Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Личный опыт «Про бизнес» 11 августа 2017

«Девушке зарплату меньше, чем парню? Этот номер не пройдет!». Кажется, эта компания кое-что понимает в гендерном равенстве

Фото с сайта fuorigio.co
Фото с сайта fuorigio.co

На днях разгорелся скандал: корпорация Google уволила своего сотрудника, инженера Джеймса Деймора, который написал внутреннее письмо о биологических причинах гендерного неравенства в сфере ИТ. Мы решили узнать, как относятся к этой теме в белорусском бизнесе — и нашли компанию, которая всерьез заинтересовалась темой гендерного равенства и уже реализует HR-программу, направленную на решение связанных с ней проблем. Почему идеи гендерного равенства, особенно в ИТ, так популярны сегодня, и как они могут реализовываться на практике — своим мнением делится Ольга Ярошевич, HR-менеджер компании «СофтТеко».

— Вопросы гендерного равенства актуальны сегодня во всем мире. Еще в 2000 году пункт о равенстве мужчин и женщин в доступе к рынку труда был включен в Лиссабонскую конвенцию — программу экономического развития, одобренную всеми главами государств Европейского Союза. А Беларусью недавно был принят Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2017−2020 годы.


Ольга Ярошевич
Ольга Ярошевич
HR-менеджер компании «СофтТеко»

В 2017 году наша компания также решила поддержать эти инициативы и подписала Глобальный Договор ООН — одним из принципов которого является гендерное равенство. В связи с этим мы начали реализовывать внутреннюю программу «Дружественная политика SoftTeco Team». О ней я расскажу ниже.

Почему девушки боятся идти в айти

Есть ряд профессий, куда девушкам ход чаще всего закрыт. В основном это специальности, связанные с повышенной нагрузкой и тяжелым физическим трудом. При этом есть сферы, в которых тонкий женский ум, прирожденная мобильность и аналитические способности могут принести огромную пользу. Такой сферой деятельности, на наш взгляд, является и ИТ. Однако мы не наблюдаем тотальной борьбы ИТ-компаний за приток женщин-разработчиц. Да и сами соискательницы даже после профильного вуза, например БГУИР, с которым мы давно работаем, предпочитают места попроще и поспокойнее, хотя менее интересные и, что скрывать, менее оплачиваемые и менее престижные. Порой выпускницы ИТ-вузов даже не доходят до собеседований, заранее имея в голове полную уверенность, что им там все равно откажут и при прочих равных предпочтут парня. Мы это часто наблюдаем.

Что останавливает амбициозных высококвалифицированных умных девушек пробовать себя реализовать в престижных компаниях? Предвзятые работодатели и HR-менеджеры? Или собственные страхи и неуверенность в своих силах, взращенная годами и поколениями?

По данным исследования оплаты труда, опубликованным Всемирным экономическим форумом, женщины зарабатывают на 30% меньше, чем мужчины, выполняя ту же самую работу. Почему? К сожалению, ответ неутешителен — сами женщины претендуют и согласны на меньшее. А причина этому — заниженная самооценка.

Фото с сайта daypic.ru
Фото с сайта daypic.ru

Вот несколько примеров, собранных нами: что думают о своей будущей карьере в ИТ и стереотипах девушки-студентки БГУИР:

Мария Волошина: «Есть такой стереотип, что девушка может быть либо умной, либо красивой — по мне, это самое главное препятствие. Работодатель может счесть, что красивая девушка несовместима с написанием хорошего кода или таким инструментом, как паяльник. Я сама хотела бы подрабатывать радиомонтажником, но меня 99% не возьмут даже с „портфолио“, просто потому, что я девушка».

Ольга М.: «В группе у меня 4 девушки из 30 человек, и еще есть пару знакомых девушек-«технарей» из БГУ. Говоря о будущей работе, большинство называют профессию сисадмина, инженера-системотехника, сетевого инженера, тестировщика ПО. Программировать никто из них, похоже, не хочет.

