Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2515 -0,0101
  • 3,46 EUR 3,4633 -0,013
  • 3,48 100 RUB 3,4844 +0,0032
  • 10 CNY 4,4747 -0,0127
Личный опыт «Про бизнес» 9 июня 2017

Как хрупкая девушка справляется со столярным станком «БЕЛМАШ СДМ»: история ремесленника

Людмила Шляховская. Фото из личного архива
Людмила Шляховская. Фото из личного архива

Ремесленный бизнес Людмилы Шляховской начался с пристрастия к украшению интерьера и любви к работе с деревом. Вдохновившись современными трендами в handmade, она стала производить деревянные изделия под собственным брендом WoodenJoy.

Как хрупкая девушка справляется со столярным станком, и что надо знать людям, которые хотят зарабатывать на ремесленничестве — своей историей Людмила делится с «Про бизнес.».

Как я стала ремесленником

— Моя семья — я, муж, дочка и сын — много путешествуем. Побывали во многих городах Европы и Америки. Мы замечаем, что трендом последних лет в интерьерах домов, магазинов, а также кафе и ресторанов стали простота, минимализм. Люди стремятся уйти от напускной роскоши, ищут единения с природой, вдохновляются ею.

Украшение интерьера дома всегда было моей слабостью: хотелось, чтобы вокруг было все красиво, при этом максимально функционально. То есть не просто картина, висящая на стене, а панно с надписью, чтобы радовать не только глаз, но и душу, мотивировать на смелые поступки, вселять уверенность или просто вызывать улыбку. Или панно, на которое можно натянуть бечевку и развесить фотографии семьи. И жилье превратится в домашний очаг, в котором тепло и уютно.

Фото из личного архива Людмилы Шляховской
Фото из личного архива Людмилы Шляховской

Почему дерево? Это экологично, натурально, красиво, приятно на ощупь. Дерево в интерьере создает невероятное чувство слияния с природой, даже если ты находишься в квартире многоэтажки. Дерево согревает, «дышит», стареет, живет вместе с владельцем, чего не скажешь о бездушном пластике.

К счастью, сейчас люди стали интересоваться деревом намного больше, чем еще 10 лет назад. Модным становится:

  • Экостиль (использование натуральных экологичных материалов в интерьере дома)
  • Шебби-шик (стиль интерьера, главная особенность которого искусственно состаренные предметы)
  • Стиль кантри (с его простотой, естественным уютом и натуральными оттенками)

Люди стремятся к природе, хотят окружать себя экологичными вещами с историей. Поэтому я решила делать товары из дерева.

Зарегистрировать ремесленничество не составило никаких трудностей. Нужно было просто с паспортом подойти в налоговую инспекцию своего района, заполнить анкету, заплатить ремесленный сбор (платится 1 раз в год, составляет 1 базовую величину — на данный момент это 23 рубля), купить и зарегистрировать книгу учета проверок и все. И можно приступать к работе.

Название бренда WoodenJoy, которое я придумала для своих изделий, строится на игре слов: Wood (дерево), Enjoy (наслаждаться), т.е. «наслаждение деревом» или Wooden (деревянный), Joy (радость) — «деревянная радость». Так родился и слоган: WoodenJoy… Enjoy.

Фото из личного архива Людмилы Шляховской
Фото из личного архива Людмилы Шляховской

Где я ищу идеи

Сначала я задавалась вопросом, какие изделия изготавливать, что именно заинтересует покупателя. Ориентировалась в первую очередь на себя и своих друзей. Я и сейчас часто спрашиваю у них совета: что они хотели бы приобрести, чего им не хватает на рынке. На данный момент мой ассортимент довольно широкий: я делаю подставки под горячее, интерьерные панно, подносы для завтраков, держатели для фото, подставки под цветы и многое другое.

Вдохновляюсь и западными сайтами: Etsy, Pinterest, просторы Instagram. Иногда получается так: просмотрев огромное количество фото, картинок, образы аккумулируются и возникает что-то свое.

То, что я делаю сейчас, можно назвать «прощупыванием рынка». Я занимаю скорее выжидательно-наблюдательную позицию.

