Войти
  • 1,94 USD 1,9351 -0,0114
  • 2,25 EUR 2,2534 +0,0141
  • 3,28 100 RUB 3,2849 -0,0079
Личный опыт
«Про бизнес.» 24 мая 2017 3

Авто можно арендовать даже на минуту, а главная фишка — электромобили. Как в Минске развивается каршеринг-проект

Алексей Жагурин. Фото из личного архива
Алексей Жагурин. Фото из личного архива

Алексей Жагурин много лет занимался прокатом автомобилей и пассажирскими перевозками. Но сложности, связанные с сезонностью спроса, бурное развитие современных технологий и новые тенденции заставили взглянуть на бизнес по-новому. Алексей заинтересовался каршерингом — краткосрочной арендой автомобилей, и решился создать свой сервис, сделав его фишкой электромобили. Но пока все не так просто. О развитии проекта и трудностях, с которыми он сталкивается, о конкуренции с UBER и другими службами сооснователь компании Electric Vehicle Sharing (ELVS) Алексей Жагурин рассказал «Про бизнес.».

С чего все началось

О каршеринге, как о сервисе краткосрочной аренды автомобилей, я услышал около 3 лет назад, когда он стал набирать популярность в Германии. Но тогда эта идея показалось совершенно не применимой к нашим реалиям: в стране не было примеров нормального функционирования эквайринга (системы электронных платежей), смартфоны еще не были такими производительными, скорость мобильного интернета так же была значительно ниже сегодняшних цифр, да и карты безналичной оплаты были еще не столь распространены среди населения — соответственно, доля безналичных платежей была значительно ниже.

На тот момент я уже несколько лет был руководителем компании «КОМАНДИР», которая занимается прокатом автомобилей и индивидуальными пассажирскими перевозками, а также свадебным извозом. Но этот бизнес имеет колебания спроса в зависимости от поры года и дня недели. Если летом спрос высок и компания имеет возможности для развития, то зимой все гораздо хуже. Каршеринг в отличии от классического проката не имеет таких колебаний. Так же в классическом прокате невозможно и невыгодно сдавать автомобиль поминутно. Это связано не только со значительными затратами времени на оформление, но и необходимостью для клиента брать и сдавать автомобиль в одном и том же месте. В каршеринге же это реально.

Спустя 1,5 года в страну пришел UBER, который постепенно:

  • «Обучил» удобству безналичной оплаты за транспортные услуги, когда не надо задумываться о том, есть ли кошелек в кармане
  • Показал более удобную форму взаимодействия пассажира и перевозчика

Мы стали одним из первых партнеров платформы UBER.

Фото с сайта AUTO.TUT.BY
Фото с сайта AUTO.TUT.BY

Весной 2016 я узнал об активно набирающих обороты сервисах каршеринга в Москве и Санкт-Петербурге и понял, что время и технологии уже максимально приблизились к Беларуси — и подобные проекты благодаря накопленному опыту и ресурсам уже можно реализовать и в Минске. Несколькими годами ранее каршеринг появился так же и в Вильнюсе.

Все лето и осень мы активно наблюдали за развитием каршеринга в Москве, выстраивали коммуникации с российскими каршеринговыми и софтверными компаниями, набирались у них опыта. И зимой взялись за дело — начали прорабатывать свой проект.

В чем суть нашего проекта

Представим достаточно частую ситуацию. Вам нужно добраться на другой конец города, но конечная точка далеко от линии метро, сейчас вечер пятницы, и у вас нет своего авто. Такси тоже не вызвать, потому что все машины в это время заняты. Мы предлагаем такой выход:

1. Вы открываете в своем смартфоне мобильное приложение сервиса краткосрочной аренды и выбираете на карте ближайший доступный к вам автомобиль.

2. Знакомитесь с информацией об авто (марка, модель, госномер, уровень топлива и чистота автомобиля) и бронируете его через соответствующую кнопку в мобильном приложении.

3. Добравшись до автомобиля с помощью навигации в мобильном приложении открываете двери. Ключи уже в замке, документы на авто лежат в бардачке. Начинаете поездку.

4. Добравшись до конечной точки, закрываете автомобиль, нажав кнопку в мобильном приложении.

