Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2545 +0,002
  • 3,52 EUR 3,5239 -0,0062
  • 3,51 100 RUB 3,5097 +0,0049
  • 10 CNY 4,4847 +0,0013
Финансы «Про бизнес» 23 сентября 2015

Антон Дмитриев: Верю, в Беларуси будет возможность привлекать инвестиции через соцсети и специализированные веб-сайты

На каких условиях белорусский бизнес может привлечь финансирование для развития сейчас. И почему Twitter становится главным конкурентом банков и инвестфондов. Об этом на форуме «Бизнес Будущего» рассказал Антон Дмитриев, основатель инвестиционной компании Quattro Capital, генеральный директор лизинговой компании «Открытая линия».

Фото: Дарья Бурякина, probusiness.byФото: Дарья Бурякина, probusiness.byФото: Дарья Бурякина, probusiness.by
Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by

– Я верю, что во все времена, если какой-то воздушный шар сдувается – в это время появляется тот, кто запускает другой воздушный шар, который накачан или недвижимостью, или деньгами, чем угодно. Любой кризис всегда заканчивается тем, что кто-то «поднимается». То же самое происходит в финансовом мире.

Расскажу, какие возможности для привлечения денег в развитие есть у белорусских компаний сейчас.

Цена капитала для бизнеса Беларуси:

Источник: презентация Антона Дмитриева
Источник: презентация Антона Дмитриева.

Здесь:

  • Angels – бизнес-ангелы, которые финансируют стартапы. Для них желательно, чтобы проект окупался года за 2-3.
  • Venture capital – венчурные инвесторы, которые вкладывают в проекты и с более поздними сроками окупаемости.
  • Банки сегодня финансирует проекты (дают заемы) под 12%-14% годовых в валюте либо 29%-34% в белорусских рублях.
  • Bonds – выпуск облигаций под 9-11% годовых в валюте.

2 стандартных способа привлечения денег для развития бизнеса:

1. Банковское финансирование. Для этого нужно приложить усилия, но зато банк не будет участвовать в управлении компанией, голосовать на собрании акционеров. Этот способ подходит, если бизнес структурирован и имеет стабильный поток.

2. Привлечь партнера, который будет участвовать в управлении. Если бизнес на ранней стадии, и финансовый поток не структурирован – ищут партнера.

Многие компании, которые хотят привлечь финансирование под разработанный проект и бизнес-план, говорят: когда мы идем в банк и нам надо $100 тыс. – мы их получаем и затем отдаем. Если же мы продаем инвестору пакет акций, то на стартовом этапе получаем за это, например, $50 тысяч. А потом, когда бизнес будет стоить $50 млн, получается, инвестор владеет 25% выросшего бизнеса.  О чем многие из нас забывают, думая о привлечении капитала в развитие, – вместе с инвесторами приходят и компетенции, связанные с системами управления, контроллингом, выходами на внешние рынки и т.д. И часто такая синергия дает большую доходность, чем просто привлечение капитала.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Какую доходность ожидают в Беларуси иностранные инвесторы

Предельно простой вопрос: а почему «там» капитал стоит 2% или 3%, а здесь – 20% или 30%?

Часто европейский инвестор смотрит на финансирование белорусского бизнеса примерно так:

Источник: презентация Антона Дмитриева
Источник: презентация Антона Дмитриева


RDS  – уровень странового рейтинга. В Беларуси отсутствует статистика по результативности, рискам, истории работы определенных бизнесов. При расчете инвестор применяет поправочный коэффициент – чаще всего это 1,5 или 2. Соответственно, в нашей формуле RDS = 6,5%*1,5.

СPR – уровень премий для инвестиций в акционерный капитал на зрелых рынках, где понятно, как и в кого инвестор вкладывает. В формуле это 5,75%.

R(f) – Ставка процента, получаемого по безрисковому активу 7%. Инвестор соотносит, под сколько процентов он может вложить здесь в банк те же самые деньги и получить определенный процент дохода.

Таким образом, иностранные инвесторы ожидают получить доходность, финансируя бизнес в Беларуси, на уровне 22,5-25-30%.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Дарья Бурякина, probusiness.by

Что изменяется в привлечении капитала

Полтора года назад я участвовал в большом (несколько тысяч человек) деловом форуме в Лондоне. На сцене сидели руководители разных банков. Один из них – вице-президент HSBC. У зала были маленькие пульты, при помощи которых можно было выбирать варианты ответов на вопросы, которые задавались на мероприятии. Кто-то спросил: «Как вы думаете, кого глобальный банк HSBC считает основным конкурентом сегодня?». Большинство людей назвали инвестфонды либо другие банки.

После паузы руководитель HSBC произнес ответ, который меня поразил до глубины души. Он сказал: выбросьте все это – самым главным конкурентом мы считаем Twitter.И объяснил почему.

Мир изменился. Раньше банк или компания, которая предоставляла финансирование, была местом, где сидят статусные ребята, надувают щеки, рассказывают о балансах, коэффициентах и т.д. 

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Сейчас достаточно выйти в Twitter, чтобы обратиться к миллионам или десяткам миллионов людей: у меня есть классный проект, и мне нужны деньги процентов под 10%. И когда рынок депозитов на уровне 5%, рынок кредитов – 20%, велика вероятность, что из этих людей найдется человек десять или двадцать, которые готовы в вас инвестировать.

Размышляя, где будущее в Беларуси в финансовом бизнесе и в получении инвестиций, я верю, что кто-то однажды запустит нечто подобное, что есть в Европе и Америке.  Появится возможность через площадки в социальных сетях или профессиональные веб-сайты привлекать инвесторов.

Получать деньги можно будет в категории до полумиллиона (в валюте).

В прошлом году я решил выступить в роли такого инвестора, и вложил £1 000  в один из проектов, который мне понравился. Это было примерно так же просто, как бронировать гостиницу через Booking.сom. Выбираешь проект – и тебе что-то гарантируют. Естественно, так же просто ты и пролетаешь.Но кто-то привлек тысячу фунтов!

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.