Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Личный опыт «Про бизнес» 22 мая 2017

«Мой партнер переманил сотрудников и превратился в конкурента» — кто виноват и что делать, откровенная история

Анастасия Занкович. Фото: Светлана Самоцветова
Анастасия Занкович. Фото: Светлана Самоцветова

Если у вас большие проблемы в бизнесе — значит, жизнь дает возможность увидеть и исправить допущенные ошибки. Не надо отказываться от такого шанса! — это одна из мыслей из истории Анастасии Занкович, учредителя и директора компании «Техснабкомплект» (дистрибьюция подшипников и других комплектующих). Недавно Анастасия оказалась в сложной ситуации. Партнер, с которым еще вчера был совместный бизнес, превратился в конкурента и переманил ключевых сотрудников. Что важно предусмотреть предпринимателям заранее, чтобы не оказаться в подобной ситуации? Какие еще серьезные просчеты делают собственники в работе с персоналом и партнерами, и потом тяжело за них расплачиваются? Вот выводы и оценки бизнесвумен.

— После конференции с участием Нассима Николаса Талеба, состоявшейся в Минске месяц назад, теория «Черного лебедя» продолжает активно обсуждаться в бизнес-кругах.

События, произошедшие в моем бизнесе за последний месяц могут быть отнесены к типу «черный лебедь»:

1. Мой миноритарный партнер заявил о желании вести бизнес самостоятельно, т.е. без моего участия в нем.

2. Затем ряд ключевых сотрудников перешли к нему на работу. Это превратило его фирму в прямого и серьезного конкурента.

Все эти изменения были для меня неожиданными. Они ведут к значительным последствиям для моего бизнеса. Уходя, люди уносят с собой не только клиентские базы, но и знания многих внутренних бизнес-процессов, на которых построены конкурентные преимущества компании.

Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by
Нассим Николас Талеб. Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by

Я думаю, с подобной ситуацией в той или иной интерпретации сталкивались многие предприниматели, не один год ведущие бизнес. Многие расставались с партнерами, у многих конкуренты переманивали хороших сотрудников. Некоторые имели опыт, когда сами сотрудники открывали компании и становились конкурентами.

После этих событий я получила много советов и рекомендаций не только из рубрики «что делать», а скорее даже «что нужно было делать раньше», чтобы защитить бизнес от такой угрозы. Я думаю, что все, что произошло с моей компанией, имеет рационалистическое объяснение — т.е. в принципе эти события можно было бы спрогнозировать.

Хочу рассмотреть некоторые из советов и рекомендаций. Они касаются не только моей компании и ситуации, в которой она оказалась, но и других бизнесов. Вот на что я рекомендовала бы обратить внимание собственников.

Подписание партнерских соглашений, регулирующих права и обязанности совладельцев

Соглашения важны и нужны! Подробные и предусматривающие самые различные ситуации. Вплоть до того, что происходит с компанией в случае смерти одного из владельцев.

При этом лучше их заключать в самом начале ведения бизнеса и не только «про деньги». Вот некоторые из пунктов, которые я бы рекомендовала включить:

  • Определение стратегии собственников. С какой целью создается компания? Например, обеспечивать собственников и менеджеров средствами к существованию, создавать стоимость бизнеса для подготовки компании к продаже, повышать стоимость для приобретения других компаний
  • Предмет деятельности и требования собственников: стратегия, видение, количественные и качественные цели, что мы делаем и чего не делаем, какие результаты хотим получить
  • Политика по инвестированию: кто, каким образом, на каких условиях и сколько вносит собственных денег в бизнес в начале и в дальнейшем. Подходы к внешним источникам финансирования и заемным средствам
  • Роли совладельцев в компании и вознаграждение, руководство компанией, подотчетность
  • Политика по дивидендам: на базе каких показателей принимается решение об их распределении. В каком размере и когда осуществляются выплаты. Размер бонусов, льготы для владельцев
  • Стратегия принятия решений
  • Вход в компанию третьих лиц: кто, когда и зачем
  • Выход из компании по различным причинам (в т.ч. наступление смерти, потеря трудоспособности и т.д.), право выкупа доли и ее стоимость, условия оплаты при реализации преимущественного права выкупа
  • Стратегия поведения в конфликтных ситуациях

Такое соглашение может стать отличным подспорьем в поиске путей выхода из конфликтов и форс-мажорных ситуаций в будущем. А они в любом случае будут. Поэтому руководствуемся принципом «плохо сейчас — хорошо потом» и не боимся обсуждать «неудобные» вопросы.