5. Система рассчитает время эксплуатации автомобиля, и с вашей карты спишет сумму согласно установленным тарифам. К слову — везде в мире тарифы сервисов каршеринга значительно ниже тарифов такси и сервисов классической аренды автомобилей. К тому же, в цену уже все включено: мойка, топливо, страховка. Вы платите только за время пользования автомобилем.

Мы надеемся, что с помощью нашего сервиса уменьшится загруженность центра Минска автотранспортом, так как одним и тем же автомобилем в каршеринге ежедневно может пользоваться иногда более 10 человек.

Сейчас для удобства и поддержки будущих клиентов у нас уже работает call-центр. Мы планируем заключать партнерские соглашения на регистрацию новых пользователей с компаниями, имеющими торговые точки по всему городу. С такими, как, например, дилеры сотовой связи. Удобство сервиса, по нашему мнению, в том и состоит, что клиенту не надо куда-то далеко ехать, чтобы начать сотрудничество с каршерингом. Ему предлагается два варианта: найти ближайший к нему офис партнера либо заказать курьерскую доставку договора по указанному им адресу. Курьерская доставка платная, но стоимость этой доставки в полном объеме зачисляется на счет клиента в качестве бесплатных минут пользования автомобилем.

Процедура регистрации состоит в том, чтобы скачать на телефон мобильное приложение и загрузить в него фотографии паспорта и водительского удостоверения, а также указать данные пластиковой карты, с которой в дальнейшем будет производиться оплата за услугу аренды авто. После чего сотрудник каршеринга проверит введенные данные и активирует аккаунт.

Стоимость услуги каршеринга обычно состоит из цены одной минуты пользования авто. Эта минута может быть двух видов: 1 минута в движении либо 1 минута, когда авто стоит. Также мы разработали программы абонирования авто по более низким ценам при пользовании каршеринговым авто более 1 часа, 3 часов и на срок аренды в 1 сутки.

К дополнительным инструментам монетизации в перспективе может относиться реклама на бортах и в салоне автомобиля, торговля электроэнергией для владельцев собственных электромобилей, партнерские программы и другие направления, которые пока в стадии разработки.

В партнерах проекта ИТ-компания, имеющая многолетний опыт разработки и совершенствования ИТ-платформ для управления транспортом, практический опыт каршеринга в России и странах ближнего зарубежья. Она создает для проекта мобильное приложение.

Фото с сайта ameblo.jp
Фото с сайта ameblo.jp

В реализации проекта помогает инвестиционный партнер. Также был приглашен управляющий партнер, привлечены сотрудники проката.

Почему каршеринг

Каршеринг — по сути своей, это и есть прокат автомобилей, которым мы давно занимаемся, только базирующийся на управлении значительно бóльшим автопарком при тех же человеческих ресурсах. Это возможно за счет:

1. Так называемого «интерактива», когда сотруднику проката нет нужды участвовать в большинстве процессов приемки, передачи и обслуживания автомобиля. В каршеринге роль сотрудника проката выполняет сам клиент.

2. Системы бонусов, которые предлагаются нашим клиентам в знак благодарности за то, что они помогают поддерживать работоспособность системы. Например, ни одна каршеринговая компания не может заставить клиента заправить автомобиль либо завезти его на мойку. Но если предложить клиенту за то, что он это все же сделает, кроме возврата ему потраченных средств на мойку/заправку, еще и бесплатно пользоваться автомобилем какое-то время, то это может быть выгодно обеим сторонам.

Этим активно и воспользовались московские студенты. Не имея собственного автомобиля, но испытывая необходимость в нем время от времени, они помогают сервису, отыскивая грязные или незаправленные автомобили, заправляют их и накапливают бесплатные минуты и часы для собственных нужд, тем самым не тратя ни рубля на пользование каршеринговым автомобилем.

Решающим фактором в принятии решения о запуске каршеринга стал накопленный опыт в классическом прокате авто и пассажирских перевозках. С одной стороны, каршеринг за счет значительно более низкой стоимости услуги по сравнению с такси «переформатирует» рынок таксомоторных перевозок, но с другой — и расширит его. Как это и произошло не только в Москве и Вильнюсе, но и в других европейских городах, где появлялись каршериновые компании.

