Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Финансы «Про бизнес» 24 августа 2015

Для чего компании размещают сейчас валютные облигации

Недавно крупный застройщик коммерческой недвижимости «Сигмаполюс» выпустил валютные облигации. «Про бизнес.» узнал некоторые подробности и поинтересовался мнением эксперта, для чего белорусские компании сейчас размещают облигации и при каких условиях выпуск может быть успешным.

Фото с сайта portal.tpu.ru
Фото с сайта portal.tpu.ru

Мы уже писали, что крупные белорусские компании в этом году привлекают финансирование через выпуск валютных облигаций. В мае об эмиссии объявил ООО «Евроторг» (ритейлер «Евроопт»). В июле валютные облигации выпустила компания «Юнифуд» (розничная сеть «АЛМИ»). О размещении новых выпусков облигации объявили летом еще несколько крупных белорусских компаний, работающих в сфере оптовых продаж, производства продукции для сельскохозяйственных комплексов и др.

В августе о выпуске валютных облигаций объявил застройщик СООО «Сигмаполюс». У компании это первый выпуск.

Стоимость одной облигации – $1 000, ставка – 10% годовых. Объем эмиссии – $5 млн, срок обращения 5 лет. Покупателями облигаций могут быть физические и юридические лица.

Последний крупный проект, которым занималась компании (выступала как заказчик строительства) – возведение 2-й очереди многофункционального комплекса  «Титан» на проспекте Дзержинского. Работы закончились в этом году. Помещения объекта выступают в качестве обеспечения по облигациям, их рыночная стоимость оценивается в $6,78 млн.

Фото с сайта realt.by
Фото с сайта realt.by

На какие конкретно цели планируется потратить привлеченные от продажи облигаций средства, в проспекте эмиссии не указано. 

Очевидно, что кризис негативно повлиял на строительную отрасль в целом. Потребность в финансировании сегодня испытывают многие застройщики. В первой половине этого года и в прошлом году «Сигмаполюс» показал убытки.

Чистая прибыль (убыток) СООО «Сигмаполюс» в 2013-2015

Источник: проспект эмиссии компании «Сигмаполюс»
Источник: проспект эмиссии компании «Сигмаполюс»

В 2013 в компании работали 62 сотрудника, в 2014 их количество увеличилось до 87.

Основной доход компания получает от сдачи в аренду принадлежащих ей помещений коммерческой недвижимости. Арендные ставки устанавливаются в валютном эквиваленте.

Убытки вызваны падением спроса на аренду, снижением ставок, а также курсовыми разницами. Также, по нашей информации, последние несколько лет компания вела строительство больших объектов коммерческой недвижимости в Минске (два новых здания в МФК «Титан», ТЦ «Трюм», БЦ «Орлан»). Доходы от них стали поступать только в этом году.

Сейчас в портфель компании входят:

  • АБК «Анкор» (Офисная недвижимость + СТО)
  • Бизнес-центр «Волна» (офисная недвижимость, якорным арендатором выступает подразделение Wargaming – СООО «Гейм Стрим»)
  • Многофункциональный комплекс «Титан» (офисная и торговая недвижимость, фитнес-центр)
  • Торговый центр «Трюм» (специализация – продажа мебели)
  • Инвестиции в многофункциональный комплекс «Тивали» и бизнес-центр «Орлан».

Планы компании:

  • В 2015 выйти на 181 млрд выручки и 1 млрд чистой прибыли.
  • В 2017 довести показатели до 289 млрд рублей выручки и 155 млрд чистой прибыли.

Почему облигации? Мнение эксперта

Максим Додолев

Директор компании «Юника Финанс»

– Среди больших компаний, размещающих облигации, можно вспомнить «Евроторг» (ритейлер «Евроопт»). В 2012 он выпускал краткосрочные облигации со ставками 43% и 47% годовых в белорусских рублях (трехмесячное и полугодовое погашение). Компания уже тогда поняла привлекательность облигаций как инструмента. Ведь любому бизнесу на стадии роста требуется финансирование. Со стороны банков оно ограничено требованиями регулятора, финансовыми ресурсами, лимитом на одного заемщика и проч. Компании с этим столкнулись, когда обслуживающие банки больше не смогли предоставлять им заемный капитал.

