси по биоресурсам» требуется заплатить 2000 рублей (деноминированных). Но не подозревали, что за каждое ТУ мы еще должны оплатить БелГИСС (Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации) по 80 рублей. И таких моментов с оформлением документов было очень много. По итогу бюджет на оформление документации превысил все ожидаемые границы.

Фото предоставлено автором
Сверчки. Фото предоставлено автором

В итоге из $ 16 000 займа:

  • $ 2000 сразу ушло на оплату 4 месяцев аренды
  • $ 700 на отопление и электричество
  • $ 400 на закупку необходимых компонентов для производства
  • $ 1500 на закупку материала для производства ящиков, в которых живут насекомые, а также стеллажей
  • $ 800 — лотки для насекомых
  • $ 2300 на ТУ и прочую документацию + $ 500 на сертификат

И еще много чего: оборудование, комбикорм и т.д.

Зарплаты мы себе с управляющим хоть и поставили минимальные, но за 3 месяца тоже набежало около $ 1000. Кроме того, у нас договор с бухгалтером на аутсорсе — немного, $ 100 в месяц, но с ноября это $ 500.

Сейчас мы планируем покупать посудомоечную машину, так как около 3 часов в день у работников уходит на мойку банок и блюдец, из которых состоят поилки для насекомых. А их меняется по 50 в день.

К моменту первого заказа у нас оставалось аккурат на зарплату бухгалтеру. Но сейчас все начало выравниваться.

Фото предоставлено автором
Жук зофобас. Фото предоставлено автором

Что мы имеем сейчас

1. Главное, что у нас сейчас есть — ТУ на нашу продукцию и регламенты. Почему это так важно? Без ТУ мы не сможем продавать свою продукцию в магазинах. Это единые правила для производства упаковки и хранения, транспортировки продукции. Благодаря наличию ТУ мы можем легально продавать нашу продукцию не только в Беларуси, но и в России, например. На сегодня у нас есть:

  • ТУ на живых насекомых (сверчков, зофобаса, мучного червя, три вида тараканов)
  • Регламенты на их заморозку и сушку (замороженные и сухие они тоже идут на продажу)
  • ТУ на подкормку для растений из отходов сверчков, мучного червя и зофобаса (они, кстати, дают потрясающие результаты — там огромное количество азота, фосфора, калия и прочих микроэлементов)
  • Сейчас заканчиваем ТУ на муку из сверчков и мучного червя для использования в комбикормах как для грызунов, птиц и прочей мелкой живности, так и для добавки в комбикорма для птицеферм, рыбхозов, ферм по разведению коров и свиней

Отмечу, что для больших объемов ферм сверчки не рентабельны, так что сейчас мы разрабатываем другие виды, которые будут намного питательнее, дешевле в производстве и будут содержать естественный пробиотик — это обязательно понравится птицефермам. Но пока это наш секрет.

2. Мы почти добились главной нашей цели: возможности продажи нашей продукции для употребления в пищу людей. Речь про сверчков и мучного червя.

Как нас ни пытались убедить, что это невозможно на сегодняшний день в Беларуси, мы это сделали!

И сейчас «НАН по продовольствию» готова разрабатывать для нас ТУ по четырем позициям:

  • Мука из сверчка как самостоятельный продукт и как компонент в составе других продуктов
  • Мука из мучного червя как самостоятельный продукт и как компонент в составе других продуктов
  • Сверчок замороженный (будет продаваться примерно как креветки), чтобы люди могли сами готовить
  • Мучной червь замороженный (для самостоятельного приготовления)

О замороженных насекомых, которые смогут продаваться в обычных магазинах, мы даже не могли даже мечтать. И было приятно узнать, что производители пищевой продукции, оказывается, ждут, когда мы закончим разработку документации для сотрудничества в этом направлении. А это для нас уже победа.

Например, один из производителей муки очень ждет нашу сверчковую муку, которая может использоваться для производства макарон. Производители хлеба, здорового питания — многие ждут.

3. Нам продолжают поступать предложения об инвестировании. Но теперь мы более внимательно их изучаем.

4. Взяли двух работников. Мы в первую очередь искали не просто подсобных рабочих, которые будут кормить и убирать, а людей, которые изучат производство? и в будущем станут нашей опорой и руководителями на более масштабном производстве.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Я считаю, нам повезло. Эти люди очень разные? и у каждого свои плюсы. Один молодой и активно мыслящий, второй — человек пенсионного возраста, но за ним жизненный опыт и рассудительность. Сейчас мы практически переучиваем их на новую профессию — сами создаем себе специалистов.

5. Один из самых важных для нас моментов тоже наступил.

Сегодня мы с уверенностью готовы заявить, что готовы к активным продажам.

У нас появились клиенты из Москвы и Санкт-Петербурга, мы наращиваем продажи для белорусских клиентов. Сейчас формируем клиентскую базу, куда будут входить крупные зоопарки, контактные зоопарки, фермы.

6. Мы наладили производство так, что постоянно в наличии у нас есть вся «продукция»: домовой и банановый сверчки, мучной червь, зофобас, туркменский таракан, мраморный таракан, аргентинский таракан.

Фото предоставлено автором
Туркменские тараканы. Фото предоставлено автором

В ближайшее время запустим в продажу уникальную подкормку для рассады, домашних цветов и огородов, расфасованную в пакеты.

Хоть и с небольшим опозданием, но мы, как и планировали, до конца года должны возместить все затраты и выйти на постоянную прибыль.

Надеюсь, в ближайшем будущем у нас будет свое здание и свои производственные площади, где мы сможем наращивать объемы и создавать новые рабочие места.

Сейчас мы подали заявку на участие в проекте «Мой бизнес». Основная цель — узнать, как нам грамотно масштабировать наш бизнес. Так как сейчас наша ферма скорее площадка для выработки технологий и оптимизации процессов. А вот для того, чтобы организовать большое производство и грамотно завоевывать рынок, нам однозначно нужен опытный наставник.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.