Модель каршеринга потому так быстро набирает популярность во всем мире, что пошла по пути дробления «крупного к мелкому». Если в классическом прокате минимальный срок аренды автомобиля — 1 сутки, то в каршеринге — 1 минута.

Бывает и комбинированная модель — «1минута+1 км». Это позволяет всем, кто имеет водительское удостоверение и минимальный стаж вождения, воспользоваться арендным автомобилем даже всего на 2−3 минуты. Например, для того, чтобы добираться с дома на работу, отвезти ребенка в сад или школу, съездить семьей за покупками или на природу, в кинотеатр или кафе. Даже если это час пик и вызвать такси сложно. Это дешево и удобно. Для многих отпадает необходимость иметь второй автомобиль в семье.

Фото с сайта iphones.ru
Фото с сайта iphones.ru

Услуги каршеринга могут стать популярными и у коммерческих предприятий. Ведь нет нужды в обслуживании автопарка, содержании водителей, вложении средств в покупку транспорта, особенно если автопарк не используется в режиме пиковых нагрузок, а лишь кратковременно. Уже сейчас есть перспективы долгосрочного сотрудничества с компаниями по доставке еды и интернет-магазинами.

Наше главное преимущество — электрокары

Главным нашим преимуществом мы планируем сделать использование для каршеринга электромобилей. Это позволит в первую очередь получить значительно более низкие издержки на обслуживание и владение автомобилем и сделает сервис более доступным. Мы выбрали для своего автопарка Nissan Leaf, признанный лучшим электромобилем 2015 года. На наш взгляд, в своем классе он самый надежный и универсальный в использовании, имеет лучший запас хода и комплектацию. Пока планируется, что в нашем парке будет несколько десятков электромобилей.

Но у бизнес-модели каршеринга на базе электромобилей есть и свои сложности:

1. Для ее реализации необходима инфраструктура зарядных станций в том городе, где работает сервис. К сожалению, на данный момент в Минске необходимой для бесперебойного функционирования каршеринга инфраструктуры зарядных станций нет. Поэтому мы приняли решение создавать ее самостоятельно.

В то время, когда большинство городов мира развивали сеть электрозарядных станций за счет администрации городов, автомобильных производителей и правительства, мы пока можем полагаться только на собственные силы.

2. Тем самым мы решаем и проблему покупки электроэнергии: на данный момент электроэнергию нельзя продавать коммерческим предприятиям. Поэтому даже при наличии компаний, имеющих свою собственную сеть зарядных станций, сегодня мы не можем приобретать у них электроэнергию.

3. Отсутствие реальной административной и финансовой поддержи со стороны государства в стимулировании компаний, заинтересованных в электрификации автотранспорта страны. Например, мы не можем на законодательном уровне с соответствующей административной ответственностью запрещать владельцам автомобилей с ДВС парковаться на местах для зарядки электромобилей. Довольно сложная и процедура согласования мест для строительства зарядных станций в Минске. Для каршеринга необходим также доступ к базе ГАИ по водителям, лишенных или не имеющих права управления транспортными средствами — у нас такого доступа нет.

Фото предоставлено автором
Фото с сайта car2go.com

4. С сентября 2017 года в Беларусь возвращается растаможка на электромобили, что явно негативно сказывается на темпах развития электрического легкового автопарка в нашей стране.

Для развития электроавтотранспорта необходимо и желание руководства белорусских официальных дилеров производителей автомобилей развивать это направление. На сегодня лишь единицы автодилеров откликнулись на наши запросы по официальной поставке новых электромобилей в Беларусь.

Конкуренция с UBER и другими службами

Безусловно UBER — конкурент для нас. Равно как и все остальные таксомоторные перевозчики. Как и компании по прокату автомобилей. Но такси с развитием в Минске каршеринга не исчезнут. Всегда останется определенная категория клиентов, в них нуждающаяся: лица в нетрезвом состоянии; те, у кого нет не водительского удостоверения, кто просто не хочет в данный момент садиться за руль.

