Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,24 USD 3,2421 -0,0122
  • 3,46 EUR 3,464 -0,0054
  • 3,5 100 RUB 3,4968 +0,0123
  • 10 CNY 4,451 -0,0265
Личный опыт «Про бизнес» 24 июня 2020

«Офис превратился в тюрьму» — накануне пандемии девушка из Екатеринбурга бросила работу и открыла турагентство «Пора Валить»

Фото из личного архива

«Моему бизнесу от горшка два вершка, а тут — пандемия», — с улыбкой рассказывает Екатерина Заднепровская из Екатеринбурга. Девушка открыла свое турагентство с эксцентричным названием «Пора Валить» накануне коронакризиса. И когда границы закрылись, а поездки стали отменяться, Катя решила не забиваться в угол, а начать помогать клиентам других турагентов, которые не могли дозвониться и получить ответы на свои вопросы.  

В материале Катя рассказала, как годы работы в найме превратили офис в тюрьму, почему в период карантина ей пришлось стать психологом для клиентов и как не бояться начинать дело без капитала и опыта. 

«Вы слишком громко дышите» — как офис стал для меня тюрьмой

— Мне кажется, что путешествия в самой моей природе. Я родилась и выросла в небольшом городе Надым, за высшим образованием поехала в Москву, где прожила 8 лет, а потом влюбилась, все бросила и уехала в Екатеринбург. 

О своем бизнесе я задумалась не сразу. По образованию я специалист по связям с общественностью, но работала по большей части в сфере продаж. Больше 10 лет я работала в найме и даже не рассчитывала начать что-то свое. У меня есть опыт и в госструктурах, и в частных компаниях: строительных компаниях, продаже автомобилей, организации и проведении выставок B2B… Много всего! 

Все 10 лет я работала в офисах и убеждала себя, что так надо и так делают все. Во мне были сильны эти чужие убеждения: «Катя, надо хорошо учиться и получить высшее образование», «Катя, надо устраиваться на стабильную работу». А приносит ли это удовольствие? Об этом почему-то никто не говорил.

Фото из личного архива

При этом 5 лет на последнем месте работы меня ценили, уважали и прислушивались к моему мнению. В нас воспитывали командный дух: «Один за всех и все за одного».

Никогда не обижали в зарплате, давали отличные премиальные, возили на корпоративы в Турцию и Грузию. Это же «лухари лайф», не так ли?Но в последний год все изменилось. Кризис, падали продажи, уменьшилась прибыль… Все это сильно отразилось на команде и отношении начальства: «Никаких личных разговоров, обедаем только по одному, вы слишком много ходите, часто опаздываете, слишком громко дышите». И в одно мгновение наш офис превратился в тюрьму!

Каждый день я вставала по утрам, была недовольна своей жизнью и своим выбором. Я оправдывала себя: «Ну, ведь все так живут: часами зависают в пробках, стресс становится нормой». Ужасно боялась выйти за рамки, остаться без работы и стабильного заработка. 

В найме приходится все свои силы и энергию отдавать на благо чужого дяди. Дяди, который в 99% случаев этого даже не ценит. Отдыхать можно только 4 недели в году — когда позволят. Заболел — будь добр, побегай за справками и отчитайся. Да, мы выполняем работу, за которую нам платят деньги. Но при этом теряем основное — жизнь. И тешим себя надеждой, что завтра все изменится!

Фото из личного архива

В итоге я поняла, что не готова больше мириться с таким положением дел, о чем, собственно, открыто и говорила, пока остальные отмалчивались. Самоуважение было на нуле, ресурсов и желания работать не было. Тогда я четко поняла: надо что-то менять!

Я написала заявление на увольнение и ушла. Помню свой последний день в офисе. В голове роились страхи: куда мне идти? что я буду делать? а что, если не получится? Но что-то твердое внутри уже сформировалось, и я сказала себе: «Я справлюсь». ⠀

«Пора Валить» — как я открыла турагентство без капитала и опыта 

Я ушла в никуда. У меня не было плана, чем заниматься дальше. Но в окружении, среди друзей и знакомых, у меня было много людей, так или иначе связанных со сферой туризма. Я и сама большой фанат путешествий — пока в моем списке посещений 17 стран. Многие знали, что я практически всегда сама организую свой отдых, поэтому обращались за помощью или советом, чтобы бронировать отели,  искать бюджетные авиабилеты, договариваться с частными экскурсоводами и т.д. Но я и не думала, что в какой-то момент это может стать бизнесом. 