Смотрю, какие изделия нравятся клиентам больше, за какими идут именно ко мне, а какие предпочтут приобрести у конкурентов. Интересуюсь, конечно, и их работой. В основном слежу за конкурентами в соцсетях: ВКонтакте, Instagram. Хожу на маркеты. Несмотря на большой ассортимент, я понимаю, что ко мне вряд ли придут купить изготовленную мною разделочную доску, т.к. есть мастерские, которые специализируются именно на этих изделиях. У них не одна и даже не 3 разделочные доски: они придумали, разработали и производят несколько десятков наименований. Опыта у них, естественно, побольше. Поэтому и покупатели пойдут к ним. И это правильно.

Фото из личного архива Людмилы Шляховской
Фото из личного архива Людмилы Шляховской

В каждом деле, я считаю, важно найти изюминку, например, делать то, что другие не делают. Или делать это по-другому, чтобы появился свой стиль, чтобы привлечь «своих», близких по вкусу покупателей.

Конкуренция

В Беларуси огромное количество ремесленников. У всех разные направления: кто-то занимается деревом, кто-то мыловарением, кто-то делает керамическую посуду, кто-то шьет кукол Тильд. Все это многообразие ремесленнической деятельности демонстрируется на выставке-ярмарке «Млын» — крупнейшем маркете хендмейда в Беларуси. И «деревянщиков» среди них немало. По самым скромным подсчетам — от 50 до 100 человек. Но и простор для фантазии и мастерства не ограничен. Кто-то делает деревянную мебель, кто-то детские игрушки, кто-то предметы интерьера — и это здорово!

Конкуренцию составляют не только ремесленники, но и сувенирные магазины. Многие представляют деревянную продукцию: начиная от небольших лавочек, которые привозят товар из Китая, до всем известной Икеа, которая славится своими интерьерными идеями.

Но серийное производство всегда будет серийным, и вероятность увидеть элемент своего декора в доме у соседа достаточно велика. Чего не скажешь о ручной работе.

Изделия могут быть похожи, но не идентичны. Все предметы с душой, все имеют свою историю: от рождения идеи до реализации и упаковки.

Фото из личного архива Людмилы Шляховской
Фото из личного архива Людмилы Шляховской

Моя маленькая команда

Регистрация ремесленником предполагает работу одного человека, но без помощи семьи мне приходилось бы туго. Муж поддерживает меня во всех начинаниях, без его веры и уверенности в моих силах у меня бы вообще ничего не получилось. Дети (2 года и 6 лет) тоже помогают в меру своих возможностей. Младший сын может сказать с придыханием «как красиво!» — и эта оценка для меня самая дорогая. А дочка дает вполне реальные советы по дизайну и цветовому оформлению. Она всегда критически рассматривает новые работы и выносит «вердикт»: «мне нравится», или «лучше бы ты покрасила в розовый».

При подготовке ассортимента к Рождеству и Новому году она даже нарисовала дизайн елочки, которую я вырезала из фанеры. Она осталась довольна, как и мои клиенты.

Но главную помощь оказывает мне отец. И словом, и делом. Он хорошо разбирается в столярном деле, и все, что я умею, это благодаря ему.

Так что за каждым изделием стоит огромный труд не одного или нескольких человек, а труд всей семьи. Это важно. И очень ценно.

Фото из личного архива Людмилы Шляховской
Фото из личного архива Людмилы Шляховской

Как я работаю

В своей работе я использую:

  • Деревообрабатывающий станок «БЕЛМАШ СДМ» — для распила, строгания, фугования древесины
  • Лобзик (выпиливание мелких изделий)
  • Шлифовальные машинки
  • Ручной фрезер
  • Ручную электропилу
  • Электродрель
  • Отрезной станок

Всем этим мне любезно позволяет пользоваться отец.

Каждое изделие проходит много этапов, прежде чем попасть в дома к покупателям.

1. Рождение идеи. Вдохновляет все: и красиво покрашенный забор по дороге в магазин, и небрежно разбросанные доски около соседнего дома.