Самый распространенный стереотип: девушки способны ко всяким «физико-математическим штукам» и они менее внимательны. И еще что они хотят выйти замуж за богатого программиста».

Ксения Григорьева: «С предубеждениями и стереотипами сталкиваются девушки, которые учатся на „железных“ специальностях, связанных с радиотехникой и электроникой. Я училась как раз на такой, и практику мы проходили на заводах. Во время такой практики я заметила, что девушкам не доверяют работать с деталями, делать проверку изделий, ремонтировать. На нас спихивали ту работу, которую было лень делать мужчинам — перекладывать бумажки, сортировать документы, сидеть в архиве. В то время как наши парни-одногруппники делали интересные вещи, практикуясь по специальности».

Проблемы гендерного равенства в сфере ИТ очевидны. И если их решением на государственном уровне должны заниматься органы власти, то в каждой отдельно взятой компании ответственность лежит на людях, принимающих решения. Компании, ориентированные на устойчивое развитие, понимают, какой потенциал скрыт в гендерном равенстве для их собственного бизнеса и делают шаги в этом направлении.

На наш взгляд, и это позиция руководства, когда компания начинает работу в направлении соблюдения гендерного равенства или других подобных вопросов, она делает это, прежде всего, для собственного профита.

И это правильно. Иначе не будет заинтересованности и вовлеченности в процесс. Однако параллельно мы решаем социально значимую проблему. Получается, что наша корпоративная ответственность и активная гражданская позиция в этом вопросе помогают нам получать нужные дивиденды для нашего бизнеса: позитивные условия для работы, характерные для смешанного коллектива, дают сотрудникам уверенность в завтрашнем дне. А это здоровая атмосфера и высокая работоспособность. На наш взгляд, если в коллективе есть женщины, это придает ему стабильность, уменьшается текучка, потому что такова женская природа — она стабильнее мужской. Не зря, по результатам многочисленных исследований, компании, где женщины занимают хотя бы 30% лидерских позиций, в 12 раз чаще попадают в рейтинги лучших.

К тому же сейчас, когда ИТ-сфера испытывает настоящий голод в квалифицированных кадрах, женщины — тот самый потенциал, который может помочь решить проблему.

Главным вопросом остается неуверенность в сознании самих соискательниц. Поэтому важно не просто провести изменения локально в своей компании, но и активно транслировать их, чтобы будущие ИТ-специалисты, еще будучи студентами, узнавали про этот положительный опыт и меняли подход в выборе работы. Девушки не будут занижать собственные ожидания и ценность. А парни будут знать, что после университета их ожидает здоровая конкуренция со своими коллегами женского пола.

Фото из архива компании «СофтТеко»
Фото из архива компании «СофтТеко»

Наша «дружественная политика»

Около 30% нашей команды сегодня — женщины. Среди них несколько ТОП-менеджеров. Наши сотрудники не выбирают между семьей и работой. Потому что мы организовали рабочий процесс так, чтобы и женщины, и мужчины не разрывались между тем, сходить ли на детское собрание в школу или на важную рабочую встречу. Для нас принципиально, чтобы все сотрудники и сотрудницы компании имели полноценную возможность профессионально расти и развиваться в компании, не вопреки семье и детям, а вместе и ради.

«Дружественная политика SoftTeco Team» строится на нескольких принципах.

1. Организации рабочего процесса. У нас, например, четко отработаны стандарты проведения собеседований: мы никогда не задаем вопросы, связанные с личными моментами, такими как наличие/планирование детей, брак и другое. Мы считаем такой подход дискриминационным — ведь женщинам-кандидаткам очень часто задаются подобные вопросы. Собеседуя девушек, мы не задаем вопросов, замужем ли она и собирается ли рожать. Только рабочие вопросы для проверки ее квалификации. Заработная плата у нас никогда не зависит от пола сотрудника. Мы знаем, что зачастую женщины изначально просят на собеседовании меньше из-за заниженной самооценки. У нас этот номер не пройдет.