Фото из личного архива

2 месяца я искала новую работу — размышляла и раздумывала. А потом начала писать и звонить знакомым, узнавать о том, как устроен турбизнес изнутри. Каждый охотно описывал мне картину происходящего — со всеми сложностями и нюансами. И я подумала — нужно пробовать! 

Вложения на старте —  минимальные: надо лишь открыть ИП или ООО — сейчас это бесплатно, только потом нужно платить налоги, арендовать офис — в среднем около 25–30 тыс. руб. ($ 360–430) в месяц, закупить канцтовары и оргтехнику — до 50 тыс. руб. ($ 720), мебель — 30–35 тыс. ($ 430–500) и украшение для интерьера.

Можно заказать вывеску, но не обязательно. А затем уже нужно вложиться во «внутренние штучки» для работы: CRM-систему, открытие расчетного счета, онлайн-кассу, эквайринг, оплату интернета и сотовой связи и т.д.  

Конечно, несмотря на советы знакомых, я знала не всю внутреннюю кухню туротрасли. Пошла учиться в Высшую Школу Туризма в Екатеринбурге. Получила базовые знания, познакомилась со многими интересными людьми — вошла в тусовку, так сказать. Далее были бесконечные вебинары от отельеров, туроператоров и прокачка знаний. Я вступила во всевозможные чаты турагентов — а таких сообществ сейчас много.

Фото из личного архива

Когда поняла, что готова, дело осталось за оформлением всех документов и подписанием договоров с туроператорами. Все сделала и открылась! 

Свое турагентство я назвала «Пора Валить». Многие интересуются этим названием, спрашивают, почему я его выбрала — мол, «как корабль назовешь, так и поплывет». И я ни секунды не жалею, что так назвала свое дело.

Мне хотелось чего-то совершенно простого, понятного, без нежностей и прелюдий. Ведь каждый в своей повседневной жизни хоть разочек, но говорил себе: «Пора валить!»Завела страницу в Instagram — решила, что для меня это самый доступный способ продвижения, который я могу вести сама. Наполняла аккаунт необходимой экспертной информацией. Также давала рекламу: у блогеров, в Facebook, в разных сообществах «ВКонтакте».

Так и стали приходить первые клиенты. Я быстро поняла, кто моя целевая аудитория. В основном это:  

  • Женщины 25–34 года, замужем, 1 или 2 ребенка. В принятии решения часто участвует муж, что может обрубить все решения на корню
  • Молодежь от 18 до 24 лет. Студенты или уже выпускники. Для них в поездке решающим фактором является бюджет. Горящие туры — это про них
  • Небольшой процент женщин от 44 до 58. Им в основном интересны пансионаты, дома отдыха, санатории с лечением
  • Женщины + мужчины от 35 до 55 лет, предприниматели, знающие, чего хотят. Для них важнее всего сервис + качество. Они никогда не просят скидок,  выбирают курорты и отели классом выше среднего.

Я разобралась с тем, чего хотят клиенты. Для каждой категории я прорабатывала варианты и — что самое главное — не пыталась уболтать кого-то из клиентов и заставить купить тур, который вне зоны его интересов и бюджетов. Я понимала, что такие клиенты хоть и принесут разово больше денег, потом не вернутся ко мне. А строить туристический бизнес на единичных клиентах — не вариант. Я понимала, что люди должны становиться постоянными покупателями, возвращаться именно ко мне. А значит, нужно было выстраивать отношения так, чтобы мне доверяли.

Фото из личного архива

Понимая это, я вела и страницы в социальных сетях в таком ключе, чтобы у подписчиков складывалось доверительное отношение к моему бизнесу. Мои посты — честные и написаны простым языком. Я не гружу людей миллионом подробностей, делюсь тем, что волновало бы и меня саму, будь я рядовым путешественником, планирующим отпуск.

И вдруг, в самом начале пути моего маленького бизнеса… пандемия коронавируса.

«Турагенты не потеряли работу, а работали в два раза больше» — как мой бизнес пережил пандемию

Как только наступил этот апокалипсис с COVID-19, работы прибавилось. Аннуляции, депозиты, перебронирования — это был сущий кошмар! Казалось бы, турагенты «потеряли» свою работу, а по факту пришлось работать в два раза больше!