То же с компаниями по прокату автомобилей. Модель каршеринга пока не выходит за пределы крупных городов. И тем более — за пределы страны. Прокат дает возможности брать авто на длительные сроки и выезжать за пределы страны.

Что касается цен, то у UBER во всем мире, например, реальный средний чек выше, чем у сервисов каршеринга. Тем более, что цена услуги UBER — это не «голая» стоимость, но и крайне часто применяемые повышающие коэффициенты: 1,5−2,0−3,0. Максимальный индекс, который нам известен в Минске — 8,1. Поэтому сравнивать базовый тариф UBER с тарифами других таксомоторных служб города и тарифами на каршеринг в принципе не совсем верно.

Инвестиции

Для реализации идеи проекта мы вкладывам собственные средства и привлекаем инвесторов. А также выстраиваем сотрудничество с банковским сектором — привлекаем финансирование за счет средств, выделенных Беларуси Северной экологической финансовой корпорацией (НЕФКО) на цели развития электротранспорта.

Программа развития бизнеса предусматривает инвестирование всей извлекаемой прибыли в развитие автопарка и инфраструктуры зарядных станций. Исходя из этого мы рассчитываем окупить общий объем вложений в размере $ 150 000 в первые 3−3,5 года работы.

Поиск инвестора в белорусских реалиях непрост. В стране, к сожалению, пока крайне слабо развит инвестиционный рынок. Но мы пробуем все возможное:

  • Участвовали и участвуем в стартап-проектах
  • Используем уже ранее наработанные связи для коммуникаций с потенциально заинтересованными инвесторами
  • Коммуницируем с белорусскими и международными инвесторами в социальных сетях, проводим встречи с ними
Фото с сайта business-platform.ru
Фото с сайта business-platform.ru

Кроме того, мы активно ищем вдохновленных идеей не только электрификации автотранспорта, но и желающих поднять имидж страны, показав, что следом за ИТ-индустрией Беларусь может заявить о себе в мире за счет использования передовых технологий в транспорте. И в этом мы уже многого добились. Оказалось, что уже сегодня в Беларуси есть полностью электрический легковой транспорт в частном пользовании. Есть поставщики электромобилей в Беларусь, автомобильные сервисы, занимающиеся обслуживанием электромобилей. Есть и производители белорусских зарядных станций для электромобилей. А это значит, что мы можем развивать бизнес, минимизируя импортную составляющую.

В итоге мы смогли найти единомышленников, желающих инвестировать в проект каршеринга. Правда, пока собрана не вся сумма, и поиски инвестора продолжаются.

На каком этапе мы сейчас

1. Мы уже практически полностью согласовали выделение мест под зарядные станции в точках продуктового ритейла, на стоянках бизнес-центров, в местах проведения общественного досуга (кафе, клубы, рестораны), возле гостиничных комплексов. Но здесь тоже есть трудности: в то время, когда администрации аэропортов во многих странах уже всецело оценили преимущества использования каршеринга пассажирами авиалиний, нам пока не удалось найти поддержку руководства аэропорта в выделении парковочных мест для размещения каршеринговых автомобилей и монтажа зарядных станций.

2. У проекта определен поставщик зарядных станций и электромобилей.

3. На стадии согласования благодаря усилиям Белорусского народного банка находится вопрос о финансировании проекта из средств Северной экологической финансовой корпорации.

4. В разработке ИТ-платформа.

Нам предстоит еще «дотачивание» бизнес-процессов, согласование юридических вопросов по процессу эксплуатации транспортных средств, усиление маркетинговой программы, допривлечение инвестиций.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Alexey Zhagurin28.05.2017

Водитель в пьяном виде не сможет взять авто: ни административно, ни технологически.

Denis27.05.2017

А если водитель пьяный, кто отвечает за передачу права управления?

Pavel Sivtsov25.05.2017

Очень интересно! Но цен нет. Они ещё не запустились, как я понял. Думаю, что одним приложением дело не обойдется. Тем более что далеко не все пользуются айфонами и андроидами. Нужен ещё диспетчер или SMS- или USSD- управление.

Платный контент

«Про бизнес.» — ресурс для всех, кто интересуется бизнесом в Беларуси, сообщество белорусских предпринимателей и площадка для его полезного общения.

20170626