Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Финансы «Про бизнес» 23 августа 2016

Как работают облигации на практике: примеры белорусских компаний

Фото с сайта pixabay.com
Фото с сайта pixabay.com

Облигации могут быть интересны бизнесу не только как замена кредиту — из-за более низкого процента выплат за привлеченное финансирование. Облигации также помогают структурировать долг, «оттягивая» возврат денег на более поздний период. Как это работает на практике и для чего нужно, объясняет Владимир Симонов, заместитель директора компании «ВестБизнесГруп».

— «Что лучше: облигации или кредит?» — пожалуй, именно так звучит главный вопрос, который задают представители компаний, которых интересует возможность эмиссии долговых ценных бумаг.


Первые, меньшинство, реагируют исключительно на величину процента, слабо интересуясь финансовым положением предприятия, перспективами его развития, руководствуясь при покупке облигаций собственным внутренним убеждением. Для нас показателен был пример, к
Владимир Симонов
Заместитель директора компании «ВестБизнесГруп»

О классических плюсах облигаций мы уже рассказывали. Самым важным из них остается именно более низкий, чем по кредиту, процент заимствований. Можно привести примеры из практики белорусских компаний в 2012-2014:

  • Несколько выпусков облигаций борисовского предприятия, которое производит нефтехимическую и лесохимическую продукцию (общий объем € 2 млн и $ 1 млн сроком на три, четыре и пять лет. Ставка 8,25% годовых, без обязательства досрочного выкупа)
  • Размещение дебютного выпуска (2 400 штук) облигаций завода по производству полимерной тары. Номинальная стоимость € 1 000 каждая. (Ставка: ежеквартальная выплата дохода в размере 8,5% годовых в течение 5 лет).
  • Одна из эмиссий предприятия по выпуску чулочно-носочных изделий, объемом 80 млрд белорусских рублей. «Купон» (выплата по облигациям): ставка рефинансирования + 10%, в белорусских рублях.

Но есть у облигаций также и другие преимущества, не менее важные, чем более низкая, в сравнении с кредитом, стоимость обслуживания долга.

С помощью ценных бумаг можно структурировать финансирование в период активной фазы инвестиционных проектов.

Пример 1 — девелоперский бизнес

До 2015 девелоперский бизнес часто становился побочным коммерческим занятием собственников классических промышленных предприятий.

Снизить процентную ставку по привлечению ресурсов (по сравнению с кредитом) можно несколькими способами.

1. Представим промышленное предприятие, которое получает валютную выручку от экспорта собственной продукции. Назовем его «старшая» компания. Она может выпустить облигации, номинированные в иностранной валюте с рыночной ставкой (с учетом налоговой льготы) 9%-9,5% годовых и продать их банку. Т.е. привлечь ресурсы под финансирование строительства. Это выгоднее, чем брать кредит, например, под 11,2% годовых.

2. Промышленное («старшее») предприятие создает девелоперскую компанию. Компания параллельно осуществляет эмиссию т.н. индексированных облигаций. Это значит, что процентный доход по облигациям равен 9-9,5% в белорусских рублях. Но при этом он еще и индексируется на процент (индекс) девальвации белорусского рубля — к евро.

Таким образом размер процентного дохода и сумма основного долга по облигациям изменяются пропорционально изменению обменного курса.

Фото с сайта restbee.ru
Фото с сайта restbee.ru

Почему это выгодно? Если курс белорусского рубля по отношению к евро стабилен, то компании привлекают кредиты под 9%-9,5% в белорусских рублях (индексация при этом минимальная). Тогда как кредит в национальной валюте мог бы обойтись по ставке в 27%. До последнего времени такая ставка была не редкостью.

Иными словами, заемщик при стабильном курсе выплачивает инвестору одну и ту же сумму процентов в белорусских рублях и пользуется привлеченными деньгами по более низким ставкам, чем по кредиту.

Вспомним также, что компания, выпустившая индексируемые облигации, занимается тем, что предоставляет помещения в аренду. Она «привязывает» арендную плату к курсу евро. То есть квадратный метр стоит условные € 10 в месяц. Аренда выплачивается ежемесячно в белорусских рублях — по курсу на день оплаты.

Таким образом, если курс национальной валюты по отношению к евро ослабевает — компания выплачивает большее количество белорусских рублей процентов по облигациям. Но и арендную плату, которая привязана к изменению курса евро, в белорусских рублях она также получит более высокую.

Инвестор, купивший облигацию, защищен — он всегда знает, что процентная ставка индексируется, и он сможет купить на полученные белорусские рубли нужную сумму евро.

Риски: падение ставок арендной платы. 2015 и 2016 это подтверждает. Когда проекты в строительстве были инициированы, бизнесмены в расчетах cash flow исходили из ставок арендной платы в € 20 евро за квадратный метр. Сейчас, как мы знаем, за счастье и € 8 евро. Соответственно, выручки от сдачи помещений в аренду для обслуживания заемных средств не хватает.