Посыпался шквал негатива, недоверия, агрессии со стороны клиентов. Люди были в шоке и ужасе, они были растеряны и злы.Кто-то вложил в поездку последние деньги, кто-то ждал этого отпуска долгие годы. Люди заплатили деньги за услугу, не получили ее и, разумеется, хотели вернуть свои средства назад. Все же логично…

Только вот каково турагентам? На нас посыпались претензии, угрозы, хамство. А на ком же еще им срывать эмоции? Могу сказать, что на этой почве многие турагенты, которые раньше были конкурентами, очень сплотились. Нам приходилось быть и психологами, и друзьями, и экспертами — буквально на пальцах, как детям, все объяснять.

А по вечерам мы пили валерьянку, серьезно! Нервы были на пределе. Никто не был готов к такому повороту. Такого еще не было в мире. И не было четкого регламента, как же поступать. 

Фото из личного архива

Все терпели колоссальные убытки! Первый месяц многие турагентства еще держались на плаву, не закрывали офисы. Но когда стало понятно, что это очень надолго, сотрудникам либо снизили ставку, либо отправили в неоплачиваемый отпуск. Все стали работать из дома, на «удаленке». 

Меня, так как я еще не успела полноценно открыть офис, все это не коснулось. Как будто высшие силы мне помогли. Я просто выдохнула! Аннуляциями туров я занималась из дома.

В Instagram кинула клич, что бесплатно помогу с аннуляциями туров и авиабилетов тем, кто остался без помощи своих агентов. А таких было немало. Люди были в неведении, а их агент не брал трубку. Я была в шоке!Но шли месяцы, и эмоции утихли. Когда хотя бы немного становилось понятно, как действовать, мы начали перебронировать туры или оставлять денежные средства на счете туроператора. Другого выхода не было. Но этот период — март, апрель и май —  я вспоминаю как дурной сон.

«Раньше было обыденностью, а сейчас — как праздник» — как я восстанавливаю свое дело

В общем и целом сейчас маленькими шажочками туризм начинает оживать. И это очень радует!  Не могу однозначно сказать, что же будет дальше, но туризм уже точно никогда не будет прежним!

Мы в своей работе пересмотрели очень многие моменты (например, возможность работать не только с туроператорами и реализовывать их продукт, но и напрямую с отелями, авиакомпаниями, домами отдыха). Потому что не все туроператоры повели себя в этих реалиях красиво. Порой до них просто невозможно было дозвониться, достучаться. Они не давали внятных ответов. Или вовсе не отвечали на письма и звонки. 

Сейчас я полноценно вернулась к работе. Не тороплюсь снимать офис и нанимать агентов, но уже вовсю работаю с клиентами. 

Фото из личного архива

В данный момент, когда в большинстве российских городов снят карантин и уже можно летать, чаще всего бронируют туры в Крым, Сочи, на Алтай, Байкал. Но не все готовы лететь на свои же курорты, многие заняли выжидательные позиции и ждут открытия других стран. Все же не все наши курорты могут дать оптимальное сочетание цены и качества, к сожалению. И все понимают, что сейчас настало время внутреннего туризма. Это, можно сказать, «джекпот и бинго» для местных баз отдыха — все очень завысили цены. 

Также сейчас очень востребованы туры выходного дня, различные однодневные экскурсии, джип-туры, сплавы, прогулки в природные парки, озера. Мы все начали узнавать свои регионы лучше и ценить, какая же у нас красивая природа.

Карантин дал просто колоссальную переоценку жизней людей. То, что раньше казалось обыденностью, сейчас как праздник!Я уверена, что на внутреннем туризме можно пережить коронакризис. А когда границы для россиян откроются, все ожидают так называемого отложенного спроса — когда люди, уставшие от сидения по домам, захотят слетать отдохнуть. Тогда работы у турагентств станет даже больше, чем было раньше. 

Хотела бы сказать другим бизнесменам, предпринимателям или тем, кто только-только начинает свой путь — не бойтесь! Если вы горите и влюблены в свое дело, все точно получится. Я уверена! У меня же получилось, несмотря на пандемию, очень небольшой опыт и отсутствие больших накоплений.

Я все-таки открыла свое детище. Пока оно еще очень маленькое и молодое. Но уже такое родное и прямо мое!

Читайте также

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.