Фото с сайта vbank.ru
Фото с сайта vbank.ru

Сегодня при довольно высоких процентных ставках по кредитам и других ограничениях банковское финансирование не всегда удобно. Крупные компании могут использовать и иной формат – выйти на внешние рынки, привлекать деньги оттуда. Но это сопряжено с принятием внешними кредиторами странового риска, риска на заемщика. Внешний инвестор хочет четко оценивать обеспечение компании, понимать происходящие в экономике страны процессы.

Поэтому сегодня привлечь внешнее финансирование достаточно сложно.

Конечно, можно организовывать свой банк, «пылесосить» рынок, привлекая депозиты вкладчиков. Но не все так просто с тем, чтобы перенаправлять деньги из собственного банка в основной бизнес.

Вспомним опять про лимиты на одного заемщика, кризисную ситуацию в экономике.

Поэтому, я считаю, облигации – один из достаточно приемлемых вариантов, который позволяет диверсифицировать источники финансирования и достаточно комфортно себя чувствовать. Кроме того, в этом году продлили льготу по налогообложению процентных доходов для юрлиц. Это дополнительный шажок, чтобы не только физические лица, но и корпоративный сегмент вкладывал средства в облигации и получал доход выше среднерыночного.

При каких условиях выпуск облигаций может быть успешным?

1. Прозрачность. Инвесторы нуждаются в публичности, прозрачной отчетности со стороны эмитента. Покупая ценную бумагу, инвестору надо четко понимать – у эмитента сейчас все хорошо. Они смотрят либо на рейтинг эмитента (рейтинг ценной бумаги), либо на текущую отчетность. Инвесторы хотят ее видеть в реальном режиме, поквартально, чтобы четко понимать, что происходит. Если компания обеспечит такую прозрачность в своей деятельности, это положительно повлияет на спрос.

2. Ликвидность. Привлечение в белорусских рублях, при высокой волатильности, требует высокой ликвидности. И сегодня кто-то готов вложиться на месяц, кто-то на год.

Облигации в валюте или в привязке к валюте – более стабильны за счет постоянства уровня процентных ставок. В принципе, инвесторы готовы вкладывать на год-два-три при ставках, превышающих проценты по банковским депозитам. То, что мы видим сегодня.

3. Оценка рисков. Держатели оценивают, прежде всего, способность и умение компании четко регулировать свои денежные потоки. Облигации подразумевают погашение всей суммы в конце, и это «давлеет» на ликвидность компании. Бизнесу необходимо заранее планировать суммы для погашения.

Чего не хватает на рынке для развития этого финансового инструмента?

Облигация как финансовый инструмент может помочь в привлечении денег, необходимых сегодня бизнесу. Но для его развития, я считаю, не хватает инфраструктуры. Нужны маркет-мейкеры, которые будут обеспечивать ликвидность бумаг. Среди них – прежде всего, банки.

Фото с сайта forum.say7.info
Фото с сайта forum.say7.info

Приведу пример. Банк подписывает соглашение с компанией о том, что обеспечивает ликвидность облигаций конкретного выпуска. То есть берет обязательство выкупить часть эмиссии. И затем он может либо удерживать бумаги  в портфеле, получая доходность, либо обеспечивать их дальнейшую перепродажу на рынке.

Кроме того, это даст толчок развитию новых банковских продуктов. Например, удобно иметь отдельный счет для получения процентов, и на его основе развивать отдельные услуги. Весь процесс покупки облигаций и распоряжения полученными по ним средствами можно максимально автоматизировать, что будет удобно клиентам.

Инфраструктура с участием маркет-мейкров даст:

1. Дополнительную доходность банковской системе.

2. Инвесторам (держателям бумаг) – большую гарантию и возможность для инвестирования в облигации.

3. Эмитенту – возможность привлекать ресурсы на более длительный срок, регулировать свою долговую нагрузку за счет выкупа облигаций на рынке. Для этого необходимо развитие институтов коллективных инвестиций: ПИФы, ФБУ (как пример – Белинвестбанк, Приорбанк, которые имеют опыт работы с фондом банковского управления. Он позволяет получать средства от множества инвесторов, аккумулировать их, чтобы затем эффективно распоряжаться).

Кроме того, выпуск облигаций может положительно влиять на имидж компании, повышать лояльность к ней со стороны клиентов. Вернемся к примеру «Евроопта», который несколько лет назад продавал облигации в одном из своих самых больших магазинов в Минске. Люди приезжали по выходным за покупками и, выходя из кассовой зоны, шли покупать облигации. Вовлеченность покупателей усиливалась.

Новости компаний
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.