2. Эскиз. Я не художник, поэтому эскиз выглядит очень схематично. Главное — не упустить идею, не забыть, не потерять ее.

3. Непосредственно реализация.

Станок «БЕЛМАШ СДМ»
Станок «БЕЛМАШ СДМ»

Отец помогает мне с тяжелой работой: распилить доски и сострогать их до нужной толщины. Иногда приходится корректировать размер на месте, ведь на бумаге все выглядит иначе. Потом начинается процесс шлифовки — это долгий и кропотливый процесс, особенно если изделие небольшое. Шлифовать необходимо неоднократно, т.к. в мягких породах дерева (сосне, например) волокна приподнимаются от попадания влаги. При окраске я использую акриловые водорастворимые, безопасные для здоровья краски либо морилку на водной основе. Краска полностью перекрывает дерево, а морилка лишь оттеняет его, волокна и структура просматриваются.

Столярному делу я нигде специально не училась — отец мой лучший учитель, но в планах есть посещение курса столярной школы.

Технологию покраски, тонировки и состаривания древесины я осваивала с помощью видеоуроков. Экспериментировала с красками и оттенками. Краску я наношу разными способами. Все зависит от того, какого эффекта я стараюсь достичь. Если необходимо равномерное покрытие — краскопульт, если нужно добиться эффекта небрежности, неравномерности — кистью, а если добавить другой оттенок, либо создать эффект мазков — на помощь приходит губка или кусочек ткани.

А вот технологию нанесения надписей и рисунков я разработала сама и очень горжусь ей.

Рисунок не перекрывает древесину полностью, он как будто чуть выцвел и протерся со временем. Как я говорила, я не художник, и вопрос нанесения рисунка или даже надписи на дерево был под большим вопросом. Но мне этого очень хотелось. И тогда возникла идея! Все сработало — и теперь я могу радовать клиентов надписями и рисунками любой сложности.

Фото из личного архива Людмилы Шляховской
Фото из личного архива Людмилы Шляховской

Расходные материалы типа краски, шлифовальных губок, кистей приобретаю в крупных строительных магазинах. Сначала было много неоправданных расходов, но с опытом понимаешь, где можно сэкономить, а где лучше заплатить чуть дороже. Изделия все очень разные и по размеру, и по трудозатратам, поэтому и срок изготовления разный. Панно или фоторамку могу сделать за пару дней, а вот подставкой для цветов занималась несколько недель.

Изделия, которые пользуются большим спросом стараюсь держать всегда в наличии: все-таки люди предпочитают схему «захотел-купил», а вот если заказчик хочет что-то уникальное (изменить размер, цвет или надпись), тогда прошу немного подождать. На данный момент большим спросом пользуются рамки-держатели для фото — они хороши и для украшения собственного интерьера, и в подарок.

Материал стараюсь закупать на периферии: там дешевле. Мой отец живет в Поставах. Там много лесов и деревообрабатывающая промышленность хорошо развита. Из материала я обычно использую обрезную доску, мебельные щиты, в ход идет даже напольный паркет — дерево уже обработано, хорошо высушено, не требует трудоемкой доработки.

Экспериментировала с разными породами древесины. Больше всего в ходу, конечно же, сосна.

В Беларуси много сосновых лесов, поэтому на рынке легче всего найти именно эту породу дерева. В работе также использовала дуб, ясень и черную ольху.

Плюс ручной работы, штучного производства в том, что:

  • Это возможность реализовать желания индивидуально для каждого заказчика
  • Не нужно менять целую линию производства, закупать дорогостоящие материалы
  • Можно быстро изменить направление, быть гибкой, ориентироваться на запросы рынка

На данный момент я работаю по принципу самовывоза, но если клиент живет недалеко или обстоятельства не позволяют ему подъехать (маленький ребенок, загруженность по работе), то всегда иду навстречу: доставлю домой или подвезу, куда удобнее. Все индивидуально. Часто отправляю по почте. Крупные изделия передаю маршруткой. Варианты есть, главное научиться ими правильно пользоваться.

