Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Личный опыт «Про бизнес» 4 мая 2017

Как съездить на китайскую выставку с выгодой для бизнеса — лайфхаки от директора интернет-магазина

Дмитрий Золотарев. Фото из личного архива
Дмитрий Золотарев. Фото из личного архива

Совладелец и директор интернет-магазина электроники Portative.by Дмитрий Золотарев и его коллеги уже несколько лет подряд ездят в Гонконг на крупнейшую выставку электроники Consumer Electronics Trade Show. О том, как спланировать поездку и посещение выставки, сориентироваться в павильонах и не упустить важное, Дмитрий делится в этом материале. Эти советы будут полезны всем, кто планирует посетить и другие выставки в Китае.

— Особенность нашего бизнеса — мы поставляем широкий ассортимент небольшими партиями. Мы не заключаем никаких контрактов на самой выставке, не проводим переговоры в ресторанах после выставки (об этом любят рассказывать в разных руководствах по бизнесу с Китаем).

Наша задача — найти интересный товар и получить контакты продавца. После выставки нам пришлют каталоги и прайс-листы. Если мы решим поставлять этот товар, мы свяжемся с производителем и заключим договор.

Подготовка

Ищем выставку. Все выставки Азии собраны на очень удобном сайте expo-asia.ru. Нам важно не попасть на мелкую выставку местного значения. Поэтому обращаем внимание на количество экспонентов. Например, на нашей выставке их было 3700. Это довольно много.

Полезно изучить отчеты о посещении прошлых выставок на YouTube. Так можно получить общее представление о содержании.

Если мы решили посетить мероприятие, идем на сайт выставки и регистрируемся. Важно сделать это заранее, чтобы успеть получить бумажное приглашение по почте. Ниже я расскажу, для чего оно нужно. На сайте можно посмотреть список компаний-участников и сразу пометить номера павильонов, которые хотите посетить.

Чем больше информации вы соберете заранее, тем легче будет ориентироваться на месте.

Скриншот с сайта globalsources.com
Скриншот с сайта globalsources.com

Лайфхак. В Китае практически не используют Skype и электронную почту. Вся переписка ведется через мессенджер Wechat. Установите себе Wechat и сделайте визитки с QR-кодом. Например, такие:

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Перелет, визы, проживание. Я не буду расписывать процесс поиска авиабилетов, только упомяну, что разумная цена — около $ 500 туда-обратно. В этот раз мы летели Аэрофлотом из Минска через Москву в Гуанчжоу. Из Гуанчжоу добирались поездом до Гонконга около двух часов. Но можно выбрать любой другой вариант перелета.

Переезжаем из Гуанчжоу в Гонконг на скоростном поезде:

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Виза без проблем оформляется в китайском посольстве при наличии на руках авиабилетов. Надо учесть один нюанс с визами — для Гонконга и материкового Китая визы разные. Если планируете посетить Шэньчжэнь или Гуанчжоу, надо получить две визы.

Во время проведения крупных выставок цены на отели поднимаются на 30−40 процентов. В первые поездки мы старались заказывать отель рядом с выставкой, но потом поняли, что это бессмысленно.

В Гонконге практически идеальная транспортная система. Не особо важно, где будет находиться ваш отель. Из любой части города можно добраться до выставки за 40−50 минут.

Советую не везти с собой много наличных. В Китае есть проблема с обменом денег. Это можно сделать только в крупных банках, и процедура довольно долгая. Лучше держать запас средств на пластиковой карте и снимать наличные в банкомате.

На выставке

Добираемся до выставки. В Гонконге действует удобная система проезда на транспорте — Octopus Card. Эту карту можно приобрести в аэропорту или на вокзале на специальных стендах. Помните про бумажные билеты, которые вам прислали по почте? По этим билетам можно получить карту на 200 гонконгских долларов бесплатно.

Из разных точек города на выставку идут бесплатные шаттлы. Расписание можно найти на сайте выставки.

Материал предоставлен автором
Материал предоставлен автором

Лайфхак. Главное открытие этой поездки — приложение Citymapper. Оно прокладывает оптимальный маршрут в любую точку города с использованием разных видов транспорта. Очень помогло нам ускорить перемещения по Гонконгу.

Регистрация на выставке. Очень интересно наблюдать за прогрессом выставок в Китае. В этом году качество организации не отличалось от берлинской IFA, на которой мы были в сентябре прошлого года.

Если у вас есть распечатанные билеты, регистрация занимает около двух минут и заключается в считывании QR-кода и получении бейджа. Обычно на входе есть несколько инфо-стоек, где приветливые сотрудники выдадут вам схему выставки и другие полезные материалы.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Лучше всего сразу наметить маршрут по павильонам. Важно постоянно сверяться со схемой, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.