Решения в компании принимаются коллегиально: участвуют и женщины, и мужчины. А в одном из отделов у нас вообще полное гендерное неравенство: все сотрудники мужчины, а руководитель женщина.

Фото из архива компании «СофтТеко»
Фото из архива компании «СофтТеко»

2. Индивидуальный подход. Каждый может выбрать удобный график, чтобы отвозить и забирать детей. Если не с кем оставить ребенка, у нас предусмотрена игровая комната. Корпоративы мы всегда организовываем так, чтобы была возможность пригласить всю семью. При этом детей развлекают отдельно, чтобы мама и папа могли отдохнуть. Также есть возможность отпуска по уходу за ребенком для мужчин. Понятное дело, что это закреплено законом, но разве где-то это реализуется?

3. Бытовые и гигиенические аспекты. В нашем офисе есть душ и большие удобные туалетные комнаты со всеми необходимыми средствами гигиены для девушек. Продуман даже отдых для беременных сотрудниц: есть специальный диван, на котором можно лежать с приподнятыми ногами. Есть также кухня и все необходимое для питания: фрукты, молоко, напитки, сладости, ингредиенты для «быстрых» тостов.

В заключении хочу привести очень показательный отрывок по теме из конкурсного эссе на стипендию Аниты Борг от Google одной из наших сотрудниц — Екатерины Сенько, выпускницы БГУИР:

Екатерина Сенько
Екатерина Сенько

«Я, как представительница слабого пола, и тем временем инженер-программист по образованию, хочу заметить, что общество и тут не обошло стороной тему гендерного равенства. Периодически мне приходится бороться со страхами, связанными с убеждениями о том, что девушки не предназначены для науки, работы, и какого бы там ни было программирования. Несомненно, есть множество примеров успешных женщин-ученых, таких как Мария Кюри, Ада Лавлейс, Грейс Хоппер. Однако общество все так же продолжает твердить: «Миссия девушки — удачно выйти замуж, нарожать детей и быть хранительницей очага!». Любые отклонения от этого стандарта воспринимаются как аномалии.

«Молодец, что поступила в технический университет. Найдешь там себе жениха!», «У тебя на работе так много хороших кавалеров. Когда же ты уже выберешь себе кого!». Именно это я постоянно слышу в свой адрес. Никто не воспринимает всерьез мое увлечение информационными технологиями. Люди, далекие от программирования, вообразить не могут, как девушке может быть интересно сидеть сутками за компьютером и возиться с непонятными цифрами и кодом. Я стараюсь не обращать внимания и идти к своей мечте. Но порой бывает так тяжело, обидно и страшно. «А может они правы?» — проскальзывают мысли в голове. Что если я не справлюсь? Вдруг я дойду до предела и пойму, что не способна на нечто большее? Вдруг это все не для меня? Бороться с такими сомнениями приходится практически всем молодым девушкам, находящимся в подобном положении. Мне искренне жаль, что мы родились в мире стереотипов, бороться с которыми бывает так нелегко.

Например, на недавнем собрании посвященном стипендии Аниты Борг от Google, одна девушка задала вопрос оратору: «А у нас вообще есть какие-нибудь шансы выиграть?». Уже один этот вопрос дает представление о нашем менталитете.

Пропаганда женщин в ИТ необходима, да на таком уровне, чтобы выбить все эти глупости из голов людей.

Это могут быть какие-то социальные рекламы в виде плакатов на улицах или ролики на телевидении. Суть их будет такова — женщина-заботливая жена и успешный программист одновременно. Женщины в ИТ станут модой. А мода влияет на многое. Необходима поддержка девушек, которые уже занимаются информационной инженерией. Она может проявляться в форме различных мероприятий, таких как конференции, форумы, хакатоны, участие в которых смогут принимать только девушки. Все эти факторы смогут существенно изменить ситуацию и дать надежду будущему поколению стать свободным от стереотипов».

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.