Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Финансы «Про бизнес» 22 октября 2015

Как реалистично оценить бизнес до его открытия. 5 советов Ольги Иваненко

Почему бизнес-плану не всегда можно доверять. Что надо учитывать в расчетах, начиная свой проект. Рекомендациями делится наш эксперт Ольга Иваненко, учредитель бухгалтерской компании «БизнесСтарт».

Фото с сайта chopard.ruФото с сайта chopard.ruФото с сайта chopard.ru
Фото с сайта chopard.ru

– Разумеется, при открытии бизнеса крайне важно провести качественное финансовое планирование. И браться за новое дело, только если есть уверенность, что вложенные средства не пропадут, а со временем помогут заработать.

Можно, конечно, послушать совет Ричарда Брэнсона и действовать по принципу «к черту все, берись и делай». Но в случае провала Брэнсон вряд ли вернет вам деньги и время, потраченные на реализацию утопичной идеи.

Фото с сайта uarp.org
Фото с сайта uarp.org

Предлагаю несколько советов, которые помогут оценить бизнес еще до того, как вы успели вложить в него средства.

1. Помните, что хороший бизнес-план – еще не залог успеха

На самом деле я не против бизнес-планов. Но, как правило, бизнес-план – это финансовые расчеты. Если вы обращаетесь к экспертам, они проводятся на основе сведений, предоставленных заказчиком.

Среди них:

  • Объем рынка
  • Информация о продукте
  • Постоянные затраты (аренда, зарплата и т.д)
  • Переменные затраты (транспорт, реклама и т.д.)
  • Маржинальность 

Дело в том, что эффективность бизнес-плана заметно снижается, когда в сборе данных участвуют только заинтересованные лица. 

Экспертная финансовая оценка бизнес-идеи – несомненно, полезная вещь. Но она сможет снизить ваши риски до 20%, не более.

Пример: Производственная компания решила запустить линию по производству укупорочной крышки для бутылки. В части финансовых расчетов идея была очень привлекательна: у компании имелось универсальное оборудование, и для выпуска нового продукта нужно было докупить только оснастку стоимостью $60 000. Для предприятия это было приемлемо.

Однако при внимательном изучении рынка оказалось, что есть факторы, которые делают реализацию идеи невыполнимой. В частности, выяснилось, что по техническим критериям новый продукт подходит только 3 из 20 планируемых покупателей.

Фото с сайта lenprodmash.ru
Фото с сайта lenprodmash.ru

В связи с этим я рекомендую для оценки эффективности бизнес-идеи обратиться к специалисту, который не пребывает в эйфории и сможет объективно рассмотреть не только финансовую информацию. Его задача – ответить на простые вопросы:

  • Насколько жизнеспособна идея?
  • Насколько ваш продукт будет пользоваться спросом сегодня? Чем вы будете отличаться от конкурентов?

Каждая бизнес-идея, каждый случай индивидуален. И нужно рассматривать их предельно внимательно.

2. Ориентируйтесь на среднюю цену по отрасли

Фото с сайта webcity.su
Фото с сайта webcity.su

Для оценки эффективности проекта ни в коем случае не стоит ориентироваться на ценовой максимум и ценовой минимум, который будет установлен для продукта или услуги.

Выходить на рынок и пытаться демпинговать – рискованно. Можно проесть оборотные средства, вкладывая деньги в то, чтобы закрепиться на рынке. А потом так и не выйти на нормальную цену.

Ориентироваться на ценовой максимум не менее рискованно: на рынке уже работают компании, которые продают тот же самый продукт дешевле, чем вы намерены это делать. А значит, клиенты ориентированы на более низкую цену.

Таким образом, наилучшая цена для оценки – средняя по рынку.

3. Реалистично оценивайте свою долю рынка

Фото с сайта edimdoma.ru
Фото с сайта edimdoma.ru

Мне приходилось сталкиваться со стартапами, которые оценивают свои возможности исходя из всей емкости рынка. 

На самом деле очень важно представлять – каким будет именно ваш кусок пирога. Здесь тоже нужно избегать крайностей и адекватно оценивать свои возможности.

На этом этапе очень важно обратить внимание на такой показатель, как точка безубыточности. Рекомендую ответить на 2 вопроса:

  • Какая доля имеющегося рынка позволит вам полностью покрывать свои расходы?
  • В какой срок вы сможете достичь точку безубыточности?

4. При расчете объема инвестиций помните о подушке безопасности

Здесь можно вспомнить историю о том, что при планировании ремонта в квартире предполагаемую сумму затрат нужно умножить на три – это и будут примерные расходы. В бизнесе было бы хорошо применить те же правила. Однако многое зависит от того, чьи деньги вы намерены использовать.

Фото с сайта aluminios-osorio.com
Фото с сайта aluminios-osorio.com

Если у вас достаточно средств, чтобы трижды покрыть планируемый уровень вложений, это огромный плюс: вы финансово независимы и можете обеспечить стабильный рост за счет собственных источников. Но довольно часто приходится обращаться за финансированием к инвесторам. А у них можно попросить только суммы, обоснованные бизнес-планом.

Как правило, на формирование подушки безопасности можно привлечь не более 20% от всего объема привлекаемых инвестиций.

5. Непрерывный денежный поток – обязательное условие 

Любой бизнес может столкнуться с непредвиденными ситуациями. Скажем, клиент не может заплатить в срок и просит отсрочки платежа как раз в тот момент, когда компании нужно срочно произвести расходы. Поэтому планировать свою деятельность нужно так, чтобы на любом этапе работы сальдо было положительным.

Фото с сайта velvet.by
Фото с сайта velvet.by

Учитывать нужно и возможные проблемы у контрагентов, и ситуацию в экономике. Конечно, все возможные инфляции и девальвации просчитать заранее вряд ли удастся. 

Но в первоначальных оценках ориентироваться нужно на самый пессимистичный из возможных сценариев.

Перед стартом проекта обязательно убедитесь, что бизнес будет обеспечен деньгами практически при любых внешних обстоятельствах.

Новости компаний
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.