Войти
  • 1,92 USD 1,9249 +0,0028
  • 2,15 EUR 2,1539 +0,0024
  • 3,27 100 RUB 3,2671 +0,0107
Личный опыт
«Про бизнес.» 31 мая 2017

Эти ребята придумали, как конкурировать с Илоном Маском — в чем фишка их идеи для электромобилей

Фото из личного архива Rewatt
Фото из личного архива Rewatt

Тема бизнеса на электромобилях видится привлекательной не только Илону Маску — и в Беларуси есть предприниматели, с энтузиазмом развивающиеся в этой нише. Эта история — о команде, которая взялась за создание станций для зарядки электромобилей. Вместе со станциями она предлагает ИТ-систему, которая для владельца авто видится мобильным приложением с автоматической оплатой, а для бизнеса — возможностью управлять зарядными станциями, которые он покупает.

Почему команда так горит этой идеей и в чем особенность проекта Rewatt — рассказывает руководитель проекта Кирилл Васильев.

— Всю жизнь я работал в ИТ. Последние 10 лет — директором по ИТ, тогда и познакомился со своим партнером, а теперь и другом Кириллом Михайловым. В размышлениях о бизнесе мы нашли на удивление много общего. И когда мы столкнулись с электрозарядными системами, это свело нас в понимании, чем мы хотим заниматься дальше.


Кирилл Васильев
Кирилл Васильев
СЕО Rewatt

Признаюсь, на тот момент я банально перегорел от работы. Она по-прежнему была интересна, но когда знаешь многое, то начинаешь уставать. Вместе с Кириллом мы пошли на риск и ушли в свободное плавание. Было необычно начать работать только на себя, но это тот давно забытый драйв, который заставляет вставать по утрам и работать по 16 часов в сутки.

Почему мы так верим в электромобили

Будучи инженерами, мы с интересом изучали тенденции в мире и обратили внимание на продажи электромобилей. Это заинтересовало нас настолько, что мы потратили недели на исследование рынка и рыночные ниши, которые за собой подтянул электромобиль. И убедились — электромобиль перестал быть дорогой игрушкой, это то будущее, о котором так много говорят, но оно уже наступило!

Мы увидели, что рост числа электромобилей превосходит прогнозы мировых аналитических агентств, таких как IEA, ACEA, Bloomberg. По нашему убеждению, электромобиль вернулся в наш мир надолго, если не навсегда. Напомню, что в самом начале ХХ века электромобили уже завоевали очень весомую долю рынка в Нью-Йорке. В 1905 году, к примеру, там было порядка 30 тысяч электромобилей. К 1910 году в США было 12 производителей электромобилей и общее количество электротранспорта достигало вполне впечатляющих 38% от общего количества.

Но потом тяжелые свинцовые батареи стали вытесняться легкими, простыми (на фоне тех технологий) двигателями внутреннего сгорания. Революция в электротранспорте начала ХХ века умерла, так и не начавшись.

Электромобили в Нью-Йорке в XX веке. Фото с сайта samsebeskazal.livejournal.com
Электромобили в Нью-Йорке в XX веке. Фото с сайта samsebeskazal.livejournal.com

Скептики до сих пор настаивают, что массовый переход на электромобили невозможен из-за ограниченного пробега и продолжительного времени зарядки аккумулятора по сравнению с заправкой привычным топливом. Но мы отстаиваем другое мнение, и мы в нем не одиноки: потребности 90% водителей могут быть удовлетворены современными электромобилями с существующими на сегодня расстоянием пробега и временем зарядки. Электромобиль можно заряжать всего один раз в день — дома или в офисе, потому как преодолеваемое расстояние гораздо меньше, чем позволяет заряд аккумулятора.

Приведу несколько доказательств:

  • Мировые автосалоны — например, Paris, Geneve, Beijing, Detroit motor show’s — показывают, что все автоконцерны начинают выпуск электромобилей, и уже не в виде анонсов, а в виде стратегических программ. К примеру, концерн VW Group анонсировал стратегический план развития до 2025 года — выпускать 30% автомобилей «pure electric», то есть полностью на электротяге
  • В апреле 2017 главный экономист по энергетике Total Жоэль Куз на конференции Bloomberg New Energy Finance (BNEF) сообщил, что к 2030 году от 15% до 30% всех новых машин в мире будут электрическими, и после этого спрос на топливо перестанет расти и «может быть, даже упадет»
Фото с сайта futurist.ru
Фото с сайта futurist.ru

Рынок электрозарядок в ЕС дефицитен — спрос больше, чем предложение. Объемы прироста ЭЗС на ближайшие годы — колоссальны. Общение с владельцами электромобилей, дилерами и сервисными организациями привело к пониманию, что сценарий эксплуатации электромобиля в корне отличается от автомобиля с ДВС. Электровладелец не ограничен требованием посещать специальные объекты инфраструктуры, где он или она пополняет свой бак. Электровладельцу требуется только электрическая энергия, которая находится в урбанизированных пространствах повсюду.

