Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,23 USD 3,2333 +0,0012
  • 3,52 EUR 3,5221 -0,0004
  • 3,51 100 RUB 3,5135 -0,0066
  • 10 CNY 4,48 -0,0001
Личный опыт «Про бизнес» 20 июля 2017

Вот кто одевает Wargaming, Juno и других айтишников: история швейной фирмы

Фото из личного архива компании
Фото из личного архива компании

Николай Белан провел на швейной фабрике матери все детство, а после университета остался там работать. Когда повзрослел, бизнес открыл в этой же сфере — организовал производство одежды для бизнеса Niko Firm.

Сейчас эти вещи можно увидеть на многих белорусских айтишниках, но узнать — вряд ли. Ведь на ней бренд ИТ-компании, а не производителя. О том, что корпоративный гардероб создается Niko Firm, говорит только бирка. Но размещают ее редко. Как устроена компания, которая «одевает» айтишников, читайте в истории Николая.

— В швейном бизнесе я, можно сказать, с пеленок. Моя мать создала достаточно известную компанию «Наша Марка», которой уже 30 лет. Отец почти всю жизнь работал за границей и, как следствие, я проводил много времени на швейной фабрике. Наверное, это и воспитало во мне любовь к этому делу и дало опыт.

Николай Белан. Фото из личного архива
Николай Белан. Фото из личного архива

После университета я продолжил работать в семейном бизнесе. Мне было интересно развивать несколько направлений, среди которых — текстиль в интерьере и трикотажное производство. В сентябре 2014 года за пошивом толстовок обратилась компания, которая впоследствии стала для нас значимым партнером и другом. Это крупнейший gamedev нашей страны (сфера разработки компьютерных игр — Прим. «Про бизнес.») — думаю, вы знаете, о ком я. И хотя сейчас у нас уже есть партнеры крупнее, ради этой компании мы всегда готовы отложить любые заказы. Именно они дали нам толчок к тому, что мы делаем сейчас.

Так началась подготовка к созданию новой компании. Команда начала увеличиваться. Когда мы доросли до 15−20 человек, решили создать отдельное предприятие и придумали продукт — корпоративные коллекции одежды.

Фото из личного архива компании
Фото из личного архива компании

Как это устроено

Мы разрабатываем коллекцию одежды под заказчика с нуля. Это как если бы мы создавали множество брендов одежды. Начинается все с технического задания, потом — работа дизайнера, потом — производство того, что мы придумали.

Наш основной сегмент — производство различных баек, маек, поло. Не так давно стали делать зимнюю одежду — жилетки, куртки. Впрочем, мы можем создать любое изделие.

Фото из личного архива компании
Фото из личного архива компании

В компаниях из B2C сегмента летнюю одежду разрабатывают за год, производят зимой и начинают продавать весной. У нас же любая задача — 3 недели. Срок почти не зависит от объема заказа, однако если партия совсем большая, мы просим 1−2 недели дополнительно.

Если ваши клиенты — айтишники

С самого начала мы решили работать только с корпоративными заказами и сконцентрировались на ИТ-бизнесе. В первую очередь потому, что здесь мы можем реализовать себя и делать то, что хотим. Кроме того, большая часть нашей команды — выходцы из ИТ-сферы.

Мы предпочитаем знать все тонкости вкусов ИТ-бизнеса, чем обо всех понемногу. Специфики работы очень много. Зависит от стран, направлений. Например, gamedev- компании любят модели яркого цвета, максимальную проекцию своего продукта на одежду. Софтовые компании предпочитают сдержанный стиль, многие переходят на полуклассический. Особенно в костюмы «переодевается» руководство таких компаний: многие сотрудничают с госсектором, банками — это накладывает на них определенные обязательства.

Почему они не могут просто купить деловой костюм? Они хотят единый стиль, созданный специально для них. Это определенный престиж.

Фото из личного архива компании
Фото из личного архива компании

Объемы продукции очень разные. Есть минимум, меньше которого мы не берем заказ у новых клиентов, но для наших партнеров сделаем даже одну единицу. В среднем компании со штатом сотрудников 100−200 человек нужно сделать два заказа коллекции одежды в год.

Когда у заказчика есть деньги, он вправе выбирать. И в этом смысле ИТ — самый сложный сегмент. Особенно если учесть, что на глобальном рынке такой избыток предложений, что ошибку нам не простят. Айтишники носят качественную одежду и хотят, чтобы корпоративная была не хуже.

Например, приносят нам майку Louis Vuitton и говорят на это качество равняться.

Приведу несколько примеров:

  • На каждой ступени нужны дорогие ткани, нитки, краски. Их бывает сложно найти и с ними сложно работать. Например, только одна компания из Питера может поставлять молнии, которые хочет один из наших клиентов.
  • Для одного из клиентов мы заказывали корейскую мембранную ткань. Она очень тонкая и очень прочная. Начали шить — машины не выдерживают. Но этот заказ мы выполнили, несмотря на то, что днями и ночами не спали.
  • Серьезному производству нужно планировать загрузку заранее, но мы не знаем, когда нам напишет партнер со срочным заказом. Часто выполнить его нужно за пару дней. Нам это удается, и я считаю, что это одно из главных достижений.

