Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Личный опыт «Про бизнес» 15 сентября 2014

Петр Марцев о бизнесе и жизни

13 сентября скоропостижно скончался известный журналист, редактор и издатель Петр Марцев. Издававшаяся Марцевым «Белорусская деловая газета» вспоминается многими как лучшее деловое СМИ суверенной Беларуси. Он также был основателем еженедельника «Имя», соучредителем PR-агентства «АРС Коммюникейшнз», участвовал во многих других медийных и не связанных с медиа проектах... Сегодня мы вспоминаем высказывания Петра Марцева о журналистике, бизнесе и жизни.

Фото: Фото: Фото:
Фото:

О журналистике как бизнесе

«Газета была для души. Я открывал ее для того, чтобы писать все, что хочется. Это было великое заблуждение, потому что после того, как я открыл эту газету, перестал писать вообще: журналистика – это одно, а издательский бизнес – другое».

«В 1995 году я сам для себя принял окончательное решение, что заниматься лучше тем, в чем ты действительно разбираешься. К тому времени я точно разбирался в журналистике, а поработав в «Коммерсанте», что-то посмотрев и почитав, понял, что журналистика может быть бизнесом».

«БДГ» была прибыльной, это был большой инвестиционный проект. Любое средство массовой информации – сложный, финансовоемкий бизнес. «БДГ», как и все остальные газеты, – это большой инвестиционный процесс длиной в десять лет. Никаких посторонних инвесторов не было: тратилось то, что зарабатывала газета, что зарабатывал я сопредельным бизнесом. Если бы «БДГ» прожила еще два-три года, она бы достигла окончания инвестиционного цикла: это была бы ежедневная газета, был бы еженедельник, скорее всего, журнального типа, и два-три приложения. Это был бы очень прибыльный издательский проект».

О борьбе

«Мое издательское предприятие «Марат» просто тупо разорили штрафами… Дошло до огромных штрафов, уголовных дел и угроз физической расправы. Тут сыграл роль мой дурной характер — я упрямый, как осел. Даже когда понимал, что шансов никаких, не мог остановиться. Но я считаю, что сделал даже больше, чем нужно, чтобы отстоять собственное издание. Я потерял все деньги, и меня можно в чем угодно упрекнуть, но не в том, что я не сражался до конца».

О том, как подбиралась команда

«Сейчас это целая профессия. Тогда [во времена «БДГ»] я просто тестировал в ходе беседы и работы. Сначала был испытательный срок два месяца, за которые я ничего не обещал человеку и просто смотрел на него. Самое главное было даже не что он делает, а каков он в коммуникации, насколько он креативен, способен меняться, понимает, что он делает. За два месяца это можно было понять».

О плате за информацию

«БДГ» было первым изданием, которое стало брать плату за чтение новостей на сайте. Насколько этот опыт был успешен?

Конечно, это был не успешный опыт. Мы рассуждали так: нужно приучать людей платить за информацию, потому что бесплатное распространение информации, которое происходит сейчас, рано или поздно закончится. Это будет зависеть от развития интернета, программного обеспечения, от развития каналов связи и всевозможных гаджетов, от того, насколько связь будет дешевой и доступной всем.

Я считаю, что настанет время, когда люди будут с радостью платить за информацию, и она не будет стоить дорого. Она будет стоить, например, один доллар, но от общего числа пользователей сложится значительная сумма».

О богатстве и ошибках

«Я прожил все этапы и совершил все ошибки, которые совершило большинство людей, из бедных превратившихся в богатых. Сначала, конечно, заносит: мы помним эпоху малиновых пиджаков с золотыми пуговицами. У меня, кстати, был небесно-голубой пиджак с золотыми пуговицами. Бездумно тратились деньги, были все эти так называемые понты и ощущение того, что деньги никогда не кончатся, а будут только множиться, множиться и множиться. Все это сносило голову, кому надолго, кому на краткий период. Мне повезло: я достаточно быстро понял, что бизнес это профессия, это необходимые знания, этому надо срочно учиться.

Через какое-то время я понял то, что теперь понимает любой бизнесмен: деньги – это не главное, главное – это процесс и азарт от создания чего-либо. Прибыль от проектов – это всего лишь необходимое условие.

Все эти этапы были пройдены, самосознание изменилось. Осталось главное – желание что-то создавать».

Об экономических кризисах

«Во время кризисов не все проигрывают! Есть отдельная группа товарищей, которая выигрывает… Самые дальновидные, которые позаботились, чтобы у них были «живые» деньги. Они начинают скупать то, что дешевеет и разоряется. Потом наступает период кризисных менеджеров … Не все проигрывают в кризис!».

«Самое опасное – это неадекватное поведение масс в период кризиса. Когда начинают снимать сбережения, все продавать или покупать, что попало… Люди привыкли к определенному уровню жизни, и самое сложное – смириться с тем, что так уже не будет. Это тяжело. Ты не понимаешь, как это жить без такси, без походов в ресторан... Но если не продолжать тратить те же деньги, а сесть и написать, сколько тратишь и от чего можно отказаться, то получишь необходимую цифру».

О самореализации

«Мечта и желание любого мужчины, особенно в бизнесе, – это реализация своих возможностей: те проекты и идеи, которые есть в твоей голове, не должны растворяться, пропадать, ложиться в стол. Мужчина должен сам себя реализовывать... Если у людей нет возможности для самореализации, они просто деградируют, в конечном счете, разрушается личность. Моя мечта – не разрушиться, а самореализоваться. Идей у меня много, и не все они относятся к медиа: я люблю диверсифицировать свои проекты».

«Я проектный человек. Мне скучно сидеть на одной работе и ее работать. Мне нужен проект».

«Высота горы, на которую ты взобрался, не так важна. Важны твои ощущения от сделанного и память людей, в которой осталось что-то созданное тобой».

Редакция «Про бизнес.» выражает глубокие соболезнования родным и близким Петра Марцева.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.