Например, подписанное обеими сторонами соглашение о том, что партнер, желающий в дальнейшем выйти из бизнеса, обязуется в течение оговоренного количества лет не работать в текущей или смежных отраслях, с большей долей вероятности убережет бизнес от ситуации, с которой столкнулась сейчас я. Подобного рода оговорки в принципе можно включать и в трудовые контракты с персоналом, предусмотрев штрафные санкции за их нарушение.

Внося такие пункты, необходимо хорошо подумать, готовы ли вы в случае чего идти на крайние меры в отстаивании интересов — например, в суде. Если ответ скорее отрицательный, то, на мой взгляд, лучше санкций вовсе не вводить, чем ввести и никак потом не реагировать на нарушения. И этим я стараюсь руководствоваться не только в кризисные моменты, но при текущем операционном управлении компанией.

Фото из архива компании
Фото из архива компании

Работа с персоналом

Распространены также ситуации, при которых, стремясь обезопасить себя и свой бизнес, собственники сознательно ограничивают развитие персонала. Вводят запрещающие меры. Вот несколько примеров.

Отказ от обучения и развития персонала. Несколько удивляет такой подход, когда вроде бы уже все осознали необходимость обучения персонала. Но тем не менее, в разговорах с некоторыми владельцами компаний такое отношение все еще встречается. Или на словах декларируется одно, а на деле ничего не происходит. Распространенное мнение — «прокачанные» сотрудники станут же умными — зарплату будут требовать повысить или получше место начнут искать. А может, вообще в конкурента вырастут! Кошмар!

Поэтому и окружаем мы себя непрофессиональными, ни к чему не способными сотрудниками, которые ни дело свое не откроют, ни конкурент их не переманит. Ни в коем случае нельзя их обучать, а лучше вообще книжки запретить читать!

Развитием людей, а зачастую и своим собственным, постоянно и целенаправленно многие руководители не занимаются. Куча отговорок, что нет времени, денег, желания, отдачи, хороших тренеров и т.п.

Только вопрос: а вам и вашему бизнесу такие люди зачем? Что полезного они вам принесут, каких высот вы с такой командой достигать собрались? Обычно в кризисные моменты, во время спада спроса или платежеспособности клиентов, а также по мере ужесточения конкуренции, участь предприятий со слабым менеджментом и непрофессиональным персоналом оказывается довольно печальной. Одной из причин многочисленных банкротств и ликвидаций, роста числа убыточных предприятий и массового сокращение персонала, на мой взгляд, является нежелание инвестировать в развитие людей и бизнеса в успешные годы.

Для достижения амбициозных целей нужны амбициозные люди, которые и хотят, и могут! При этом руководителю про развитие себя и своего бизнеса забывать не стоит. Чтобы были новые вызовы, горизонты, а во главе — вожак, на которого хочется равняться. Тогда больше шансов, что персонал не уйдет.

А уволятся: так отпустите и пожелайте удачи. Потом, если все получится, будете гордиться. Ведь это вы вырастили людей.

Хороший учитель, как известно, хорош своими учениками!

Фото из архива компании
Фото из архива компании

Жесткая система контроля и безопасности. Начиная от установки видеокамер по всему периметру с целью следить за персоналом, заканчивая ворохом соглашений о неразглашении. По ним сотрудник слово сказать не может без разрешительного документа.