Если бы у «старшей» компании не было валютной выручки, девальвация привела бы к тому, что «младшей» компании не хватило бы белорусских рублей на обслуживание долга по облигациям.

Пример 2 — облигации крупного оператора логистического центра

Можно использовать комбинацию конвертируемых дисконтных и неконвертируемых процентных облигаций.

Что такое конвертируемые дисконтные облигации:

  • Конвертируемость — возможность заменить облигации, например, первого выпуска — на облигации второго выпуска, при согласии инвесторов. То есть, облигации первого выпуска не надо выкупать и искать на это деньги.
  • Дисконт — привлечение ресурсов ниже номинальной стоимости. Например, дисконтные облигации по ставке 10% + номинальная стоимость (основной долг) продаются инвесторам по € 910 евро. А погашаются (выкупаются обратно) через год за € 1 000 евро. Это и создает доход инвесторам. Отметим, что доходы от операций с облигациями не облагаются налогом.

Фактически, держатели конвертируемых дисконтных облигаций получают свой доход в конце срока обращения нескольких эмиссий (конвертируемость, как мы говорили выше, предполагает, что держатели дисконтных облигаций обменяют их на долговые бумаги следующих выпусков). В отличие от получения периодических платежей по процентным облигациям.

Почему это выгодно? Получив предварительное согласие инвесторов, девелопер в течение длительного периода не будет осуществлять никаких выплат — ни по сумме основного долга, ни по сумме процентов. Реально рассчитываться с инвесторами он начнет уже по следующим выпускам.

Чем можно заинтересовать инвесторов в данном случае? Высокой процентной ставкой.

Один общий риск для эмитента

В последнее время инвесторы могут использовать «оферту» — право предъявить эмитенту обязанность выкупить облигации в заранее оговоренные сроки.

Сами по себе облигации хороши тем, что размер процентной ставки не может быть изменен в одностороннем порядке, как это случается с кредитами. Но если установленный в проспекте параметр станет слишком отличаться от курса валют на рынке и документально закреплено право инвестора о досрочном погашении облигаций — это право будет, безусловно, реализовано.

Мы знаем случай, когда один из банков предложил эмитенту необычайно льготные условия по проценту выплат по облигациям — 7,5% годовых. Во время сделки по выкупу банком облигаций неопытный эмитент пропустил информацию о наличии трехмесячной «оферты». Либо просто не придал этому пункту должного значения.

Через девяносто дней эмитент получил требование выкупить бумаги обратно. А в ответ на недоумение банк сделал предложение — дать кредит на выкуп облигаций. Раз своих денег нет. Уже, конечно, по совершенно другой ставке и в иной валюте.

Это и была конечная цель банка — получить крупного кредитополучателя.

Типы облигаций

Фото с сайта bcse.by
Фото с сайта bcse.by

Корпоративные облигации. Регистрация осуществляется Департаментом по ценным бумагам Минфина.

Биржевые облигации. Допуск к размещению и обращению нужно получать на Белорусской валютно-фондовой бирже. Могут выпускаться только в белорусских рублях, на срок до двух лет и без какого-либо обеспечения. Важный момент: в отличие от корпоративных облигаций, которые могут быть обеспечены исключительно недвижимостью, транспортными средствами, банковской гарантией, договором страхования ответственности либо поручительством юридических лиц, для повышения привлекательности «биржевого» долга вы сможете указать в эмиссионных документах любой залог.

Выпустить биржевые облигации могут компании, у которых:

1. Стоимость чистых активов равна или превышает 100 000 базовых величин.

2. Не имеющие убытков за два предыдущих года либо на последнюю отчетную дату.

3. Ценные бумаги уже обращаются в торговой системе биржи. Однако если это ОАО, то его акции присутствуют в котировальных списках БФВБ автоматически. Если нет, то необходимо делать «технический» выпуск корпоративных облигаций, и уже затем провести листинг на Белорусской валютно-фондовой бирже.

И здесь могут возникнуть сложности. Отбор эмитентов в Департаменте по ценным бумагам, который регистрирует корпоративные облигации, строже. Коэффициенты текущей ликвидности и обеспечения должны соответствовать нормативным значениям. Здесь отсеиваются многие потенциально привлекательные эмитенты. Виды обеспечения можно комбинировать: не хватает поручительства — можно добавить недвижимость. Есть товары в обороте — можно попытаться привлечь банковскую гарантию.

В отличие от биржевых облигаций, ни срок, ни валюта заимствования корпоративных облигаций не ограничены. Но это, конечно, только в теории. Как правило, банки готовы вкладываться максимум в пятилетние облигации, а небанковский рынок заинтересован в исключительно высокой ликвидности.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.