Фото из личного архива Людмилы Шляховской
Фото из личного архива Людмилы Шляховской

Затраты и цены

Затраты на производство стараюсь минимизировать. Стоимость изделия рассчитывается достаточно просто: затраты на материал, краску, крепления и стоимость моей работы (по количеству часов, затраченных на изготовление каждого конкретного изделия). Некоторые затраты я пока вообще не учитываю. Например, время и расходы связанные с закупкой материалы, затраты на маркетинг (реклама, визитки и т.д.).

С наращиванием объема (на данный момент я могу выполнять 5−6 заказов в неделю) я планирую снизить стоимость изделий.

Средняя цена варьируется сегодня в пределах 5−10 рублей на мелкие изделия (подставки, фоторамки) и 20−35 рублей на крупные (настенные панно, подносы).

При постоянном росте заказов можно будет подумать о другой форме регистрации (ИП, ЧУП) — это позволит привлекать больше людей, быстрее выполнять заказы. Но на данный момент потребности в этом нет — справляюсь сама.

Фото из личного архива Людмилы Шляховской
Фото из личного архива Людмилы Шляховской

Кто мой покупатель

Думаю, у меня получается найти «своего» клиента. Когда человек возвращается во второй или даже в третий раз, ты понимаешь, что ты на правильном пути, что людям нравится то, что ты делаешь. Это вдохновляет.

Портрет «моего» покупателя нарисовался в голове как-то сразу: молодые люди 20−40 лет, уставшие от напускного шика и вычурности, любители простоты и лаконичности, ценители природных цветов и материалов.

Статистика профиля в Instagram, который является для меня основным каналом продвижения, только подтвердила мои догадки.

Страница в Instagram у меня относительно недавно, количество постов чуть более 100. Подписчиков 500, но эта цифра все время растет. Благодаря возможностям бизнес-профиля, я могу отследить некоторые важные для меня моменты. Например, возрастной диапазон моих подписчиков (в основном, это молодые люди 25−34 лет), географическое расположение подписчиков (Беларусь, Россия). Но самые интересные для меня показатели — это вовлеченность (количество людей, которым понравилось фото и/или они оставили свой комментарий) и количество сохранений моей публикации. Это говорит о том, что товар отклик в сердцах подписчиков.

Фото из личного архива Людмилы Шляховской
Фото из личного архива Людмилы Шляховской

Продвижение

Из Instagram идет основная масса заказов — около 80%. Люди находят меня там, многие обращаются по рекомендации. Знакомых, друзей и «сарафанное радио» тоже никто не отменял. Использую возможности продвижения и в других соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники. Зарегистрировалась на портале ремесленников evna.by.

В работе ремесленников есть ряд ограничений: нельзя иметь интернет-магазин, нельзя указывать цены на сайтах.

Можно сделать только сайт-визитку, где будет фото товара и информация о том, как связаться с продавцом. Это не совсем удобно, так как люди всегда хотят сразу знать цену и иногда ленятся или стесняются написать отдельное сообщение и поинтересоваться.

Фото из личного архива Людмилы Шляховской
Фото из личного архива Людмилы Шляховской

О планах

У меня большие планы на лето:

  • Планирую расширить ассортимент, изготовить изделия, которых еще нет на рынке
  • Большие надежды возлагаю на держатели для фото — буду работать в этом направлении, искать новые формы, подбирать наиболее подходящие размеры и цвета
  • Сотрудничество со свадебными декораторами. Многие молодожены предпочитают праздновать свадьбу в усадьбах. Деревянный декор там очень уместен
  • Многие магазины принимают на реализацию товары у ремесленников. В самое ближайшее время я планирую наладить сотрудничествои с ними
  • Хочу разработать концепцию дальнейшего развития. Вот тогда можно будет заявить о себе на маркетах для широкой аудитории. Пока я не решаюсь — реально оцениваю свои силы

Концепцию я вижу в сужении ассортимента до нескольких наименований, но при этом в расширении вариативности в этих наименований. То есть, к примеру, мой ассортимент — рамки для фото. А вот их размер, цвет, сопровождающая надпись и рисунок могут варьироваться до бесконечности.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.