На мой взгляд, если вы не военная база, охраняющая рубежи и тайны родины, то всего этого лучше избегать. Издержки на внедрение и поддержание таких систем, как правило, высокие. А «слепые места» есть всегда, и они очень быстро становятся всем известными. Т.е. это не делает наш бизнес антихрупким. А если сильно увлечься, то мы рискуем получить кучку запуганных людей — марионеток, возглавляемых Карабасом Барабасом. Творчество, креатив, инициатива? Их смело можно ставить в преамбулу соглашения с надписью «Запрещено».

Умный, инициативный человек, способный внести в дело что-то реально полезное, от этого, как от чумы, сразу убежит. И правильно сделает!

При этом я не говорю, что контроль совсем не нужен. Конечно, нужен. Где-то и камеры по периметру вполне обоснованы. И включение в должностные инструкции «безопасных» пунктов может решить часть вопросов.

Но крайне важно руководствоваться во всех этих мероприятиях принципом разумности, взаимного уважения и доверия. Чтобы не навредить самому же себе.

Рекомендаций и советов, как выстроить систему безопасности, много. Но, как и в других вопросах, идеальных решений нет. Их в принципе не существует! Мне кажется, руководителю при разработке всяческих мероприятий важно протестировать их на себе, задав вопрос: «А работал бы ли я в таких условиях?». И постараться честно себе на него ответить.

Возвращаясь к моей истории: какие выгоды можно извлечь из плохой ситуации

Фото из архива компании
Фото из архива компании

В чем же личная антихрупкость собственника, руководителя в ситуациях, в которой оказалась я? Какие выгоды можно и нужно извлечь из такой ситуации?

Все, что нас не убивает, делает сильнее. Банально, но факт. Из любых потерь и ошибок, из любых столкновений с хаосом можно выйти более закаленным, превратив их в точку для роста. Для этого, на мой взгляд, крайне важно остановиться, выдохнуть и задать себе вопросы: «Для чего мне эта ситуация? Какие выводы я должен сделать? Что понять?».

И попытаться максимально честно и с разных сторон поискать ответы на них.

Но вместо этого мы зачастую, переживая не самые позитивные эмоции от того, что что-то пошло не по нашему плану, задаем вопрос: «За что?». А в ответ на него находим кучу претензий к окружению. Нам же все должны!

Партнеры должны быть честными, бескорыстными и преданными, не смотреть по сторонам, придерживаться договоренностей, не искать своей выгоды, со всем соглашаться. Сотрудники должны быть лояльными, инициативными и креативными, догадываться о том, что мы от них ждем. Все должны отвечать нам добром и благодарностью.

Анастасия Занкович. Фто из личного архива
Анастасия Занкович. Фото из личного архива

И мы, топ-менеджеры и собственники, в это верим! А когда сталкиваемся с противоположным поведением, то испытываем гнев и негодование. И при этом боремся за прошлое. А эта борьба самая энергозатратная и бесполезная.

Но мы забываем, что вклад в любую ситуацию делают обе стороны. Образно говоря, «подметать» мы должны только свою сторону улицы. Другая сторона — это другой человек (наш наемный сотрудник, партнер), у него свой путь и своя ответственность. И выбор, как поступать, лучше отдать на его совесть.

Я рекомендую задать самим себе еще несколько вопросов:

  • «Каков мой вклад в ситуацию?»
  • «Что я не так сделал?» (проявлял некомпетентность, много ждал, мало платил, давил, позволял себе порой неуважительное отношение…)

Разобравшись с этим можно переходить к вопросу: «Что делать дальше?». Переломные и кризисные моменты — всегда повод для проведения инвентаризации. Чего мы хотим, что нам приносит радость и вдохновение? Не пора ли что-то изменить? В себе и своей жизни, в бизнесе, в отношениях.

Если возникают проблемы — это значит, жизнь вас ставит в положение, где есть возможность увидеть и исправить ошибки. Не отказывайтесь от такого шанса! Иначе спустя какое-то время можно оказаться в похожей, сложной ситуации.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.