Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2515 -0,0101
  • 3,46 EUR 3,4633 -0,013
  • 3,48 100 RUB 3,4844 +0,0032
  • 10 CNY 4,4747 -0,0127
Финансы «Про бизнес» 12 июля 2016

«Инвестиции в Сингапур кажутся куда более sexy». Как белорусским компаниям привлечь финансирование через облигации

Фото с сайта b2bbuh.ru
Фото с сайта b2bbuh.ru

«Про бизнес.» продолжает размещать материалы о том, как и где бизнесу найти сегодня источники финансирования и развития. Последние полтора года все больше компаний стали работать с таким инструментом, как выпуск корпоративных облигаций. Вот мнение Владимира Симонова, заместителя директора ООО «ВестБизнесГруп» (услуги инвестиционного банкинга на долговых рынках капитала) об особенностях и рисках, с которыми можно столкнуться, размещая облигации компании на белорусском рынке.

— Депозиты, предоставляющие практически одинаковые условия по размеру процентных ставок, стали в Беларуси безальтернативным объектом вложений для многих физлиц. Вклады, сохранность которых гарантирована государством — вещь хорошая.

В то же время из-за обесценивания размещенных сумм реальный процент доходности как правило невысокий.


Первые, меньшинство, реагируют исключительно на величину процента, слабо интересуясь финансовым положением предприятия, перспективами его развития, руководствуясь при покупке облигаций собственным внутренним убеждением. Для нас показателен был пример, к
Владимир Симонов
Заместитель директора компании «ВестБизнесГруп»

Можно привести в пример первые выпуски облигаций «Евроторга», доход по которым был выше, чем предлагали банки в качестве платы за размещение во вклад. Это и послужило одной из главных причин ажиотажа вокруг ценных бумаг ритейлера.

Облигации размешали и другие компании. Например, летом прошлого года началось обращение ценных бумаг ЗАО «Юнифуд» (сеть АЛМИ). В августе 2015 о выпуске валютных облигаций объявил застройщик СООО «Сигмаполюс». У компании это был первый выпуск.

Облигации выпускают в Беларуси крупные белорусские компании, работающие, например, в сфере оптовых продаж, производства и т.д.

ТЦ Титан (застройщик СООО "Сигмаполюс"). Фото с сайта kontakt.by
ТЦ Титан (застройщик СООО «Сигмаполюс»). Фото с сайта kontakt.by

Итак, зачем компаниям выходить на рынок облигаций в попытке привлечь деньги инвесторов, а не ограничиваться общением с кредитными специалистами банков?

Вот несколько причин.

Почему компании выпускают облигации

1. Как бы размыто это ни звучало, создается положительная инвестиционная репутация, пресловутый track record. Все знают, что рынок банковского кредитования периодически бывает «заморожен». Еще совсем недавно в течение нескольких месяцев подряд рост кредитных портфелей искусственно ограничивался одним процентом в месяц.

Естественно, компании, для которых использование заемных ресурсов критически важно, несли серьезные потери, как финансовые, так репутационные, не имея возможности вовремя выполнить собственные обязательства.

Аллокация (распределение облигаций среди множества инвесторов, не связанных внезапно получаемыми «рекомендациями» профильных регулирующих органов) стала способом продолжить стабильную работу на резко «схлопнувшемся» кредитном рынке.

Компании, которые уже протестировали эту «опцию» во время относительной стабильности, в будущем могут воспользоваться выпуском облигаций как запасным вариантом.

2. Возможность для эмитента самостоятельно структурировать долг, ориентируясь на рынок, обращая внимания на тот эталон [процентную ставку, — прим. «Про бизнес.»], который эмитент считает ключевым при определении доходности, выплачиваемой инвесторам.

Здесь происходит конкуренция с банками за лиц, обладающих свободными денежными средствами. Исход борьбы зависит от разницы с рыночными ставками по банковским вкладам. Эта разница и является премией инвесторам за риск.

3. Продажа собственных облигаций избавляет от издержек, связанных с получением банковского кредита. И, главное, от необходимости исполнения прописываемых в кредитных договорах ковенант. Мы часто слышим, читаем и пересказываем истории, где заемщики описывают свои взаимоотношения с банками, не стесняясь в выражениях.

Особенно это касается нынешнего, сложного для бизнеса периода, когда просто переоценка залога и требование либо его усиления, либо погашения части задолженности может привести к банкротству и потере бизнеса как такового. Хотя, конечно, мнение кредитополучателей о банках не всегда справедливое. Долги, разумеется, надо выплачивать, а инвестиционные проекты оценивать без лишнего оптимизма, заранее просчитывая риски и последствия негативных сценариев.

Риски

Сингапурская фондовая биржа. Фото с сайта todayonline.com
Сингапурская фондовая биржа. Фото с сайта todayonline.com

Главный вопрос, который задают предприятия, рассматривая для себя возможность размещения облигаций на рынке: «купят ли наши облигации?».

Ответим коротко: вероятность 50 на 50. Это все те же риски, которые несет в себе принятие любого решения: облигациями компаний может никто не заинтересоваться, равно как могут не оправдаться ожидания от старта любого коммерческого проекта.Повышение привлекательности облигаций во многом зависит от маркетинговых активностей. Продать свой долг можно, показав его преимущества в качестве объекта альтернативного банковским депозитам вложения. Например, льготный режим операций по облигациям, которым могут пользоваться инвесторы-юридические лица, повышает эффективную ставку процентного дохода на размер налога на прибыль. То есть, для инвесторов-юрлиц автоматически увеличивается размер доходности — по сравнению с процентом, получаемым от средств, размещенных на депозите.

Конечно, есть еще одна причина, по которой 10+% годовых, предлагаемых белорусскими компаниями, для многих инвесторов-физлиц менее привлекательны, чем 8,5% годовых доходности от акций, например, сингапурского ИТ-гиганта.

Инвестиции в Сингапур кажутся куда более sexy, чем инвестиции в адрес не всем известных белорусских компаний, которые выпускают облигации.

Что компаниям важно знать про инвесторов

Проанализировав наш опыт работы с облигациями, можно разделить инвесторов на 2 группы (исходя из их движущих мотивов, а также отношений к риску):

1. Первые, меньшинство, реагируют исключительно на величину процента, слабо интересуясь финансовым положением предприятия, перспективами его развития, руководствуясь при покупке облигаций собственным внутренним убеждением.

Показательный пример: одна из компаний неожиданно стала заключать договоры покупки-продажи с инвесторами на сотни миллионов рублей, привлекая в два раза более высокой, чем рыночная, ставкой. И такой случай считать исключительным нельзя: доходность, намного превышающая рыночную, всегда заинтересует тех, чей порог принятия риска выше, нежели у большинства. В конце концов, существует рынок «серых» займов под гигантский процент или полулегальные «биржи кредитов» в Интернете, где доверить деньги контрагенту, на наш взгляд, все равно, что одолжить сто долларов первому встречному на условиях «пообещай, что принесешь завтра».

2. Второй тип: большинство. Заемщики оценивают собственный риск хотя бы посредством изучения эмиссионных документов, иной доступной информации о компании, ознакомления с бизнесом заемщика и консультаций со специалистами. Эти заемщики финансово грамотны, не пугаются слова «бездокументарный» и заинтересованы в том, чтобы получить доход на инвестированный капитал в соответствующем их ожиданиям размере.

Читайте также

Где бизнесу искать финансирование в 2016 — ответы в таблицах

Хотите мгновенно получать уведомления о новых материалах и событиях «Про бизнес.»? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

https://t.me/probusiness_io

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.