Не планируйте посетить все павильоны за один день. Полное изучение одного павильона — это 9−10 километров пешком за часа четыре. Даже с учетом того, что у нас богатый опыт, и мы не тратим время на неинтересные для нас стенды. Всего на изучение выставки нам потребовалось 3 дня.

Что изучить в первую очередь. Выставка разделена по тематическим зонам. Наша задача — обойти абсолютно все.

Примерно к концу второго дня выставки восприятие притупляется, и можно пропустить что-нибудь важное. Поэтому мы предпочитаем строить маршрут по выставке начиная с самого интересного. Вот пример — начинаем с фиолетовых павильонов.

Материал предоставлен автором
Материал предоставлен автором

Когда я говорю про 9−10 км для изучения одного павильона, я имею в виду такой павильон, как HALL3 или HALL5. Стенды компаний, которые мы наметили при изучении сайта, также стараемся посетить в первый день. Неочевидный момент — внутри павильонов есть еще одно разделение экспонентов по региону. Этого обычно нет на схемах.

В нашей тематике — электроника и гаджеты — самые качественные товары представляет Корея, потом Тайвань, Гонконг и материковый Китай. В такой последовательности и стараемся двигаться.

На выставке представлено много производителей OEM и ODM товаров (OEM — контрактное производство продукции, которая уже существует, ODM — производство оригинальной продукции). Даже если они представляют что-то интересное и необычное, нам не имеет смысла тратить время на общение. MOQ (minimum order quantity) у таких компаний от 5000 штук.

Мы ищем небольших производителей со своим брендом и уникальными продуктами.

Общение на выставке. Для продуктивного общения на выставках в Китае не нужно идеальное знание английского, достаточно общих фраз. Более того, не стоит строить фразы по всем правилам грамматики, вас могут просто не понять.

Вот фразы, которые мы используем в 90 процентах случаев:

  • Hello! We are from Belarus, Eastern Europe
  • Tell me about your product, please
  • Do you have MOQ?
  • Ok! Very good product! This is my business card. We have Wechat. Send me price list.

Это не относится к представителям компаний из Кореи или Гонконга. Они могут долго и интересно рассказывать о своих продуктах.

На китайских выставках нет необходимости соблюдать деловой стиль, в отличие от европейских. Никто не посмотрит криво, если на вас не будет пиджака и галстука. Скорее, наоборот — когда на улице +29 и влажность 90 процентов, вы будете выглядеть странно. Но, конечно, не стоит приходить на бизнес-мероприятие в шортах и тапочках.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Когда вы идете по выставке, милые девушки и юноши зазывают вас в свои павильоны и стараются вручить каталог. Один знакомый после первого посещения выставки пожаловался мне, что очень устал от такого назойливого внимания. Возможно, дело привычки, но у нас это не вызывает дискомфорта. Достаточно улыбнуться и сказать «Thank you». После этого к вам сразу теряют интерес.

Лайфхак. Из первых поездок мы привозили по чемодану бумажных каталогов с визитками. Это очень неудобно при авиаперелетах. Да и смысла собирать эти каталоги нет. У большинства китайских компаний есть вполне качественные сайты.

Сейчас мы делаем фото. Это позволяет не забыть, о каком продукте идет речь, и не копить тонны каталогов и визиток:

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Итог

С этой выставки мы привезли около 130 контактов, и по четырем новым группам товаров уже сделаны заказы.

Конечно, практически все наши товары можно найти в Интернете на сайтах вроде Алиэкспресс или Таобао. Думаю, тоже самое можно сказать о китайских товарах в других отраслях.

Но посещение выставки для нас — это в первую очередь возможность понять тренды, что будет популярно в ближайший год.

Мы видим, как с каждым годом появляется все больше китайских брендов, которые разрабатывают продукты сами, а не копируют западные аналоги. Посмотреть на эти товары вживую, оценить качество — очень важно для нашего бизнеса.

Хороший пример из этой поездки — электротранспорт. Этой теме на выставке был посвящен отдельный павильон. Мы в Минске видим в основном самые простые и дешевые гироскутеры, которые не очень понятно, как использовать в повседневной жизни. А на выставке были представлены сотни моделей самокатов, складных велосипедов, скейтов и скутеров отличного качества.

Мой партнер Андрей тестирует электровелосипед:

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

И мы понимаем — возможно, еще рано привозить все это в Беларусь, но в ближайшем будущем персональный электротранспорт будет очень популярен. Так и с остальными товарными группами. Выставка показывает, куда движется мировой рынок.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.