29 марта
«Белье и украшения, белье как украшение». Посмотрите, какая экспозиция открылась в фирменном магазине «Милавица»
34 | 1 | 3 |
Почему бизнес-плану не всегда можно доверять. Что надо учитывать в расчетах, начиная свой проект. Рекомендациями делится наш эксперт Ольга Иваненко, учредитель бухгалтерской компании «БизнесСтарт».
– Разумеется, при открытии бизнеса крайне важно провести качественное финансовое планирование. И браться за новое дело, только если есть уверенность, что вложенные средства не пропадут, а со временем помогут заработать.
Можно, конечно, послушать совет Ричарда Брэнсона и действовать по принципу «к черту все, берись и делай». Но в случае провала Брэнсон вряд ли вернет вам деньги и время, потраченные на реализацию утопичной идеи.
Предлагаю несколько советов, которые помогут оценить бизнес еще до того, как вы успели вложить в него средства.
На самом деле я не против бизнес-планов. Но, как правило, бизнес-план – это финансовые расчеты. Если вы обращаетесь к экспертам, они проводятся на основе сведений, предоставленных заказчиком.
Среди них:
Дело в том, что эффективность бизнес-плана заметно снижается, когда в сборе данных участвуют только заинтересованные лица.
Экспертная финансовая оценка бизнес-идеи – несомненно, полезная вещь. Но она сможет снизить ваши риски до 20%, не более.
Пример: Производственная компания решила запустить линию по производству укупорочной крышки для бутылки. В части финансовых расчетов идея была очень привлекательна: у компании имелось универсальное оборудование, и для выпуска нового продукта нужно было докупить только оснастку стоимостью $60 000. Для предприятия это было приемлемо.
Однако при внимательном изучении рынка оказалось, что есть факторы, которые делают реализацию идеи невыполнимой. В частности, выяснилось, что по техническим критериям новый продукт подходит только 3 из 20 планируемых покупателей.
В связи с этим я рекомендую для оценки эффективности бизнес-идеи обратиться к специалисту, который не пребывает в эйфории и сможет объективно рассмотреть не только финансовую информацию. Его задача – ответить на простые вопросы:
Каждая бизнес-идея, каждый случай индивидуален. И нужно рассматривать их предельно внимательно.
Для оценки эффективности проекта ни в коем случае не стоит ориентироваться на ценовой максимум и ценовой минимум, который будет установлен для продукта или услуги.
Выходить на рынок и пытаться демпинговать – рискованно. Можно проесть оборотные средства, вкладывая деньги в то, чтобы закрепиться на рынке. А потом так и не выйти на нормальную цену.
Ориентироваться на ценовой максимум не менее рискованно: на рынке уже работают компании, которые продают тот же самый продукт дешевле, чем вы намерены это делать. А значит, клиенты ориентированы на более низкую цену.
Таким образом, наилучшая цена для оценки – средняя по рынку.
Мне приходилось сталкиваться со стартапами, которые оценивают свои возможности исходя из всей емкости рынка.
На самом деле очень важно представлять – каким будет именно ваш кусок пирога. Здесь тоже нужно избегать крайностей и адекватно оценивать свои возможности.
На этом этапе очень важно обратить внимание на такой показатель, как точка безубыточности. Рекомендую ответить на 2 вопроса:
Здесь можно вспомнить историю о том, что при планировании ремонта в квартире предполагаемую сумму затрат нужно умножить на три – это и будут примерные расходы. В бизнесе было бы хорошо применить те же правила. Однако многое зависит от того, чьи деньги вы намерены использовать.
Если у вас достаточно средств, чтобы трижды покрыть планируемый уровень вложений, это огромный плюс: вы финансово независимы и можете обеспечить стабильный рост за счет собственных источников. Но довольно часто приходится обращаться за финансированием к инвесторам. А у них можно попросить только суммы, обоснованные бизнес-планом.
Как правило, на формирование подушки безопасности можно привлечь не более 20% от всего объема привлекаемых инвестиций.
Любой бизнес может столкнуться с непредвиденными ситуациями. Скажем, клиент не может заплатить в срок и просит отсрочки платежа как раз в тот момент, когда компании нужно срочно произвести расходы. Поэтому планировать свою деятельность нужно так, чтобы на любом этапе работы сальдо было положительным.
Учитывать нужно и возможные проблемы у контрагентов, и ситуацию в экономике. Конечно, все возможные инфляции и девальвации просчитать заранее вряд ли удастся.
Но в первоначальных оценках ориентироваться нужно на самый пессимистичный из возможных сценариев.
Перед стартом проекта обязательно убедитесь, что бизнес будет обеспечен деньгами практически при любых внешних обстоятельствах.
29 марта
«Белье и украшения, белье как украшение». Посмотрите, какая экспозиция открылась в фирменном магазине «Милавица»
28 марта
Лучшее качество связи А1: результаты подтверждены независимым регулятором
27 марта
Betera взяла четыре медали на конкурсе "Бренд года"!
27 марта
Премьера фильма, концерт в темноте и наблюдение за звездами! МТС и Минский Планетарий приглашают всех желающих на открытие «космического» сезона
26 марта
«Разморозьте» ваши средства, вложенные в недвижимость или автомобиль. Есть альтернатива банковским кредитам — рассказываем, как быстро получить необходимую сумму
25 марта
10 апреля «Про бизнес» приглашает на конференцию «БЕРИ И ДЕЛАЙ!: BIG START»
22 марта
Ставка на природу: зачем букмекер Betera превращает “мусор” в стильный экомерч?
21 марта
Центр кибербезопасности компании A1 получил аттестацию ОАЦ