Так мы и поняли, чем хотим заниматься. И взялись за дело.

В чем состоит идея

Исследовав рынок, мы нашли техническое решение, как сделать зарядку электромобиля такой же простой, как зарядку смартфона. Оно объединяет «железо» (электрозарядки) и ИТ-продукт: автоматическую оплату, информационную систему агрегации и управления данными, систему мониторинга и контроля физической электросети.

Мы решили создавать электрозарядные станции и предлагать их b2c-сегменту: сетям АЗС, отелям, торговым центрам и так далее. Конечный потребитель находится в сегменте b2c — это владелец электромобиля, который скачивает наше приложение и использует при зарядке авто. Он регистрирует авто в приложении, по приезду на парковку система сама его распознает, начинает зарядку и автоматически списывает оплату (система «pay as you go»).

Фото из личного архива Rewatt
Фото из личного архива Rewatt

На первом этапе мы видим себя производителями физической инфраструктуры — электрозарядных станций. Позже конкурировать в производстве зарядных станций станет очень трудно, поэтому мы планируем переключиться на высокотехнологичные продукты и ИТ-составляющую — то есть подключать сторонних производителей и операторов к нашей информационной системе и работать с конечным потребителем.

Мы продаем систему за 4 000 евро. В эту стоимость входит одна зарядная станция и ИТ-продукт. Мы прямо заинтересованы в подключении дополнительных сторонних производителей к нашей системе, поэтому им предлагается интеграция в нашу систему бесплатно. В дальнейшем будет предусмотрен трансакционный сбор (комиссия) за пользование нашей ИТ-системой.

Большую часть дохода мы планируем реинвестировать обратно в компанию, для наращивания компетенций и более агрессивного выхода на смежные рынки.

За счет чего мы будем конкурировать

Звучит громко, но мы считаем нашим конкурентом Tesla Motors и их сеть supercharger’ов (станций сверхбыстрой зарядки). На рынке есть очень сильные европейские игроки, но с учетом дефицита предложения о прямой конкуренции пока говорить не приходится. Игроки рынка еще не ощущают «нехватки пространства».

Так что конкуренция нас не страшит, даже наоборот — мы приветствуем ее. Рынок пока не получил тех решений, которые будут его двигать. Наше конкурентное преимущество в том, что мы — единственная компания, которая может дать продукт и услугу «под ключ» — начиная от поставки оборудования и заканчивая проектными работами, шеф-монтажом, полным циклом сервиса с гарантированными услугами по поддержке системы.

Какие сложности мы встретили

В первую очередь это непонимание, недоверие со стороны знакомых и партнеров и крупных игроков нефтетопливного рынка. Даже с первыми потенциальными инвесторами мы говорили на разных языках. Одни убеждали нас, что электромобиль — игрушка для богатых, подразумевая Tesla, другие — что «эра электромобиля» если и случится, то лет через 10. Нам удалось переубедить обе стороны, показав оценки и прогнозы, а также рыночные цифры лидирующих стран Европы, США и Китая.

Также многие из них не понимают, как мы строим производственные циклы — все же наше пост-СССР пространство растеряло много навыков и компетенций по производству.

Что происходит сейчас

Мы финансируем проект за счет собственных средств, но не исключено, что в ближайшее время свяжемся с инвестфондом или частным инвестором. У нас есть пул потенциальных инвесторов, однако в нашей стратегии мы сначала устанавливаем несколько городских объектов в реальных городских пространствах, заключаем первый контракт по продажам и уже после привлекаем инвестора для реализации первых заказов и экспансии продукта на европейский рынок с развитием производственной составляющей.

На производстве rewatt. Фото из личного архива компании
На производстве rewatt. Фото из личного архива компании

Стратегия нашего развития поступательная. В октябре 2016 года, собрав достаточно знаний, на выставке SmartPatent'16 мы анонсировали старт. А в марте этого года на выставке «СтройЭкспо 2017» продемонстрировали себя и свой продукт, заняв призовое место за инновационность решения.

Официальная презентация зарядной станции Rewatt прошла в мае этого года. В ближайший месяц мы собираемся выпустить первую мелкую серию (предсерийный объем) для проверки и адаптации производства.

На производстве rewatt. Фото из личного архива компании
На производстве rewatt. Фото из личного архива компании

Нас пока 10 человек — это инженеры, энергетики, программисты, маркетологи и продавцы. Есть клиенты из Германии, Украины, Беларуси, России, которым мы начнем поставлять нашу продукцию уже этой осенью. Прорабатываются варианты с другими европейскими клиентами. В этом году планируется установка 2−5 общедоступных ЭЗС в Минске и по одному объекту в Киеве, Москве, Берлине, Хельсинки для демонстрации.

В следующем году мы анонсируем продукт для b2c, то есть возможность покупки зарядных станций для всех желающих. А к 2023−2025 году планируем изолировать наш ИТ-бизнес с «историей» по управлению сетями ЭЗС и тарификации пользователей. И сделать Rewatt единым стандартом оплаты зарядки электромобилей.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Платный контент

20170626