Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Личный опыт «Про бизнес» 27 марта 2015

Юрий Зиссер: В январе мы приняли стратегию из одного слова – выживание. Но можем начать ее пересматривать

Гостями очередной Встречи Про бизнес., которая состоялась 26 марта, стали основатель международного автомобильного холдинга «Атлант-М», генеральный директор управляющей компании фонда прямых инвестиций «Зубр Капитал» Олег Хусаенов и председатель общего собрания участников «ТУТ БАЙ МЕДИА» Юрий Зиссер.

Фото Ольга ШукайлоФото Ольга ШукайлоФото Ольга Шукайло
Фото Ольга Шукайло,

Основной темой встречи стала работа в условиях нынешнего кризиса. Публикуем несколько интересных мыслей и рекомендаций на этот счет от Юрия Зиссера.

О кризисе в головах

Наверное, я слишком долго прожил на свете. Помню 1980-е, когда одну коробку сливочного масла в магазине продавали с 6 до 6.30 вечера. Помню 1990-е, когда рубль за день мог падать на 15%, а каждый квартал – вдвое. И никто этому не удивлялся. В кармане больше 10 долларов по курсу не держали. Я сам начал внутреннюю отчетность вести в долларах, так как в рублях ничего не понимал. В 1993 году инфляция была 2000%. По сравнению с этим теперешняя девальвация на какие-то жалкие 30% – это ерунда.


Фото Ольга Шукайло
Фото Ольга Шукайло,

Кризис действительно в головах. Мы сами себя начали ограничивать в покупках, даже когда у нас есть деньги.

Об антикризисных мерах в собственном бизнесе

Когда осенью все посыпалось, то мы сами себя здорово напугали. Особенно в связи с падением цен на нефть, когда в Саудовской Аравии объявили о том, что опустят цены до $20 за баррель, чтобы убить неэффективных добытчиков. При глубочайшей степени зависимости нашей экономики от российской – это была бы катастрофа. Сейчас смотрю на вещи оптимистичнее. 

Фото Ольга Шукайло
Фото Ольга Шукайло,

Что мы делали:

1. Мы запускали внутренние стартапы. В последние годы много инвестировали в новые направления, поэтому два года не получали дивидендов. Это дало результат: проекты успели выйти в ноль и когда наступил кризис, нам нечего было особенно урезать.

2. Из 315 человек сократили человек 10. Это было сокращение людей, которых и так нужно было сократить. Потому что мы обросли «жирком» и содержали убыточные направления.

3. Естественно, индексировать зарплату мы не можем. Но мы видим, что пройдет этот шок и во втором полугодии, а может и раньше, будем об этом думать.

С кризисом я стал чаще бывать в офисе. Раньше я приезжал раз в неделю на ключевые совещания, а сейчас стал бывать почти каждый день. Мне кажется, что важно быть в офисе и чувствовать, что происходит в компании. Важно, чтобы люди видели меня и понимали, что я не устранился, а нахожусь здесь, с ними.

Об экономии на малом

Всегда есть соблазн начать экономить на малом. Например, не покупать кофе или печенье, так как вроде бы из мелочей собирается внушительная сумма. Но это все стоит  копейки, а начать экономить на этом – все равно, что вывесить флаг с надписью «нам труба». Поэтому бухгалтерский подход в данном случае неприемлем.

Фото Ольга Шукайло
Фото Ольга Шукайло,

Нельзя людей демотивировать. Если их демотивируешь, то они начинают работать хуже. Если заберешь у сотрудников печенье, то работать они будут на 20% хуже. От этого компания только проиграет.

О стратегическом планировании

Интернет-бизнес настолько часто меняется, что мы вынуждены постоянно мониторить ситуацию и искать новые возможности.

Обычно стратегия у нас принимается на год. В начале января собираем данные за прошлый год и разрабатываем стратегию на новый. В этом январе мы приняли стратегию из одного слова – выживание.

Фото Ольга Шукайло
Фото Ольга Шукайло,

Сейчас мы уже, думаю, можем начать ее пересматривать. Возможно, во второй половине года, а, может, даже в конце весны.

Стратегия – это то, что соответствует нынешнему моменту. Когда момент меняется – она устаревает. Тогда ее нужно менять.

О первенстве в байнете

В байнете все упирается в рынок интернет-рекламы, который невелик. Нас иногда упрекают, особенно новостную ленту, что она слишком «попсовая», что нет новостей культуры, много ДТП и «желтизны». Но если этого не будет, то у нас не будет первого места, мы не будем №1 на рынке.

Жена иногда говорит, мол, а почему бы не быть №2? Я отвечаю, что в России, может быть, и можно, так как там больше денег, а у нас очень маленький рынок. «Боливар не выдержит двоих».

О конкуренции и рекламном рынке

Рекламный рынок в стране стоит на месте. С 2007 по 2015 год он колеблется между $70 и $120 млн  в год, в зависимости от конъюнктуры. Половина денег идет на ТВ.

Денег в интернет-рекламе нет потому, что в стране нет конкуренции. 70% экономики – это госсектор, который уверен, что ему реклама не нужна. Поэтому он и теряет позиции. Кроме того, 70% экономики ориентировано на экспорт. Такие компании если и рекламируются, то за границей. В Беларуси в основном рекламируются те, кто продает импортную продукцию.

Если в стране появится нормальный рынок, тогда и интернет-реклама вырастет. Наша доля на рынке уменьшится, но выручка увеличится. Мы все станем зарабатывать больше.

Фото Ольга Шукайло
Фото Ольга Шукайло,

Об инвестициях

Я бы вкладывал деньги в интеллектуальный бизнес. Не только в программистов и разработчиков приложений, но и в инженерные проекты: например, у нас есть фирмы, разрабатывающие цифровые микросхемы.

Еще нужно вкладывать в то, что идет на экспорт. Именно на Запад, а не в Россию.

Читайте также «Олег Хусаенов: Костяк команды и клиентская база – эти ценности вы обязаны сохранить».

Партнер Встречи Про бизнес. – официальный дилер BMW в Беларуси Байернкрафт.

Новости компаний
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.