Мы собрали достаточно сложный пазл поставщиков более чем из 40 компаний. В сроки мы укладываемся за счет бессонных ночей, всегда держим часть производства про запас, но главная причина — в полном цикле собственного производства.

Наше правило: «Хочешь сделать что-то хорошо, делай это сам!»

Изначально по многим вопросам мы обращались к подрядчикам — печатникам и вышивальщикам. Главные требования были в сжатых сроках, которые нужно было выполнить «вчера». Но ведь не заставишь чужую компанию работать ночью. Так что этого нам дать не могли.

Хотелось, чтобы у нас был полный цикл производства, чтобы продукт от замысла до упаковки был в наших руках. Чем крупнее мы становились, тем более требовательными были к подрядчикам. И сформировалось правило: «Хочешь сделать что-то хорошо, делай это сам!».

Фото из личного архива компании
Фото из личного архива компании

Первым был печатный цех. Однажды в интернете я увидел объявление о продаже в России очень крутого и почти нового цеха шелкографии с лучшим американским оборудованием — и понял, что это знак. В тот же день я выставил машину на продажу, а через день уже оставлял аванс. Мы еще не знали ни как печатать, ни кто будет это делать. У нас даже не было места, куда это все поставить.

Мы арендовали помещение в районе улицы Октябрьской, так как оборудование и близко не помещалось на нашем производстве, и принялись осваивать новое ремесло. В первую очередь начали собирать команду — на это ушло несколько месяцев. Костяк команды составили трое друзей: раньше они работали на 3-х разных печатных цехах в Минске и по очереди пришли к нам.

На несколько дней мы пригласили одного из лучших печатников мира, который научил наших ребят некоторым новым фишкам. Потом был вышивальный цех и много других более мелких побед.

А самые главные наши победы — в нашей команде. Мы строго подходим к набору новых сотрудников: их подбирает руководитель отдела лично, собеседования проводим вместе — я и руководитель направления. Если это производственная вакансия, я могу не участвовать. Ищем, как правило, в интернете — хорошо, специалистов можно найти на РАБОТА.ТУТ.БАЙ. Как бы банально это ни звучало, для нас важно, чтобы человек был хороший.

Привлечение клиентов

Уже достаточно давно мы ушли от прямых продаж. Сотрудничество с известными компаниями помогает поддерживать положительную репутацию. Мы являемся партнерами крупных ИТ-конференций, дважды в году проходит футбольный турнир для ИТ-компаний, где мы являемся главным спонсором и т.д. Всего у нас около 35 постоянных клиентов.

Фото из личного архива компании
Фото из личного архива компании

Конкурируем мы скорее с глобальным рынком, чем с белорусскими производителями. В Беларуси никто из них не фокусируется на ИТ-бизнесе. Обычно все хватаются за всё подряд.

За счет чего мы конкурируем на мировом рынке? За счет дружеских отношений с заказчиком, оперативности и качества. Бывает, в Англии или Америке дешевле, чем у нас. Но даже в Европе далеко не всегда компании сохраняют высокое качество на 50−100 единиц. Не то чтобы это сложно, просто мало кому хочется это делать.

Фото из личного архива компании
Фото из личного архива компании

Качества всегда сложно добиться, особенно на маленьких партиях. Нужна большая и сильная команда, какая бывает, как правило, в больших компаниях. Но такие не берутся за заказы меньше 1000 единиц и сроками менее 2−3 месяцев. У маленьких же компаний нет возможности держать этот штат.

Кроме того, в сегменте брендированной одежды очень много посредников в лице маркетинговых агентств, компаний, которые просто привезли китайские майки и печатают на них. Нередко стоимость только ткани, которую мы закупаем, может в несколько раз превышать закупочную стоимость таких маек.

Планы по развитию

Главный план на производстве — это максимальная автоматизация. Чем более узкую операцию выполняет конкретная машина, тем выше качество этой операции. Это оборудование более сложное и автоматизированное, чем обычные универсальные машины. К этому мы и идем. В планах — до конца года установить автоматический раскройный комплекс.

Фото из личного архива компании
Фото из личного архива компании

Мы постоянно посещаем выставки в России и Европе и постепенно добавляем новое оборудование. В ближайшие несколько лет собираемся выходить на американский и европейский рынки. Планируем также открытие постоянного представительства в России. У нас уже были запросы от европейских и американских офисов — Tesla, Facebook, Ubisoft, и мы продолжаем переговоры с ними. А еще — хотим начать сотрудничество с такими компаниями как, Blizzard, Rockstar, Valve.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.